Файл: Программа среднего профессионального образования 39. 02. 01 Социальная работа (базовая подготовка) Дисциплина История.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

39.02.01 Социальная работа (базовая подготовка)

Дисциплина: История

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Попова Анна Дмитриевна

Преподаватель:

Ибрагимова Альфия Альфисовна


задание 1.

Рассмотрите представленные в таблице карикатуры.

В карикатуре отображены политические события XX века. Обратите внимание на символику и персонажей, изображенных на предлагаемых карикатурах. Вам необходимо определить, какие политические событие отображают представленные карикатуры.

Выполните задание:

1.               Соотнесите карикатуры (обозначенные цифрами в 1 столбце таблицы) и политические события (обозначенные буквами во 2 столбце таблицы), и представьте правильные ответы по соответствию каждой карикатуры определенному политическому событию.

1 – Карибский кризис;
2 - Холодная война;
3 - Корейская война;
4 – Перестройка;
5 - Освоение космоса;
6– Глобализация.

2.Ниже представлены политические события, Вам необходимо сделать краткий анализ одного события, в соответствии с первой буквой Вашей фамилии, указанной в скобках после наименования события.




  • Освоение космоса (А, Б, В, Г, Д, Е, Ё)


  • Карибский кризис (Ж, З, И, К, Л)


  • Глобализация (М, Н, О, П, Р)


  • Холодная война (С, Т, У, Ф, Х)


  • Перестройка (Ц, Ч, Ш,Щ)


  • Корейская война (Ы, Э, Ю, Я)
    1. Глобализация
      Под глобализацией понимается процесс культурной, политической, научной, технической унификации (приведения к единому стандарту, форме) и интеграции (установлению взаимосвязей между отдельными, уникальными, самостоятельными социальными объектами и явлениями).
      Признаки и проявления глобалистических процессов

Характерными чертами процесса являются:

  1. Усиление роли ТНК (транснациональные корпорации) – предприятий, которые функционируют на территории более чем двух стран, им принадлежит большинство патентов (что это такое?) на технологии и открытия, их капитал превышает состояние более половины государств мира. Их владельцы контролируют немалую долю мирового рынка высоких технологий и финансовых потоков.

  2. Наличие общей информационной сети, объединяющей человечество – интернет.

  3. Манипуляции сознанием масс – направленное психологическое воздействие на значительные группы людей для вызова у них определённых намерений, которые редко совпадают с их собственными: телевидение, реклама, искусство.

  4. Единая мировая валюта – большую часть XX века ею являлся доллар, однако его эпоха подходит к завершению.

  5. Производство, основанное на принципах разделения труда, в том числе международного.




Формы глобализации




  1. Экономическая  (расширение экономических связей, внешняя торговля и т.д.; создание  международных  финансовых организаций: Международный валютный фонд, Всемирный банк, и др.).


  2. Политическая (создание политических союзов и блоков, например, ООН)


  3. Духовная (туризм, диалог культур)

    1. Плюсы глобализации


Большинству здравомыслящих людей понято, что глобализация по западным лекалам неестественная, ибо это процесс превращения глобальной элиты в эксплуататоров народов планеты и её ресурсов.

Однако, даже в таком извращенном виде (помимо всех отрицательных сторон, которые рассмотрены чуть ниже) глобализация имеет и положительные черты (очевидные плюсы):

-общее информационное пространство, созданное благодаря интернету;

-люди из разных уголков планеты общаются друг с другом (преимущественно на английском языке);

-для многих людей появился шанс для самореализации в жизни;
объединение наций для решения проблем, которые сами же и создали (например, экологические, как авария на Фукусиме);

-разделение труда.

Последствия глобализации

-Стимулирование развития экономики.
-Создание мирового социокультурного пространства, расширение связей.

Негативные

-Навязывание определённого образа жизни, стереотипа поведения, который часто идёт в противоречие с национальными традициями.
-Постепенная утрата индивидуальных черт национальной культуры.
-Соперничество стран во всех сферах, особенно в политике.
-Появление глобальных проблем, одна из причин которых — целостность современного мира.
- Народ ничего не решает на своей земле, земле своих предков, она в том или ином виде принадлежит не ему.

Глобализация – это субъективный естественный процесс, которыйпротекает на протяжении всего времени существования нынешней цивилизации.Анализ исторических событий показывает, что процесс был запущен как минимум во времена расцвета Древнего Египта, а ненаучные источники (Библия, мифы народов) утверждают, что ранее уже существовала единая цивилизация, но потоп разделил людей).

Задание 2. Во второй половине XX века многие страны освободились от колониальной зависимости.

Назовите причины этого процесса.
Спустя 4 года после окончания Второй Мировой войны Индонезия смогла освободиться от господства Голландского государства. В колонии в течение нескольких лет шла жесточайшая война против захватчиков. Это событие дало начало краху колониальной системы и борьбе с иностранными захватчиками со стороны других колоний. Во второй половине 50-х годов 20 века в Азии оставались лишь единичные случаи стран-колоний, в то время как Африка была своеобразным рассадником колоний. В 60-х годах в мировой колониальной системе начался коренной перелом . Франция и Бельгия перестали выдерживать массовые беспорядки, происходившие в зависимых от них странах. Конго является самым наглядным примером затянувшейся войны за независимость. В государстве начались беспорядки, в них массово убивали европейцев, в попытке прогнать их и избавиться от натиска более сильного государства. Бельгийское правительство, ранее давшее Конго независимость в итоге приняло решение снова ввести войска, на этот раз установив четкую диктатуру-30 лет.



К какому континенту(континентам) относились эти страны?
Пример Конго не остановил процессов освобождения Африки.
В 62 году 20-го века Франция признала независимость Алжира после длительной войны.
До конца столетия продолжалась борьба за независимость стран Африки. А в 60-м году обрела независимость от Англии Нигерия - крупнейшая страна континента по населению. Португалии, в связи со сменой политических режимов , не было выбора кроме как признать независимость Мозамбика и Анголы. После распада мировых колониальных систем господствующие страны пытались поддерживать свои режимы, чтобы сохранить за собой влияние. Также за страны пытались бороться сверхдержавы - Соединенные Штаты Америки и Советский Союз. Для этого США разрабатывали экономические реформы, которые оказались действенными. Колониальная эпоха повлияла на развитие Африки неоднозначно. В некоторых регионах преобразования “прижились” и начали развиваться, но для других они оказались неудобными. В некоторых странах Советскому Союзу на непродолжительное время удалось установить и поддерживать режим. Для некоторых стран (например, Анголы) резкая смена устройства оказалась плачевной, поэтому там на длительное время развязывались гражданские войны, продолжавшиеся длительное время.

Охарактеризуйте политическое и экономическое развитие одной из стран.
Экономические отношения, установившиеся в эпоху империализма, существенно не изменились и после 1945 г. Большинство новых стран сохранили зависимость от своих бывших метрополий. Они по-прежнему поставляют сельскохозяйственную продукцию и сырье индустриальному миру и нуждаются в западных промышленных товарах, технологиях и инвестициях. В развивающихся странах сохранено производство какого-то одного вида продукции, например, какао или сахара. Поэтому их экономики находятся в полной зависимости от спроса на рынке. Большая часть природных ресурсов идет на выплату процентов за долги.
Таким образом, развивающиеся страны оказались в зависимости от различных видов помощи со стороны бывших метрополий. Великобритания, Франция и другие страны Запада проводили политику, направленную на сохранение своего влияния в бывших колониях новыми, более гибкими экономическими методами. Эта политика получила название неоколониализма.
После обретения независимости многие страны рассчитывали, что именно социалистический путь развития поможет им быстро модернизировать экономику. Свою экономическую политику они строили по примеру Китая или СССР, добившихся быстрого индустриального роста. В 1950—1960-х гг. развивающиеся страны социалистической ориентации смогли осуществить некоторый прорыв. Однако закрепить этот успех не удалось. Под давлением Запада в 1980-х гг. страны стали переходить к рыночной экономике. Распад СССР окончательно поставил точку на социалистической ориентации развивающихся стран.


Задание 3. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 

«Эпоху правления Брежнева (1964 – 1982 гг.) можно назвать временем «застоя» как в советской экономике, так и во внешней политике».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1.     .По данным ООН за 1990 год, СССР достиг 26-го места по индексу развития человеческого потенциала (при этом среди стран Европы более низкие показатели имели только Португалия, а также союзники СССР — Болгария, Польша, Венгрия и Румыния, Югославия и Албания).
В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объёмам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960 году объём промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55 %, то через 20 лет, в 1980 — уже более 80 %.
СССР входил в число 5 стран мира, способных самостоятельно производить все значимые виды промышленной продукции, существовавшие на тот момент. СССР находился на первом месте в мире по производству почти всех видов продукции базовых отраслей промышленности: нефти, стали, чугуна, металлорежущих станков, тепловозов, электровозов, тракторов, сборных железобетонных конструкций, железной руды, кокса, холодильников, шерстяных тканей, кожаной обуви, сливочного масла, добыче природного газа, производству минеральных удобрений, пиломатериалов, реакторного урана (50 % мирового производства), железнодорожному грузо- и пассажирообороту, производству многих видов военной техники, валовому сбору картофеля, сахарной свёклы; на втором месте в мире по улову рыбы и добыче других морепродуктов, поголовью овец, поголовью свиней, производству электроэнергии, добыче золота, производству цемента, добыче угля, общей длине железных дорог, автомобильному грузообороту, воздушному грузо- и пассажирообороту.

2.      .Мало кто помнит, что брежневское «застойное» время началось... с реформ. В 1965 г. началось внедрение в промышленность СССР рыночных отношений (хозрасчета). В итоге 8-я пятилетка (1966 - 1970 гг.) стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой». Было построено 1900 крупных предприятий, в том числе автозавод в Тольятти. Да и в последующих годах советские граждане, мягко говоря, не бедствовали - жизнь в СССР была дешевой и в общем-то комфортной.


Застой в экономике начался, когда в начале 70-х мировые цены на нефть утроились, а в Западной Сибири нашли нефть. СССР с удовольствием сел на нефтяную иглу, а Брежнев потерял интерес к реформам. С этого момента для руководства страны было главным не модернизировать СССР, а сохранить стабильность. Даже ценой беспросветной деградации экономики. Очереди за дефицитом становились все длиннее, а список «доступных товаров» для обычного человека – короче.
Аргументы в опровержение:

1.   Одной из главных проблем экономики СССР был товарный дефицит в стране . Товарный дефицит в тех или иных сферах был характерен для определённых периодов в истории существования СССР и сформировал «экономику продавца» — производители и система торговли в условиях планового хозяйствования (отсутствие конкуренции и т. д.) не были заинтересованы в качественном сервисе, своевременных поставках, привлекательном дизайне и поддержании высокого качества товаров. К тому же из-за проблем, характерных для плановой экономики, периодически исчезали из продажи самые обычные товары первой необходимости.
Данное явление относилось не только к производству товаров массового потребления («ширпотреб»), но в значительной степени и к крупному промышленному производству например автомобилестроению — фактически весь период «свободной торговли» её продукцией проходил в условиях строго лимитированных и нормируемых «рыночных фондов.     

Задание 4. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

Из выступления на съезде

«Товарищи!  Нам  нужно  решительно,  раз  и  навсегда  развенчать  культ личности, сделать надлежащие выводы  как в области идейно-теоретической, так и в области практической работы.

Для этого необходимо:

Во-первых,  по-большевистски  осудить  и  искоренить  как  чуждый  духу марксизма-ленинизма и несовместимый с  принципами  партийного  руководства и нормами партийной жизни культ личности, вести беспощадную борьбу против всех и всяческих попыток возродить его в той или иной форме. Восстановить  и последовательно проводить  во всей нашей идеологической работе важнейшие  положения учения марксизма-ленинизма о  народе, как творце истории,  создателе  всех материальных и духовных богатств  человечества,  о решающей роли марксистской  партии в  революционной борьбе за преобразование общества, за победу коммунизма. В связи  с этим нам предстоит провести большую работу  над тем, чтобы с позиций  марксизма-ленинизма  критически рассмотреть  и поправить получившие широкое хождение ошибочные взгляды, связанные  с культом личности, в области исторической, философской,  экономической  и других наук, а также в  области литературы и искусства. В частности,  необходимо в ближайшее время  провести работу  по  созданию  полноценного, составленного  с научной  объективностью марксистского  учебника  по  истории  нашей  партии,  учебников  по  истории советского  общества,   книг   по  истории  гражданской   войны   и  Великой Отечественной войны.