Файл: Философия Древнего Востока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жизнь, исполненная такого взгляда, ни к чему не стремящаяся, тихая и спокойная, погружена в созерцание своего дао и в безмятежное следование ему. Невозмутимо и мирно течет она неспешным потоком в обозначенном ей русле, не подверженная страстям, беспокойству и напряжению. Просто и умиротворенно внемлет она окружающему миру, как вечно внемлет небу цветущая и увядающая, всегда прекрасная и безмолвная природа. Истина даосизма – это жизнь, не противостоящая мирозданию, но спокойно в нем растворяющаяся, и тем самым достигающая мудрого счастья.
7. Конфуцианство – социально-политическое и философско-этическое учение Древнего Китая. Проблема взаимоотношений человека и общества, руководителей и подчиненных. Поиски добродетелей, «маленький человек» и «благородный муж». Пути самосовершенствования личности.

Конфуцианство – наиболее зрелая философская концепция, ее создателем был Кун Фу-цзы (551-479 гг. до н.э.), почтенный учитель Кун (европейское произношение Конфуций). По его мнению, верховной силой выступало Небо (тянь) – высшая безличная сила, следившая за порядком вещей и справедливостью в мире. Все отношения в обществе, права и обязанности людей также считались заданными Небом.
Но главной в размышлениях китайского мудреца стала тема человека и общества. Он выстроил довольно стройное для своего времени этико-политическое учение, надолго сохранившее в Китае непререкаемый авторитет. Конфуций разработал систему специфических понятий и принципов, с помощью которых можно объяснить мир, а действуя в соответствии с ними, обеспечить в нем надлежащий порядок: "жень" (человеколюбие), "ли" (почтительность), "сяо" (почтение к родителям), "ди" (почтение к старшему брату), "чжун" верность правителю и господину) и другие.
Основное среди них – "жень" – своеобразный нравственный закон, следуя которому, можно избежать недружелюбия, алчности, ненависти и т.п. На основе их Конфуций сформулировал правило, названное впоследствии "золотым правилом нравственности": "Чего не желаешь себе, того не делай другим". Эта максима заняла достойное место в философии, хотя и выражалась разными способами.

Принцип "жень" в конфуцианской системе соотносился с другим, не менее важным – "ли", обозначавшим нормы общения и выражавшим практическое воплощение в жизнь этического закона. Этому принципу люди должны следовать всегда и везде, начиная с индивидуальных и семейных отношений и кончая государственными, внося, таким образом, в свои действия меру и упорядоченность.


Все этические требования и установки Конфуция служили для характеристики личности, сочетавшей в себе высокие качества благородства, милосердия и доброты к людям с высоким социальным положением. Правильный путь – дао – позволял жить в полном согласии с собой и окружающим миром, не противопоставляя себя установленному Небом порядку. Это путь (и идеал) "благородного мужа", которому мудрец противопоставил "маленького человека", руководствовавшегося личной выгодой и себялюбием и нарушающем общепринятые нормы. Но, поскольку, люди по природе равны и отличаются лишь привычками, Конфуций указывает "маленькому человеку" путь к самоусовершенствованию: нужно стремиться преодолеть себя и возвратиться к "ли" – благопристойности, почтительному и уважительному отношению к другим.

Учение китайского мыслителя проникнуто духом сохранения традиций как основы устойчивости общества. В обществе люди должны строить отношения, как в хорошей семье. Правители должны пользоваться доверием народа и воспитывать его на собственном опыте. Согласно принципу "чженмин" (исправление имен), каждый должен знать свое место в обществе: государь быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном. Тогда общество будет гармоничным и устойчивым.
В III в. до н.э. – II в. учение Конфуция получило статус государственной идеологии и впоследствии стало основой специфического китайского образа жизни, во многом определив китайскую цивилизацию.
Задание третье. Изучив материал темы «Философия Древнего Востока», заполните сравнительную таблицу.



Философия


Отличительные особенности, специфические установки


Школы и их представители


Основные понятия и принципы


Древнекитайская


Главный интерес китайской философии - это отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не теория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на первом месте в размышлениях основных представителей китайской философии. Китайские философы, равно как и их коллеги из других регионов, пристальное внимание уделяли единству мира. Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавиться от личных стремлений, почувствовать дао.


Даосизм (Лао-Цзы); Конфуцианство (Конфуций)


Дао

Ди

Дэ

Жень

Инь

Ли

У-Нэй (недеяние)

У-син

Чжун

Шень

Шент-жень

Ци

Ян


Древнеиндийская


Для индуса характерен интерес, как к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в единство, которое лучше всего выражается формулой: "Атман есть Брахман".

Атман - это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман - безличный духовный Абсолют, из которого происходит все остальное. Решающая мысль состоит в том, что Атман и Брахман совпадают. Атман - это самосознание Брахмана, они совпадают, всякой двойственности приходит конец. Многие индусы считают, что на Западе слишком резко противопоставляют Бога человеку и природе, в то время как весь мир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом.

Индийская мысль довольно мистична. С мистикой органично связана сосредоточенность индусов, которая также признается одним из необходимых достоинств человека. Индусы считают, что именно искусство мистики, духовных переживаний и медитаций (сосредоточенных размышлений) не раз позволяло им противостоять превратностям истории.

Медитация ведет к состоянию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей, боли, страданий и удовольствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами специальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны.

Индийскую философию часто обвиняли в пессимизме, догматизме, излишнем традиционализме, переходящем в консерватизм, чуждости идее прогресса, абсолютизации психического, равнодушии к этике. Эти обвинения не многого стоят в свете того, что на протяжении двух с половиной тысячелетий индийская философия достойно выполняет свое назначение - направляет деятельность своих почитателей.


Индуизм

Джайнизм

Чарвака

Буддизм (Будда)


Атман;

Сансара;

Карма;

Мокша;

Ахимса;

Пракрити;

Пуруша;

Майя;

Манас.




Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.

1.Прокомментируйте изречения Конфуция, записанные его учениками

-Чего не пожелаешь себе, того не делай другому.

Данное изречение показывает принцип отношения между членами общества на основе высокой нравственности. К тебе будут относиться всегда так, как ты относишься к другим, поэтому нравственное отношение к окружающим порождает нравственное отношение к тебе.

-Благородный муж думает о долге, а мелкий – о выгоде.

Данное высказывание показывает деление людей по Конфуцию на группу «маленький человек» и «благородный муж». Данное деление основано на этических критериях. Внутренне беден тот человек, который думает о выгоде и внутренне богат тот, кто думает о долге, потому что долг предполагает ответственность за себя и за других.

-Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном.

Эта мысль говорит о том, что у всех есть свое место в обществе. Каждый должен выполнять функции соответствующие их месту. В таком случае будет порядок в обществе и государстве.

-Все течет как вода. Время бежит не останавливаясь.

Диалектический подход к пониманию окружающего мира. Нет ничего повторяющегося. В прошлое уже не вернуться.

-Умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль – большое.

Для того чтобы умереть с голоду достаточно ничего не делать. Такой подход к жизни есть деградация и смерть и не заслуживает жалости и внимания.

Потерять мораль – событие большое, т.к. восстановить ее уже почти невозможно. Вред от аморальности намного больше, чем от смерти от голода, потому что происходит духовное разложение, которое отравляет окружающий мир.
2. Выделите специфические особенности конфуцианского мировоззрения

Учение китайского мыслителя проникнуто духом сохранения традиций как основы устойчивости общества. В обществе люди должны строить отношения, как в хорошей семье. Правители должны пользоваться доверием народа и воспитывать его на собственном опыте. Согласно принципу "чженмин" (исправление имен), каждый должен знать свое место в обществе: государь быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном. Тогда общество будет гармоничным и устойчивым.


Главной в размышлениях китайского мудреца стала тема человека и общества. Он выстроил довольно стройное для своего времени этико-политическое учение, надолго сохранившее в Китае непререкаемый авторитет. Конфуций разработал систему специфических понятий и принципов, с помощью которых можно объяснить мир, а действуя в соответствии с ними, обеспечить в нем надлежащий порядок: "жень" (человеколюбие), "ли" (почтительность), "сяо" (почтение к родителям), "ди" (почтение к старшему брату), "чжун" верность правителю и господину) и другие.
3. О каких добродетелях идет речь в конфуцианстве?

По мнению Конфуция, главными добродетелями являются великодушие (куань), уважение к старшим (ди), сыновняя почтительность (сяо), верность долгу (ци), преданность государю (чжун) и другие.

4. Почему именно этим добродетелям в конфуцианстве уделяется такое значительное внимание?

Потому что эти добродетели, позволяю навести порядок в мыслях людей и в иерархии общества, а значить создать красивое и правильное общество.

5. Первое изречение вошло в мировую культуру как «золотое правило нравственности». Как Вы это объясните? Назовите поступки, которые вы не хотели бы совершить из соображений «золотого правила»?

Это можно объяснить тем, что нравственность как внутренний принцип неделания зла может быть реализован при представлении о том, каково было бы тебе если бы с тобой поступили так, как ты поступаешь с другими.
При таком сравнении сразу становится понятно вред различных деяний и их цена, поэтому этот принцип называется «золотым правилом нравственности».

Я бы не хотела совершить из соображений «золотого правила» убийство, кражу, издевательство, грубость, безответственный поступок и др.


Задание пятое. Тестовая проверка знаний.

1. Вставьте пропущенное слово в определение: «Философия есть особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах бытия, о наиболее общих, сущностных характеристиках отношений человека к миру»

2. Какие проблемы по преимуществу, были в центре философского интереса древнекитайских мыслителей?

Ответ: г) Морально-этические.

3. В каких центрах мировой цивилизации раньше всего возникла философия?

Ответ: а) В Древней Греции

4. Завершите определение: «Жизненная установка, ведущим принципом которой выступают ограничение или подавление чувственных желаний называется
аскетизм».

5. Какое из древневосточных учений провозгласило тезис о том, что страдания правят миром?

Ответ: б) Даосизм

6. метод познания, рассматривающий мир как целостность, где все взаимосвязано и находится в беспрерывном движении, развитии, есть:

Ответ: в) Диалектика

7. Впишите ключевое слово: «Философское учение, исходящее из признания того, что мир существует объективно, т.е. независимо и вне человеческого сознания, называется объективный идеализм».

8. Какова суть жизненной позиции, выраженной принципом «у-вей» (недеяние):

Ответ: б) Пассивное отношение к миру

9. Основное средство религиозного постижения мира:

Ответ: б) Вера

10. Что изучает онтология?

Ответ: г) Бытие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Антология даосской философии. М., 1994.

  2. Конфуций. Я верю в древность / Сост., перевод и коммент. И.И. Семенко. М., 1995.

  3. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. М., 1992.

  4. Лукьянов А.Е. Истоки дао. М., 1992.