Файл: Анализ бюджета Кемеровской областиКузбасса за 20222024 гг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ бюджета Кемеровской области-Кузбасса за 2022-2024 гг.

Таблица – Анализ доходов бюджета Кемеровской области-Кузбасса

Показатель

Величина,

Структура, %

Темп роста, %

Изменение доли в структуре, %

2022

2023

2024

2022

2023

2024

2023/

2022

2024/

2023

2024/

2022

2023/

2022

2024/

2023

2024/

2022

Налоговые и неналоговые доходы

247542863

149478417

151491690

82,3

75,7

73,9

60,4

101,3

61,2

-6,6

-1,8

-8,5

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

191666117

102552066

103042514

63,7

51,9

50,2

53,5

100,5

53,8

-11,8

-1,7

-13,5

Налог на прибыль организаций

145686216

58726065

57182268

48,5

29,7

27,9

40,3

97,4

39,3

-18,7

-1,9

-20,6

Налог на доходы физических лиц

45979901

43826001

45860246

15,3

22,2

22,4

95,3

104,6

99,7

6,9

0,2

7,1

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

14487790

15224842

15665481

4,8

7,7

7,6

105,1

102,9

108,1

2,9

-0,1

2,8

Налог на совокупный доход

6022400

5419179

5607004

2,0

2,7

2,7

90,0

103,5

93,1

0,7

0,0

0,7

Налог на имущество , в т.ч.

13828916

14488117

15388240

4,6

7,3

7,5

104,8

106,2

111,3

2,7

0,2

2,9

- налог на имущество организаций

11514805

12126852

12976960

3,8

6,1

6,3

105,3

107,0

112,7

2,3

0,2

2,5

- транспортный налог

2310751

2357905

2407920

0,8

1,2

1,2

102,0

102,1

104,2

0,4

0,0

0,4

- транспортный налог с организаций

521256

522229

523326

0,2

0,3

0,3

100,2

100,2

100,4

0,1

0,0

0,1

- транспортный налог с физических лиц

1789495

1835676

1884594

0,6

0,9

0,9

102,6

102,7

105,3

0,3

0,0

0,3

- налог на игорный бизнес

3360

3360

3360

0,0

0,0

0,0

100,0

100,0

100,0

0,0

0,0

0,0

Платежи за пользование природными ресурсами

1143087

9017584

8980716

0,4

4,6

4,4

788,9

99,6

785,7

4,2

-0,2

4,0

в т.ч. налог на добычу полезных ископаемых

11431619

9015151

8978283

3,8

4,6

4,4

78,9

99,6

78,5

0,8

-0,2

0,6

- налог на добычу полезных ископаемых в виде угля

5049436

4352826

4624063

1,7

2,2

2,3

86,2

106,2

91,6

0,5

0,1

0,6

- налог на добычу полезных ископаемых в виде железной руды

233529

167637

156009

0,1

0,1

0,1

71,8

93,1

66,8

0,0

0,0

0,0

- сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных ресурсов

2468

2433

2433

0,0

0,0

0,0

98,6

100,0

98,6

0,0

0,0

0,0

Государственная пошлина

336437

342601

345346

0,1

0,2

0,2

101,8

100,8

102,6

0,1

0,0

0,1

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности

7281613

352587

3503881

2,4

0,2

1,7

4,8

993,8

48,1

-2,2

1,5

-0,7

Доходы от размещения средств бюджетов

6920001

130000

130000

2,3

0,1

0,1

1,9

100,0

1,9

-2,2

0,0

-2,2

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

155766

20001

20001

0,1

0,0

0,0

12,8

100,0

12,8

0,0

0,0

0,0

Административные платежи и сборы

10237

10737

11237

0,0

0,0

0,0

104,9

104,7

109,8

0,0

0,0

0,0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

1206168

1094604

1096660

0,4

0,6

0,5

90,8

100,2

90,9

0,2

0,0

0,1

Прочие неналоговые доходы

3026

3026

3026

0,0

0,0

0,0

100,0

100,0

100,0

0,0

0,0

0,0

Безвозмездные поступления:

53132614

48030244

53626411

17,7

24,3

26,1

90,4

111,7

100,9

6,6

1,8

8,5

Всего доходов

300675478

197508661

205118401

100,0

100,0

100,0

65,7

103,9

68,2

0,0

0,0

0,0


Анализ данных таблицы показывает, что доходы бюджета Кемеровской области в 2012-2024 гг. уменьшатся с 300675478 тыс. руб. до 205118401 тыс. руб. Снижение составит 34,3 % в 2023 году, в 2024 по сравнению с 2023 г. прирост составит 3,9 %, в целом за анализируемый период доходы снизятся на 31,8 %(100-38,2).

Уменьшение доходов произойдет за счет снижения налоговых доходов, в том числе налога на прибыль на 60, 7%; налога на доходы физических лиц на 0,3 %; налога на совокупный доход на 6,9 %; платежей за пользование природными ресурсами на 53,1 %.

Положительно на изменение доходов повлияет прирост налогов на товары (работы, услуги) (акцизы) на 8,1 %; налога на имущество на 11,3 %; государственной пошлины на 2,3 %.

Кроме того, снижение доходов бюджета произойдет за счет неналоговых доходов, в том числе доходов от использования имущества на 51,9 %; доходов от размещения средств бюджета на 98,1 %; доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 87,2 %; штрафов, санкций на 9,1 %

Положительно на изменение доходов повлияет прирост административных платежей и сборов на 9,8 %.

Величина безвозмездных поступлений за 2022-2024 гг. вырастет на 0,9 %.

В рассматриваемом периоде наибольшую долю в структуре доходов области занимают налоговые и неналоговые доходы, доля которых уменьшится с 82,3 % до 73,9 %, в том числе:

- доля налога на прибыль снизится с 48,5% (2022 г.) до 27,9 % (2024 г.);

- доля налога на доходы физических лиц вырастет с 15,3 % (2022 г.) до 22,4 %(2024).

В структуре доходов бюджета увеличится доля акцизов (с 4,8 5 до 7,6 %), налогов на имущество с 4,6 % до 7,5 %;

Доля доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, уменьшится с 2,4 % до 1,7 %; доходов от размещения средств бюджетов – с 2,3 % до 0,1 %;

Доля безвозмездных поступлений вырастет с 17,7 % (2022 г.) до 26,1 %(2024 г.).

Таким образом, изменение доходов бюджета определяет снижение доли налоговых и неналоговых доходов и рост безвозмездных поступлений, что свидетельствует о низкой эффективности управления формированием бюджета.

Таблица 2 – Анализ расходов бюджета

Наименование

Величина, тыс. руб.

Структура, %

Темп прироста, %

Изменение структуры, %

2022

2023

2024

2022

2023

2024

2023/

2022

2024/

2023

2024/

2022

2023/

2022

2024/

2023

2024/

2022

Общегосударственные вопросы

5879845,6

3469607,5

3476847,7

2,14

1,46

1,58

59,01

100,21

59,13

-0,68

0,12

-0,56

Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования

58793

55552,4

55552,4

0,02

0,02

0,03

94,49

100,00

94,49

0,00

0,00

0,00

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований

156381,1

147098,9

147098,9

0,06

0,06

0,07

94,06

100,00

94,06

0,00

0,00

0,01

Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций

515490,8

478361,3

478361,3

0,19

0,20

0,22

92,80

100,00

92,80

0,01

0,02

0,03

Судебная система

693212,4

524243

524219,8

0,25

0,22

0,24

75,63

100,00

75,62

-0,03

0,02

-0,01

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора

315669,2

286475,7

286475,7

0,12

0,12

0,13

90,75

100,00

90,75

0,01

0,01

0,02

Обеспечение проведения выборов и референдумов

85138,7

63205,6

63205,6

0,03

0,03

0,03

74,24

100,00

74,24

0,00

0,00

0,00

Резервные фонды

500000

100000

100000

0,18

0,04

0,05

20,00

100,00

20,00

-0,14

0,00

-0,14

Другие общегосударственные вопросы

3555160,4

1814670,6

1821934

1,30

0,76

0,83

51,04

100,40

51,25

-0,53

0,06

-0,47

Национальная оборона

33493,2

32306,7

33408,1

0,01







96,46

103,41

99,75

-0,01

0,00

-0,01

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

794675,6

990777,7

649484,8

0,29

0,42

0,30

124,68

65,55

81,73

0,13

-0,12

0,01

Гражданская оборона

62435,5

76728,5

29935,6

0,02

0,03

0,01

122,89

39,01

47,95

0,01

-0,02

-0,01

Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарная безопасность

590378,2

801895

507395

0,22

0,34

0,23

135,83

63,27

85,94

0,12

-0,11

0,02

Миграционная политика

18900,5

11648,3

11648,3

0,01

0,00

0,01

61,63

100,00

61,63

0,00

0,00

0,00

Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности

122961,4

100505,9

100505,9

0,04

0,04

0,05

81,74

100,00

81,74

0,00

0,00

0,00

Национальная экономика

47245007

55118089,5

50306416,4

17,21

23,20

22,87

116,66

91,27

106,48

5,99

-0,33

5,66

Общеэкономические вопросы

1443541,6

790420,6

793886

0,53

0,33

0,36

54,76

100,44

55,00

-0,19

0,03

-0,16



Итого расходов

274490949

237585790

219970694,2

100

100

100

86,56

92,59

80,14

0,00

0,00

0,00

Итого доходов

300675478

197508661

205118401




























Дефицит/профицит

26184528,6

-40077129,4

-14852293,2































Профицит

Дефицит

Дефицит




























Величина расходов бюджета в 2023 г. по сравнению с 2022 годом уменьшится 274490949,4 тыс. руб. до 219970694,2тыс. руб., т.е. на 15,9 %.

Уменьшение расходов произойдет в результате снижения:

- расходов на общегосударственные вопросы на 40,9 %;

- расходов на функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на 5,5 %;

- расходов на судебную систему на 24,4 %;


- расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность на 18,3 %;

- расходов на сельское хозяйство на 11,7 %;

- расходов на жилищно-коммунальное хозяйство на 47,7 %;

- расходов на образование на 12 %;

- расходов на культуру и кинематографию на 43,5 %;

- расходов на здравоохранение на 4 %;

- расходов на социальную политику на 7,8 %;

- расходов на физкультуру и спорт на 81,2 %;

- расходов на средства массовой информации на 37 %;

- расходов на межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на 67,3 %.

При этом выросла величина расходов на следующие цели: на национальную экономику на 6,5 %; на лесное хозяйство на 22,4 %; дорожное хозяйство на 24,6 %; охрану окружающей среды на 4 %; обслуживание муниципального долга на 276 %;

В 2022-2024 гг. наибольший удельный вес в расходах бюджета составили:

- на национальную экономику, доля которых выросла с 17,2 % до 22,9 %;

- на дорожное хозяйство, доля которых выросла с 11,8 % до 18,4 %;

- на жилищно-коммунальное хозяйство, доля которых снизится с 12 % до 7,8 %;

- на образование, доля которых выросла с 19,8 % до 21,7 %;

- на здравоохранение, доля которых снизится с 11,1 % до 8,5 %;

- на социальную политику, доля которых вырастет с 21,6 % до 24,9 %;

- на межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, доля которых уменьшится с 9,4 % до 4,8 %.

В целом в 2022 бюджет принят с профицитом (доходы превышают расходы).

В 2023-2024 гг. имеет место дефицит бюджета.

Наиболее приоритетным вопросом в исполнения бюджета области 2023-2024 гг. являлся вопрос собираемости налогов. Решение данной проблемы позволит сократить дефицит бюджета и стимулировать рост поступлений в будущих периодах.