Файл: Анализ бюджета Кемеровской областиКузбасса за 20222024 гг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ бюджета Кемеровской области-Кузбасса за 2022-2024 гг.
Таблица – Анализ доходов бюджета Кемеровской области-Кузбасса
Показатель | Величина, | Структура, % | Темп роста, % | Изменение доли в структуре, % | |||||||||
2022 | 2023 | 2024 | 2022 | 2023 | 2024 | 2023/ 2022 | 2024/ 2023 | 2024/ 2022 | 2023/ 2022 | 2024/ 2023 | 2024/ 2022 | ||
Налоговые и неналоговые доходы | 247542863 | 149478417 | 151491690 | 82,3 | 75,7 | 73,9 | 60,4 | 101,3 | 61,2 | -6,6 | -1,8 | -8,5 | |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ | 191666117 | 102552066 | 103042514 | 63,7 | 51,9 | 50,2 | 53,5 | 100,5 | 53,8 | -11,8 | -1,7 | -13,5 | |
Налог на прибыль организаций | 145686216 | 58726065 | 57182268 | 48,5 | 29,7 | 27,9 | 40,3 | 97,4 | 39,3 | -18,7 | -1,9 | -20,6 | |
Налог на доходы физических лиц | 45979901 | 43826001 | 45860246 | 15,3 | 22,2 | 22,4 | 95,3 | 104,6 | 99,7 | 6,9 | 0,2 | 7,1 | |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 14487790 | 15224842 | 15665481 | 4,8 | 7,7 | 7,6 | 105,1 | 102,9 | 108,1 | 2,9 | -0,1 | 2,8 | |
Налог на совокупный доход | 6022400 | 5419179 | 5607004 | 2,0 | 2,7 | 2,7 | 90,0 | 103,5 | 93,1 | 0,7 | 0,0 | 0,7 | |
Налог на имущество , в т.ч. | 13828916 | 14488117 | 15388240 | 4,6 | 7,3 | 7,5 | 104,8 | 106,2 | 111,3 | 2,7 | 0,2 | 2,9 | |
- налог на имущество организаций | 11514805 | 12126852 | 12976960 | 3,8 | 6,1 | 6,3 | 105,3 | 107,0 | 112,7 | 2,3 | 0,2 | 2,5 | |
- транспортный налог | 2310751 | 2357905 | 2407920 | 0,8 | 1,2 | 1,2 | 102,0 | 102,1 | 104,2 | 0,4 | 0,0 | 0,4 | |
- транспортный налог с организаций | 521256 | 522229 | 523326 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 100,2 | 100,2 | 100,4 | 0,1 | 0,0 | 0,1 | |
- транспортный налог с физических лиц | 1789495 | 1835676 | 1884594 | 0,6 | 0,9 | 0,9 | 102,6 | 102,7 | 105,3 | 0,3 | 0,0 | 0,3 | |
- налог на игорный бизнес | 3360 | 3360 | 3360 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Платежи за пользование природными ресурсами | 1143087 | 9017584 | 8980716 | 0,4 | 4,6 | 4,4 | 788,9 | 99,6 | 785,7 | 4,2 | -0,2 | 4,0 | |
в т.ч. налог на добычу полезных ископаемых | 11431619 | 9015151 | 8978283 | 3,8 | 4,6 | 4,4 | 78,9 | 99,6 | 78,5 | 0,8 | -0,2 | 0,6 | |
- налог на добычу полезных ископаемых в виде угля | 5049436 | 4352826 | 4624063 | 1,7 | 2,2 | 2,3 | 86,2 | 106,2 | 91,6 | 0,5 | 0,1 | 0,6 | |
- налог на добычу полезных ископаемых в виде железной руды | 233529 | 167637 | 156009 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 71,8 | 93,1 | 66,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
- сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных ресурсов | 2468 | 2433 | 2433 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 98,6 | 100,0 | 98,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Государственная пошлина | 336437 | 342601 | 345346 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 101,8 | 100,8 | 102,6 | 0,1 | 0,0 | 0,1 | |
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности | 7281613 | 352587 | 3503881 | 2,4 | 0,2 | 1,7 | 4,8 | 993,8 | 48,1 | -2,2 | 1,5 | -0,7 | |
Доходы от размещения средств бюджетов | 6920001 | 130000 | 130000 | 2,3 | 0,1 | 0,1 | 1,9 | 100,0 | 1,9 | -2,2 | 0,0 | -2,2 | |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 155766 | 20001 | 20001 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 12,8 | 100,0 | 12,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Административные платежи и сборы | 10237 | 10737 | 11237 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 104,9 | 104,7 | 109,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 1206168 | 1094604 | 1096660 | 0,4 | 0,6 | 0,5 | 90,8 | 100,2 | 90,9 | 0,2 | 0,0 | 0,1 | |
Прочие неналоговые доходы | 3026 | 3026 | 3026 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Безвозмездные поступления: | 53132614 | 48030244 | 53626411 | 17,7 | 24,3 | 26,1 | 90,4 | 111,7 | 100,9 | 6,6 | 1,8 | 8,5 | |
Всего доходов | 300675478 | 197508661 | 205118401 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 65,7 | 103,9 | 68,2 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Анализ данных таблицы показывает, что доходы бюджета Кемеровской области в 2012-2024 гг. уменьшатся с 300675478 тыс. руб. до 205118401 тыс. руб. Снижение составит 34,3 % в 2023 году, в 2024 по сравнению с 2023 г. прирост составит 3,9 %, в целом за анализируемый период доходы снизятся на 31,8 %(100-38,2).
Уменьшение доходов произойдет за счет снижения налоговых доходов, в том числе налога на прибыль на 60, 7%; налога на доходы физических лиц на 0,3 %; налога на совокупный доход на 6,9 %; платежей за пользование природными ресурсами на 53,1 %.
Положительно на изменение доходов повлияет прирост налогов на товары (работы, услуги) (акцизы) на 8,1 %; налога на имущество на 11,3 %; государственной пошлины на 2,3 %.
Кроме того, снижение доходов бюджета произойдет за счет неналоговых доходов, в том числе доходов от использования имущества на 51,9 %; доходов от размещения средств бюджета на 98,1 %; доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 87,2 %; штрафов, санкций на 9,1 %
Положительно на изменение доходов повлияет прирост административных платежей и сборов на 9,8 %.
Величина безвозмездных поступлений за 2022-2024 гг. вырастет на 0,9 %.
В рассматриваемом периоде наибольшую долю в структуре доходов области занимают налоговые и неналоговые доходы, доля которых уменьшится с 82,3 % до 73,9 %, в том числе:
- доля налога на прибыль снизится с 48,5% (2022 г.) до 27,9 % (2024 г.);
- доля налога на доходы физических лиц вырастет с 15,3 % (2022 г.) до 22,4 %(2024).
В структуре доходов бюджета увеличится доля акцизов (с 4,8 5 до 7,6 %), налогов на имущество с 4,6 % до 7,5 %;
Доля доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, уменьшится с 2,4 % до 1,7 %; доходов от размещения средств бюджетов – с 2,3 % до 0,1 %;
Доля безвозмездных поступлений вырастет с 17,7 % (2022 г.) до 26,1 %(2024 г.).
Таким образом, изменение доходов бюджета определяет снижение доли налоговых и неналоговых доходов и рост безвозмездных поступлений, что свидетельствует о низкой эффективности управления формированием бюджета.
Таблица 2 – Анализ расходов бюджета
Наименование | Величина, тыс. руб. | Структура, % | Темп прироста, % | Изменение структуры, % | ||||||||||
2022 | 2023 | 2024 | 2022 | 2023 | 2024 | 2023/ 2022 | 2024/ 2023 | 2024/ 2022 | 2023/ 2022 | 2024/ 2023 | 2024/ 2022 | |||
Общегосударственные вопросы | 5879845,6 | 3469607,5 | 3476847,7 | 2,14 | 1,46 | 1,58 | 59,01 | 100,21 | 59,13 | -0,68 | 0,12 | -0,56 | ||
Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования | 58793 | 55552,4 | 55552,4 | 0,02 | 0,02 | 0,03 | 94,49 | 100,00 | 94,49 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||
Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований | 156381,1 | 147098,9 | 147098,9 | 0,06 | 0,06 | 0,07 | 94,06 | 100,00 | 94,06 | 0,00 | 0,00 | 0,01 | ||
Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций | 515490,8 | 478361,3 | 478361,3 | 0,19 | 0,20 | 0,22 | 92,80 | 100,00 | 92,80 | 0,01 | 0,02 | 0,03 | ||
Судебная система | 693212,4 | 524243 | 524219,8 | 0,25 | 0,22 | 0,24 | 75,63 | 100,00 | 75,62 | -0,03 | 0,02 | -0,01 | ||
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора | 315669,2 | 286475,7 | 286475,7 | 0,12 | 0,12 | 0,13 | 90,75 | 100,00 | 90,75 | 0,01 | 0,01 | 0,02 | ||
Обеспечение проведения выборов и референдумов | 85138,7 | 63205,6 | 63205,6 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 74,24 | 100,00 | 74,24 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||
Резервные фонды | 500000 | 100000 | 100000 | 0,18 | 0,04 | 0,05 | 20,00 | 100,00 | 20,00 | -0,14 | 0,00 | -0,14 | ||
Другие общегосударственные вопросы | 3555160,4 | 1814670,6 | 1821934 | 1,30 | 0,76 | 0,83 | 51,04 | 100,40 | 51,25 | -0,53 | 0,06 | -0,47 | ||
Национальная оборона | 33493,2 | 32306,7 | 33408,1 | 0,01 | | | 96,46 | 103,41 | 99,75 | -0,01 | 0,00 | -0,01 | ||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 794675,6 | 990777,7 | 649484,8 | 0,29 | 0,42 | 0,30 | 124,68 | 65,55 | 81,73 | 0,13 | -0,12 | 0,01 | ||
Гражданская оборона | 62435,5 | 76728,5 | 29935,6 | 0,02 | 0,03 | 0,01 | 122,89 | 39,01 | 47,95 | 0,01 | -0,02 | -0,01 | ||
Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарная безопасность | 590378,2 | 801895 | 507395 | 0,22 | 0,34 | 0,23 | 135,83 | 63,27 | 85,94 | 0,12 | -0,11 | 0,02 | ||
Миграционная политика | 18900,5 | 11648,3 | 11648,3 | 0,01 | 0,00 | 0,01 | 61,63 | 100,00 | 61,63 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||
Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности | 122961,4 | 100505,9 | 100505,9 | 0,04 | 0,04 | 0,05 | 81,74 | 100,00 | 81,74 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||
Национальная экономика | 47245007 | 55118089,5 | 50306416,4 | 17,21 | 23,20 | 22,87 | 116,66 | 91,27 | 106,48 | 5,99 | -0,33 | 5,66 | ||
Общеэкономические вопросы | 1443541,6 | 790420,6 | 793886 | 0,53 | 0,33 | 0,36 | 54,76 | 100,44 | 55,00 | -0,19 | 0,03 | -0,16 |
274490949 | 237585790 | 219970694,2 | 100 | 100 | 100 | 86,56 | 92,59 | 80,14 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||
Итого доходов | 300675478 | 197508661 | 205118401 | | | | | | | | | | ||
Дефицит/профицит | 26184528,6 | -40077129,4 | -14852293,2 | | | | | | | | | | ||
| Профицит | Дефицит | Дефицит | | | | | | | | | |
Величина расходов бюджета в 2023 г. по сравнению с 2022 годом уменьшится 274490949,4 тыс. руб. до 219970694,2тыс. руб., т.е. на 15,9 %.
Уменьшение расходов произойдет в результате снижения:
- расходов на общегосударственные вопросы на 40,9 %;
- расходов на функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на 5,5 %;
- расходов на судебную систему на 24,4 %;
- расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность на 18,3 %;
- расходов на сельское хозяйство на 11,7 %;
- расходов на жилищно-коммунальное хозяйство на 47,7 %;
- расходов на образование на 12 %;
- расходов на культуру и кинематографию на 43,5 %;
- расходов на здравоохранение на 4 %;
- расходов на социальную политику на 7,8 %;
- расходов на физкультуру и спорт на 81,2 %;
- расходов на средства массовой информации на 37 %;
- расходов на межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на 67,3 %.
При этом выросла величина расходов на следующие цели: на национальную экономику на 6,5 %; на лесное хозяйство на 22,4 %; дорожное хозяйство на 24,6 %; охрану окружающей среды на 4 %; обслуживание муниципального долга на 276 %;
В 2022-2024 гг. наибольший удельный вес в расходах бюджета составили:
- на национальную экономику, доля которых выросла с 17,2 % до 22,9 %;
- на дорожное хозяйство, доля которых выросла с 11,8 % до 18,4 %;
- на жилищно-коммунальное хозяйство, доля которых снизится с 12 % до 7,8 %;
- на образование, доля которых выросла с 19,8 % до 21,7 %;
- на здравоохранение, доля которых снизится с 11,1 % до 8,5 %;
- на социальную политику, доля которых вырастет с 21,6 % до 24,9 %;
- на межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, доля которых уменьшится с 9,4 % до 4,8 %.
В целом в 2022 бюджет принят с профицитом (доходы превышают расходы).
В 2023-2024 гг. имеет место дефицит бюджета.
Наиболее приоритетным вопросом в исполнения бюджета области 2023-2024 гг. являлся вопрос собираемости налогов. Решение данной проблемы позволит сократить дефицит бюджета и стимулировать рост поступлений в будущих периодах.