Файл: Образование древнерусского государства Киевская Русь.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Образование древнерусского государства – Киевская Русь
-
Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. {1}
Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.
-
Князь Рюрик (862-879 гг.)
Рюрик был призван на Русь, согласно «Повести временных лет», в 862 году. Пришел он не один, а с братьями Синеусом и Трувором. Придя на Русь, Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Именно Рюрик стал основателем династии Рюриковичей, которая будет править на Руси, а затем – в России до 1598 года.
Далее о Рюрике нам известно, что в 879 году он умирает в Новгороде, оставляя малолетнего сына Игоря на попечении у регента Олега, который был то ли родственником, то ли дружинником, то ли просто близким другом Рюрика.
Олег ( 879-912 гг.)
Внешняя политика: Совершил походы на Царьград (Константинополь) в 907 и 911 годах. Варяги взяли город, и в честь этого события Олег приказал прибить щит на ворота.
Итог: в результате походов с Византией подписывается торговое соглашение, по которому устанавливалась беспошлинная торговля с Византией, улучшение экономических отношений.
Внутренняя политика: Обложил данью ряд славянских племён: кривичей, древлян, радимичей. Устанавливается форма взимания дани – полюдье.
Итог: столица государства перенесена из Новгорода в Киев, объединены Киев и Новгород, новые племена вошли в зависимость от Киевского княжества, государство именуется Киевской Русью.
Игорь Рюрикович (912-945 гг.)
Князь Игорь, после смерти своего предшественника – Олега, старался сохранить единство Руси, подавляя восстания отдельных племен. В частности, он остановил бунтующих древлян, стремившихся к независимости от Киевского княжества.
Стремясь овладеть новыми территориями, князь повел завоевательный поход на Византию в 941 году. Однако захват Константинополя не увенчался успехом ввиду того, что византийцы использовали «греческий огонь» и сожгли русские корабли. Игорь пошел на Константинополь еще раз в 944 году. Греки же не желали снова сражаться с русскими и заключили мирный договор, по которому Византия платила дань Руси и разрешала размещаться на устье Днепра. Тем не менее, беспошлинная торговля с Византией отменялась.
Возвратившись домой, князь пошел собирать дань (полюдье) с подвластных ему племен. В 945 году, собрав полюдье с древлян, Игорь Рюрикович с дружиной решили вернуться в Искоростень (столицу древлян) и овладеть еще большей данью. Племя не подчинилось киевскому князю, и древляне восстали, убив Игоря.
Княгиня Ольга (945-962 гг.)
1) В первые года своего княжения Ольга организовала отмщение древлянам за убийство мужа, Игоря «Старого». Итог: массовые жертвы среди древлян.
2) Ольга в период своего регентства заключила в свои владения новые племена и обложила их данью. Итог: окончательно присоединены древляне, тиверцы и уличи.
3) Провела налоговую реформу с 945 по 952 год. Итог: вместо полюдья введены уроки (единообразная дань для всех племен) и погосты (места сбора дани).
4) Княгиня отправилась в Константинополь для усиления связей между Византией и Русью. Итог: одна из первых русских, принявших христианство в 957 году. Подала пример «верхам» Киевской Руси.
Святослава (962-972)
Князь Святослав Игоревич прославился, прежде всего, как полководец. Формально Святослав стал князем, когда ему было 3 года, после того, как был убит древлянами его отец Игорь. Однако самостоятельно править князь начал только в 962 году.
А вот первым серьезным военно-политическим шагом Святослава стало уничтожение Хазарского Каганата. В 965 году Святослав совершил поход на Каганат, штурмом взяв главные города хазар: Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте Саркела была основана Белая Вежа, на Таманском полуострове ― Тмутаракань.
-
В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. -
Основные причины похода на Константинополь: 1 Олег был варягом, ему было важно предоставлять своим воинам возможность заполучить богатую добычу (которой славилась Византия). Проведение похода должно было стать весомым аргументом при заключении мирного договора на условиях русов — Константинополь был «вратами» из Черного моря в Средиземное, а значит одним из ключевых пунктов для торговцев, следующих по пути «Из варяг в греки». {2}
Итоги: В знак победы Олег Вещей прибил свой щит над вратами Царьграда-Константинополя.
Греки выплатили Олегу и прибывшим с ним воинам большой откуп
Русские купцы получили выгодные преимущества при посещении византийских городов
Император Византии обязался выплачивать дань “на русские города”
Заключенный мир был впоследствии подтверждён посольством 911 года
-
Существующие точки зрения на возникновение древнерусского государства. Норманнская теория.
Согласно «Повести временных лет» (начало XII века), создание мощного русского государства на территории Восточной Европы началось с севера. За 859 г. в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам, а на севере славяне и угро-финны платили дань варягам.
Норманнская теория (Н.М. Карамзин С.М. Соловьев Л.Н. Гумилев Б.Л. Васильев) Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги организованнее и образованнее славян, признаются о представителями более развитого мира ( «Русь» имеет варяжское происхождение)
Антинорманнская теория (М.Н.Ломоносов)
Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское происхождение первых русских Князей (Русь от на звания реки Рось на Киевщине)
Ломоносов, будучи против теории норманистов, а в частности речи-диссертации Г. Ф.Миллера «О происхождении имени и народа российского» говорил, что она, поставленная на «зыблющихся основаниях», «весьма недостойна, а российским слушателям и смешна, и досадительна, и, по моему мнению, отнюдь не может быть так исправлена, чтобы она когда к публичному действию годилась».
-
Принятие христианства на Руси и его значение в формировании древнерусской цивилизации.
-
Владимир Святославич связан с такими историческими явлениями и событиями как крещение Руси, проведение первой религиозной (языческой) реформы.
В качестве первого события хочется привести крещение Руси в 980-х годах. Причиной данного события стала необходимость объединения восточнославянских племен за счет принятия единой религии, а также для укрепления власти князя и повышения авторитета Киевской Руси среди других государств. Ключевую роль в данном событии сыграл митрополит Михаил. Он прибыл в Киев с князем Владимиром, где совершил таинство по крещению жителей Киева в реке. Также основал первый на Руси монастырь, организовал киевскую митрополию и начал создавать официальную церковную организацию, которая поддерживалась князем. Так, христианство стало официальной религией Древнерусского государства.
Второе событие, приведенное мною, связанное с личностью Владимира Святославича - первая религиозная (языческая) реформа. Причиной данного события было отсутствие единства у восточнославянских племен, которые входили в состав Древнерусского государства. У них не было единства, поскольку они поклонялись разным богам. Однако изменить это можно было путем введения единого для всех племен пантеона богов. Ключевую роль в данном событии сыграл князь Владимир. По его распоряжению в Киеве были установлены идолы богов, главой которых был объявлен Перун. Также князь распорядился увеличить количество лиц, участвовавших в жертвоприношениях и пирах в честь богов. Таким образом, Владимир Святославич сделал попытки в укреплении власти, но все же проведение реформы не дало желаемого результата, потому что объединить племенные союзы таким способом не удалось, поскольку их ничего не связывало и племена продолжали существовать отдельно друг от друга в пределах единого государства.
Таким образом, благодаря крещению Древнерусское государство обрело единую религию, что поспособствовало развитию культуры даже после смерти Владимира Святославича. Теперь культура русских княжеств стала связана с христианской религией на протяжении многих веков. После крещения Руси потомки Владимира стали заключать династические браки с государствами, религией которых тоже являлось христианство, что укрепило международное положение Руси.
-
Причины неудачи языческой реформы 980 года:
1) У каждого племени были свои боги, которым они поклонялись, к тому же главные боги тоже были разные. Поэтому языческая реформа не способствовала укреплению отношений между племенами и целостности населения в Древней Руси.
2) Язычество как вера, способствовала снижению авторитета Древней Руси. Так как Европейские страны считали, что вера во многих богов и приношение в жертву противоречило их католической вере. Поэтому запад не хотел налаживать отношения с Древней Русью.
3) Языческая реформа не способствовала укреплению власти князя, а это являлось одной из первостепенных задач, потому что язычество предполагало поклонение не одному богу а многим.
4) Языческая реформа способствовала ухудшению отношений между Древней Русью и Византией, так как та являлась православной. Что негативно сказывалось на торговле между этими странами.
-
Значение принятия христианства:
⦁ христианство способствовало укреплению власти князя, главный постулат христианства - любая власть дана от Бога, поэтому все подданные должны беспрекословно подчиняться князю и не противиться его решениям
⦁ изменилось международное положение Руси, вырос международный авторитет – Русь перестала считаться варварским государством
⦁ с принятием христианства русское общество обрело духовное единство, церковь стала объединяющей силой в государстве
⦁ на Руси появилось каменное зодчество
⦁ на Руси возникла иконопись
⦁ на Руси появилась фресковая живопись
⦁ на Руси появилась литература: первые рукописные книги церковного содержания известны на Руси с ХI века
{1} - http://античный-мир.рф/fo/civ/19/ind.php?id=249
{2} - https://информа.рус/олег-вещий/внешняя-политика/на-царьград/