Файл: Российский государственный социальный университет Факультет дистанционного обучения практическое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российский государственный социальный

университет

Факультет дистанционного обучения
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

по дисциплине «Методология научных исследований»

Реферат

Понятие метода и методологии

ФИО студента

Векленко Сергей Русланович

Направление подготовки

Информатика и вычислительная техника

Группа

ИВТ-М-2-Д-2022-1


Москва

2022


  1. Понятие метода и методологии


Метод (греч. Metodos) – способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в познавательной. Однако не следует сводить весь арсенал методов к рациональному, поскольку существуют и другие средства, и приемы познания. Метод (в той или иной форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и деятельности. Он представляет собой систему принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной задачи, достижения результатов в определенной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет сэкономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем, регулируя познавательную и другие формы деятельности человека.

Однако недопустимо впадать в крайности:

1) отбрасывать роль методологических проблем («методологический негативизм»);

2) преувеличивать (абсолютизировать) значение метода, превратив его в «универсальную отмычку» ко всему («методологическая эйфория»).

В современных методологических концепциях, как правило, стараются не допускать указанных крайностей, хотя они и встречаются.

Каждый метод разрабатывается в рамках определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории. В свою очередь, метод разворачивается в систему и используется для дальнейшего углубления и разветвления знания и его материализации.

Любой метод возникает из реального процесса жизни и снова входит в него. Метод не навязывается предмету познания, а меняется в соответствии с его спецификой. Истинность метода обусловлена, прежде всего, содержанием объекта, предмета исследования. Субъект в процессе своей жизнедеятельности всегда опирается на методы и включает их в свою деятельность. Любой метод является средством, приемом обеспечения и достижения субъектом цели, имеет инструментальный характер и является системой регулятивов человеческой деятельности. Иначе говоря, «человек - центр всей методологии» (Л.Фейербах).


Метод существует, развивается только во взаимосвязи субъективного и объективного при определяющей роли последнего. В этом плане каждый метод объективный, реалистически содержательный, фактический. В то же время он субъективный (не как совокупность произвольных приемов, правил и процедур) как продолжение и завершение объективности, на основе которой растет.

Многообразие сфер человеческой деятельности обусловливает разнообразный спектр методов, которые могут быть квалифицированы по различным критериям. Прежде всего, следует выделить методы материальной и духовной (идеальной, теоретической) деятельности. В то же время, методы можно классифицировать: по масштабам (по философским категориям) на единичные (специфические) особые и общие (всеобщие). Что касается методов науки, то оснований для их разделения на группы, типы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания методы разделяют на формальные и содержательные, эмпирические и теоретические и методы преподавания. Выделяют еще и качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и произвольные.

В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. Методы научного познания по степени общности и сфере деятельности могут быть разделены на несколько основных групп:

1. Философские методы, среди которых самыми общими и исторически первыми есть диалектический и метафизический. К их числу относятся и аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.

2. Общенаучные методы (подходы) исследования (получили широкое развитие и применение в науке XX в). Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным, чаще всего, относятся такие теоретические конструкции, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т.д. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философской методологии с методами специально-научных знаний. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный
, кибернетический, вероятностный и принципы моделирования, формализации и др.

3. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, применяемых на стыках науки, включая и группы наук, функционирующих в пределах на основе изучения определенной формы движения материи.

4. Методы специальных наук, то есть совокупность способов и принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной сфере отдельной науки.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная система многообразных методов разных уровней, сфер деятельности и направления, которые реализуются с учетом конкретных условий.

Методология (от греч. Metodos – путь исследования или познания; logos – учение):

1) Систематизированная совокупность подходов, способов, методов, приемов и процедур, применяемых в процессе научного познания и практической деятельности для достижения заранее определенной цели. Такой целью в научном познании является получение истинного знания или построение научной теории и ее логического обоснования, достижение определенного эффекта в эксперименте, наблюдении и тому подобное.

2) Отрасль теоретических знаний, представлений о сущности, формы, законы, порядок и условия применения подходов, способов, методов, приемов и процедур в процессе научного познания и практической деятельности. То есть методология, во-первых - это органон, систематизированный арсенал методов, приемов, средств, обеспечивающих достижение определенной цели, а во-вторых - это наука, учение о методах познания и деятельности (теория о теории).

Осмысливая теоретический и социокультурный опыт, методология разрабатывает общие принципы создания новых познавательных средств. Основным объектом изучения методологии есть метод, его сущность и сфера функционирования, структура и взаимодействие с другими методами и элементами познавательного инструментария и соответствие характера исследуемого объекта, и связь с познавательной целью или целями практической деятельности.

Методология ставит перед собой задачу выяснить условия преобразования научных знаний о действительности в метод дальнейшего познания этой реальности и выявить эффективность и границы его продуктивного применения. Важным и принципиальным для методологии есть обоснования положения о методе как систему, его сложность и многогранность его содержания, включает в себя знания разнокачественных характеристик и множественность уровней - от философских принципов к непосредственным научным знаниям о конкретном объекте.


Методология разрабатывает типологию методов. В соответствии с этим структурируется именно методологическое знание. Учением о методе вообще и философский метод, в частности, выступает философская методология. Философский метод, разворачиваясь в систему, вбирает в себя основное содержание философского знания. Поэтому философская методология в инструментальном отношении совпадает с философией. Поскольку сфера философии включает в себя различные философские системные учения, то и философская методология представляет собой множество методологических программ, в которых отличаются своеобразные методологические системы. Ни одна из них не может приобретать роли абсолютного познавательного инструментария. Каждая имеет смысл и становится продуктивной лишь в пределах предметной области, очерченной ее основополагающими принципами.

Весомый вклад в развитие философской методологии сделали Сократ, Платон, Аристотель и другие. Как систематизированное учение, методология возникла в эпоху Нового времени, в частности, в философии Ф. Бэкона,
Р Декарта, Б. Спинозы, Лейбница, позже - Гегеля, Маркса и др.

Своей задачей методология преследовала и преследует цель исследования познавательной деятельности, осуществляемой в различных областях науки, выявляет общие закономерности функционирования и развития научного мышления, разрабатывает общенаучные методы познания. Считалось, что методология достигла своей вершины в форме марксистской (диалектико-материалистической) методологии. Она углубила существующую тогда методологию науки и значительно расширила круг проблем общей методологии. В ней поднималась и решалась вся совокупность логико-гносеологических проблем. Но время показало, что претендовать на абсолютную истину она не может, хотя и значительная часть ее положений "работает" и до сих пор. Опираясь на общенаучные методы, появились узкие методологии, проявляющиеся в сфере отдельных методик. В отношении них философская методология стала общей теорией методов.

Методология как учение о приемах, средствах, принципах научного исследования, как важнейшее условие своего функционирования требует положений, которые бы указывали на то, что познавательный процесс, в какой бы сфере ни осуществлялся, имеет общие моменты.

Сейчас одним из важных разновидностей методологии есть методология науки. Она изучает комплекс явлений, относящихся к инструментальной сферы науки и научной деятельности, их осмысление и функционирования. Методология науки исследует совокупность познавательных средств, применяемых в науке, объективные характеристики и свойства науки и особенности научной работы, которые играют существенную роль в получении знаний. На этой основе она формулирует принципы, нормы и правила, которые организуют и направляют познавательную деятельность.


Актуальным остается и исследование структуры методологии. По этой проблеме можно выделить два основных взгляды: первый - попытка дать четкую классификацию и выделить структурные элементы методологии, и второй - прослеживается описательный, аморфный подход.

С учетом рациональных положений, сформулированных современными авторами в философской, социогуманитарной и естественно-научной литературе, основными структурными компонентами методологии научного познания, на абстрактном уровне являются: 1) общие; 2) общенаучные; 3) междисциплинарные, дисциплинарные; 4) специфические методы. Конкретизировать ее методы следует в контексте разграничения принципов, законов, категорий и их гносеологической роли. Если придерживаться этого требования, то основными ее структурными элементами являются проверенные нашей жизнью:

1) философские принципы, к которым относятся принципы материализма, развития, самодвижения, отображение, противоречия, детерминизма, взаимодействия, объективности и тому подобное;

2) законы диалектики, которые выполняют и гносеологическую, и методологическую функцию;

3) категории диалектики, важнейшими из которых являются сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие и др .;

4) общенаучные принципы, к которым в первую очередь относятся системный, структурно-функциональный, моделирование и др .;

5) междисциплинарные и дисциплинарные методы;

6) законы и категории отдельных наук, которые выполняют и познавательную функцию и является инструментом исследования.


  1. Проблема метода в философии


Философия представляет собой форму рационально обоснованного представления человека о природе и сущности самого человека, о природе и сущности мира, и об их взаимосвязи. Поэтому философское решение вопроса о сущности мира и человека, о его отношении к миру имеет методологическое значение для процесса осознания человеком своего отношения ко всем сферам действительности и к самому себе.

Человек для удовлетворения своих потребностей вынужден вступать в связи и отношения с окружающим миром. Это взаимодействие с действительностью, преобразование предметов природы в средства обеспечения своей жизнедеятельности является действительной основой человеческого бытия. Осознание необходимости такого взаимодействия обуславливает необходимость выработки целей и путей выбора путей и методов для их реализации