Файл: Примерный перечень вопросов по дисциплине Правоохранительные органыдля подготовки к экзамену. Понятие, предмет и система дисциплины Правоохранительные органы России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


о роспуске представительного органа местного самоуправления и (или) отрешении главы муниципального образования от должности; связанные с признанием забастовки незаконной; некоторые иные, отнесенные к их подсудности дела.

Судебные коллегии по гражданским делам краевого (областного) и равного им суда в кассационном порядке проверяют законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений и определений, принятых в первой инстанции районными судами, судебная коллегия по уголовным делам - приговоров или иных решений первой или апелляционной инстанции районного суда.

Кроме того, судебные коллегии по гражданским делам краевого (областного) и равного им суда пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам собственные решения, вынесенные в первой инстанции, а также определения, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение, -- в кассационной инстанции.

Помимо осуществления правосудия судебные коллегии по гражданским и уголовным делам изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

4. Председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Их права и обязанности, порядок назначения на должность.
Председатель краевого (областного) и равного ему суда обладает широким кругом полномочий по участию в отправлении правосудия и организационному руководству судом.

Председатель краевого (областного) и равного ему суда: председательствует в судебных заседания или назначает для этого своего заместителя, председателя коллегии или судью соответствующего суда; назначает заседания президиума суда и председательствует на его заседаниях; распределяет обязанности между заместителями председателя суда; организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, должностным лицам, а также в общественные объединения и частные организации об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; ведет личный прием граждан и представителей организаций; осуществляет руководство работой по рассмотрению жалоб, поступающих в суд; организует работу по повышению квалификации судей и сотрудников аппарата суда.


Кроме того, председатель суда выполняет ряд других функций организационного характера: ведает кадрами аппарата суда; утверждает планы работы суда и контролирует их исполнение; представляет в краевую (областную) администрацию документы о требующихся для работы суда народных и присяжных заседателей; контролирует работу по исполнению судебных решений и своевременность обращения к исполнению приговоров суда, подготовку отчетов о работе суда, его финансовую деятельность и др.

В отсутствие председателя суда его права и обязанности осуществляет первый заместитель (если он имеется) или заместитель председателя по назначению председателя.

В краевых (областных) и равных им судах заместителей председателя суда - не менее двух. Заместители председателя возглавляют соответственно судебные коллегии по гражданским и уголовным делам и являются председателями этих коллегий, выполняют другую работу по поручению председателя суда. Как председатели судебных коллегий они организуют их работу: председательствуют в судебных заседаниях или поручают это судье; образуют судебные коллегии для рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел; назначают время и место рассмотрения наиболее сложных гражданских и уголовных дел; представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий; вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; осуществляют руководство судебной коллегией и в соответствии с распределением обязанностей руководят работой аппарата суда; ведут личный прием граждан.

5. Аппарат верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов.
Аппарат краевого (областного) и равного ему суда обеспечивает работу суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата являются государственными служащими, им присваиваются классные чины.

Аппарат краевого (областного) и равного ему суда призван способствовать осуществлению правосудия, создавать для этого условия, выполнять по поручению судей подготовительные действия перед разбирательством гражданских и уголовных дел.

Секретари судебного заседания ведут протоколы судебного заседания в суде первой инстанции, они обязаны полно и объективно излагать в протоколе все действия и решения суда, а равно действия участников процесса при рассмотрении дела. По окончании судебного заседания секретарь оформляет дело (подшивает и пронумеровывает листы) и после подписания протокола судьей, председательствовавшим по делу, сдает дело в канцелярию.


Кроме того, секретарь судебного заседания проводит работу по подготовке дела для рассмотрения в судебном заседании; выдает адвокату дела для ознакомления; выписывает повестки свидетелям, экспертам, переводчикам, истцам, ответчикам, извещает прокурора о дне и часе рассмотрения дела, готовит и вывешивает для сведения списки дел, подлежащих рассмотрению.

Секретарь судебного состава обеспечивает подготовку к рассмотрению гражданских и уголовных дел, поступающих в краевой (областного) и равный ему суд с кассационными жалобами и представлениями. При необходимости он извещает о дне рассмотрения дела заинтересованных лиц, принимает и регистрирует с разрешения председателя состава (судебной коллегии) жалобы или представления, поступившие непосредственно в суд второй инстанции; выдает дело адвокату для ознакомления, вывешивает для сведения списки дел, подлежащих рассмотрению в суде второй инстанции. По окончании рассмотрения секретарь судебного состава оформляет дело для направления по принадлежности в архив.

Секретарь президиума суда обеспечивает подготовку гражданских и уголовных дел для рассмотрения на заседании президиума: извещает прокурора о дне заседания и повестке заседания президиума; вызывает по указанию председателя суда лиц, допущенных к участию в рассмотрении дела. Секретарь ведет протокол заседания президиума. В некоторых областных и равных им судах на секретаря президиума возлагается регистрация жалоб и дел, поступающих в порядке надзора, а также ведение надзорного производства.

Администратор краевого (областного) и равного ему суда назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя краевого (областного) и равного ему суда.

Администратор краевого (областного) и равного ему суда находится в непосредственном подчинении председателя краевого (областного) и равного ему суда и выполняет его распоряжения. К тому же он осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при Верховном Суде РФ и во взаимодействии с ними.

Основным назначением (функцией) администратора суда является организационное обеспечение деятельности краевого (областного) и равного ему суда. Реализация главной функции должностного лица осуществляется посредством применения им ее составных частей - подфункций. К ним относятся: принятие мер по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; осуществление иных мер по обеспечению деятельности суда.



Второй вариант:
Федеральными судами среднего звена судебной системы общей юрисдикции являются Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Они образуются и действуют в республиках, входящих в состав РФ, крае (области), автономной области и автономном округе соответственно. В городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – образованы суды на правах областного суда.

Суды среднего звена равнозначны между собой по положению в судебной системе, имеют одинаковые полномочия и структуру. Они имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: рассматривают дела в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

В качестве суда первой инстанции областной суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии или религиозных организаций, средств массовой информации, других общественных организаций, избирательные споры и другие дела, предусмотренные федеральным законом.

Среди уголовных дел суды среднего звена рассматривают по первой инстанции дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании, при особо квалифицирующих обстоятельствах, преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК.

Областной суд правомочен при соблюдении установленных в законе условий принять к своему производству гражданские и уголовные дела, которые подсудны районному суду.

В качестве суда второй (кассационной) инстанции суды среднего звена рассматривают дела по кассационным и частным жалобам и представления на судебные акты районных судов, не вступивших в законную силу (ст. 355 УПК).

Как надзорная инстанция президиумы областных судов уполномочены проверять законность и обоснованность приговоров и решений районных судов и мировых судей, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу, в том числе и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.


Кроме того, суды среднего звена осуществляют судебный контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений.

Количественный состав судов этого уровня определяется исходя из расчетного объема и характера судебной работы, административно-территориального деления соответствующего субъекта РФ, демографического состава и занятости населения и других факторов.

Все судьи судов этого уровня назначаются на должность указом Президента РФ без ограничения срока полномочий. Областные и другие равные им суды состоят из председателя, заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членов суда и действуют в составе: судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, президиума суда. Организационно-вспомогательные функции призван выполнять аппарат судов.



  1. Верховный Суд РФ, его состав и компетенция.


Состав: (ФКЗ «О судах общей юрисдикции».)
Статья 10. Состав Верховного Суда Российской Федерации
1. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:

1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;
Пункт 3 части 1 статьи 10 в части производства в судах апелляционной инстанции по уголовным делам применяется с 1 января 2013 года (часть 3 статьи 44 данного документа).
3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации;

4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

7) Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

2. Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации вносятся путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.
Компетенция: (ФКЗ «О судах общей юрисдикции».)
Статья 9. Компетенция Верховного Суда Российской Федерации
1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

2. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.