Файл: Реферат по дисциплине Философия Общество как предмет философского анализа (тема реферата) фио студента Лосев Денис Дмитриевич Направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

Общество как предмет философского анализа

(тема реферата)

ФИО студента

Лосев Денис Дмитриевич

Направление подготовки

Информатика и вычислительная техника

Группа

ИВТ-Б-01-Д-2022-2


Москва

Оглавление


Введение 3

1.Понятия общества 5

2.Представления об обществе в истории философии 9

3.Развитие современного общества 12

Заключение 13

Список использованных источников 14

Введение


Понятия «общество», «общественный», «социальный», чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказывается весьма многозначным и недостаточно ясным. Общество – продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договоре. Латинский глагол «социо» означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное значение понятия «общество» – общность, союз, сотрудничество. Русский термин «общий» восходит к праславянскому корню «общий», что означает «то, что вокруг».

Необходимо различать философский и общесоциологический подходы к изучению общества. Социологию в основном интересует то, что обозначается термином социальная структура. Это способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое. Характер структурирования социальной системы определяется как свойствами ее элементов, так и основным системообразующим фактором, упорядочивающим элементы. В современной социологии приводится более десяти способов объяснения, специфики социальной структуры различных обществ и сущности различных социальных групп. Философия акцентирует такие понятия, как цель, движущие силы, смысл и направленность развития общества. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциональные (философы XVII ­– XVIII в.), материальные, основанные на взаимодействии людей (Маркс).


Выбор того или иного способа объяснения генезиса и функционирования общества зависит от исходной мировоззренческой установки, в связи с чем философия общества – это другая сторона философии человека, его роли в мире и отношения к универсуму. Человек -- субстрат любой формы социальности, от простейшей общности до современных цивилизационных и политических суперсистем. Поэтому философский взгляд на общество неотделим от философских проблем личности человека, хотя, разумеется, несводим к ним.
  1. Понятия общества


Итак, чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить противоречия человека как социального «атома», а далее разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный «организм». В принципе выделяются три основных подхода, к объяснению этих связей и закономерностей.

Первый может быть обозначен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (сторонники социобиологии – Э. Уилсон, Р. Докинс и др.). Общество предстает как своеобразный эпифеномен природы. В рамках этого направления предполагается также, что общество может изменить форму своего бытия, «уйти» в Космос, и там начать новый виток своей эволюции (К.Э. Циолковский и другие «космисты»).

Другой подход – идеократический, он предполагает, что сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров существования теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая тем самым становится государственной религией. Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии, которая в этом смысле выполняла роль скелета общественного устройства. Рупором этих идей выступал обычно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические действия (войны, реформы и т.д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на данную идеологическую или религиозную систему.

Третий подход объяснения общественного устройства – реляционный. Он связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер.


Возможен атомистический взгляд на общество как сумму индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Хотя в «естественном» состоянии человек человеку волк (Т. Гоббс), люди, следуя гражданским законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить себе существование. В данной модели общество представляет собой конгломерат индивидов, связанных условными связями.

В органистической модели общество предстает как целое, определенная система, структурированная особым образом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем процессе. Отношения людей определяются не договором или контрактом, а согласием членов общества (консенсусом), в котором учитываются объективные закономерности исторического развития. В этом смысле справедливо утверждение, что социальные действия – это результат человеческих действий, а не человеческих намерений.

К. Марксом была разработана концепция материалистического понимания истории, суть которой составляет положение о способе производства, который складывается объективно, т. е. независимо от воли и сознания людей. Связывает людей в «социальный организм» не общая идея или общий Бог, а производительные силы и производственные отношения, видоизменения которых составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. Эти системообразующие факторы зависят, в свою очередь, от ряда природно-климатических условий, средств общения, языка, культуры и т.д. Однако определяющим является общественное бытие людей, т.е. своеобразная «социальная материя», которая предстает как «реальный процесс» жизни людей. Материалистическое понимание истории делает упор на объективность процессов, происходящих в обществе на принципах детерминизма, согласно которому из определенной формы материального производства «...вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим» (К. Маркс). Общество можно изучать как «естественноисторический процесс», подобно тому, как естествознание изучает природу и ее законы. Общественные законы, в отличие от законов природы, возникают позже, реализуются только в сознательной деятельности людей, более сложны по механизму проявления и в высокой степени вероятностны («законы-тенденции»).


Марксизм не отрицает субъективного фактора в истории и свободы воли, но предполагает каждый раз исследование корней, причин, объективных условий, которые решающим образом оказали влияние на действия личностей. В этом особенность данного подхода к объяснению истории, ибо он не уповает на волю внечеловеческих сил (Бог, Дух, Вселенная, «пришельцы» и т.д.) и пытается преодолеть «дурную субъективность» (Гегель) в действиях великих личностей, которые, как и все люди, обуреваемы эмоциями, страстями, предрассудками и т.д. В основе общественной связи людей лежит, по Марксу, система материальных общественных отношений, которые при всей их материальности (т.е. первичности и независимости от сознания) не являются вещественными. Образно говоря, «социальную материю» нельзя пощупать (или чувственно ощутить каким-то другим способом), но она очень реально, а подчас и трагически определяет жизнь миллионов людей. Известно, чем кончаются попытки «обхитрить», обойти действие закона стоимости, равно как и других закономерностей исторического процесса. Навязывание ходу истории своей воли, пусть даже и самой «железной», подстегивание событий, проявления революционного нетерпения, чревато, как показал опыт XX в., выпадением из общего потока развития мировой цивилизации, замедлением темпов прогресса и т.п. Не менее порочным выглядит на практике и упование на «крота истории», который «роет глубоко», на то, что объективные законы рано или поздно выведут человечество из нынешнего состояния в царство свободы и справедливости.
  1. Представления об обществе в истории философии


Люди, начиная с древнейших времен, пытались объяснить существование общества. Как оно возникло и по каким законам развивается? Каковы его перспективы? Ответы на эти вопросы определял уровень развития конкретного общества.

На ранних стадиях развития общества основным способом понимания и толкования устройства мира была мифология. Мифы существовали практически у всех народов. Именно при помощи мифа люди могли объяснять явления реальной действительности, связывать прошлое с настоящим, и именно благодаря мифу обеспечивалась духовная связь поколений, сменяющих друг друга.

В мифах о происхождении мира и людей четко прослеживаются две основных идеи: идея творения и идея развития. Одна либо другая всегда присутствуют в любом мифе. Например, идея творения объясняет появление вселенной божественной инициативой, в отличие от идеи развития, по которой все сущее появилось в результате возникшего само по себе явления или предмета (как вариант, из яйца, метеорита и др.).


Как мифология и религия, так и позднее возникшая философия пыталась предложить свои ответы на вечные вопросы происхождения мира и людей в нем.

Большой вклад в развитие представлений о происхождении общества внесли философы античности. Более подробного рассмотрения заслуживают представления об обществе двух древнегреческих мыслителей – Платона и Аристотеля.

Вопросы устройства общества Платон подробно рассмотрел в двух своих философских произведениях: «Закон» и «Государство».

Государство, по Платону, возникает по причине того, что человек сам не в состоянии удовлетворить свои потребности. Для этого необходимо создание государства. Платон не видел фундаментального различия между обществом и государством. По его мнению, государство – это человек, но в более крупном масштабе, высшая задача которого состоит в воспитании своих граждан в духе добродетели. Политическая цель идеального государства – совершенный человек, живущий в нем по его законам.

Идеальное государство Платон описывает как общество, состоящее из трех социальных групп. Первая группа представляет собой правителей (философов), управляющих государством и составляющих его законодательство. В своих поступках такие люди руководствуются только логикой и разумом. Вторая группа состоит из стратегов (воинов), которые беспрекословно выполняют свой долг перед государством, защищая его устои. Это люди с благородным характером, главное для них – чувство долга. Третья группа – это производители (крестьяне и ремесленники), которые обеспечивают материальное благосостояние общества своей трудовой деятельностью. Этими людьми управляют эмоции и страсти, по этой причине они не могут разумно осуществлять управление государством.

Таким образом, Платон представляет общество в виде организованного сообщества людей, которые объединились друг с другом для достижения всеобщего успеха и блага. При этом Платон понимает всеобщее благо не как счастье каждого отдельного человека, а как процветание всего государства. Поэтому каждый гражданин этого государства должен, в первую очередь, заботиться об интересах общества, но не о своих.

Другой древнегреческий мыслитель и философ Аристотель свой взгляд на организацию общества и государства изложил в трактате «Политика».

Ведущим в его взглядах на общество было представление человека как «общественного существа», в сферу бытия которого входят семья, общество и государство. Будучи учеником Платона, Аристотель развивал его идеи. В дальнейшем он выделил наряду с существованием государства семью как особый тип общения людей между собой, но, тем не менее, государство всё-таки поставил над всем. По Аристотелю, жизнь в государстве – это естественное проявление человеческой сущности.