Файл: Занятие 3. Варианты периодизации эпохи средневековья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семинарское занятие №3.

1.Варианты периодизации эпохи средневековья.

Современная периодизация Средних веков разделяет историю Средневековья на три этапа, каждый из которых имеет свои особенности и отличается от других характеристиками. Именно в эту эпоху произошло зарождение европейских государств, возникших на обломках Римской империи.
Раннее Средневековье (476-1100 гг.) - Появление первых варварских королевств в Европе. Великое переселение народов, в ходе которого целые нации завоёвывали новые территории. Образование Франкского государства (империи Карла Великого), самом крупном из всех средневековых государств. В этот период Средних веков происходит распространение христианства в Европе и рост исламского влияния. Другой важной особенностью Раннего Средневековья является зарождение феодализма, абсолютно нового общественно-экономического уклада.

Высокое Средневековье (1100-1300 гг.) - Основной характеристикой этого этапа периодизации истории Средних веков является резкий рост численности населения Европы, который привёл к резким изменениям в политической, социальной и других сферах жизни. Также в XII-XIII веках произошёл резкий скачок в развитии технологий, благодаря чему экономический рост всего региона ускорился. За менее чем сто лет было сделано больше полезных изобретений, чем за тысячу лет до этого.

Позднее Средневековье (1300-1500 гг.) - Другое название этого периода истории Средневековья - раннее Новое время. В российской истории его верхнюю границу обычно связывают с Английской революцией 1640 года, но есть и другие точки его верхней границы – открытие Америки Колумбом или начало Реформации в Европе. Особенностью Позднего Средневековья было преодоление феодальной раздробленности и образование централизованных государств Англии и Франции. Также в этот период Европы прошла через Чёрную смерть, эпидемию чумы, которая унесла жизни примерно 30% европейского населения. По всему региону также прокатились многочисленные крестьянские восстания (например, Жакерия во Франции). В Англии, Франции и Западной Германии в XIV веке практически повсеместно было упразднено крепостное право. Также Позднее Средневековье связывают с эпохой Возрождения, которая пришлась на вторую его половину.

Обсуждение концепции французского историка Жака ле Гофа - «Долгого Средневековья». 

Придумывая термин «средние века», итальянские гуманисты второй половины XV в. (Джованни Андреа, бывший в 1496 г. папским библиотекарем) хотели отделить тех, кого они называли «древними», от самих себя, то есть от «своих современников», людей Ренессанса. Не отменяя христианской хронологии «шести возрастов», отсчитываемых от Сотворения мира, они предприняли попытку создать хронологию мирскую, светскую. Новая периодизация воскресила давнюю, возникшую еще на заре Средневековья оппозицию между древним и современным. Первоначально это противопоставление было исключительно временным (слово «современный», moderne, долгое время означало «настоящий», «сегодняшний»), но постепенно на первый план выступает его оценочный характер. Начавшееся в конце XIII в. формирование понятия прогресса служит сигналом для борьбы с прошлым. Сторонники нового искусства (ars nova) противопоставляют новую музыку музыке «прошлого», созданной до XIV в., современные логики и современные теологи отвергают аристотелизм, эту закваску университетской схоластики XIII в.; в трактате Defensor Pacis (1324)
Марсилий Падуанский излагает основы политики, отделенной от религии, и основы государства, отделенного от Церкви; для него термин современный (moderne) означает «новаторский». Сравнивая свои произведения с творениями Чимабуэ и византийских художников, Джотто ощущает себя современным; почитатели его таланта также считают его творчество современным. Новое благочестие (devotio moderna) порывает с религией, пронизанной суевериями и схоластическим рационализмом, идейной основой религиозной практики XII-ХШ вв. Утверждая современность, рассматриваемую как возврат к подлинной Античности, эпохе Греции и Рима, а также - не будем об этом забывать - ко времени Библии, гуманисты творят свое Средневековье, своего рода темный туннель между двумя блестящими эпохами, расцвет которых отмечен взлетом науки, искусства и литературы. Иначе говоря, культурной революцией.
2.Крестовые походы и мир. Крестоносцы и Средневековая Русь


Римский папа и светские государи Западной и Северной Европы с 50-х годов XII в. обратили свое внимание на Восточную Прибалтику. Немецких, шведских и датских феодалов манила возможность захвата прибалтийских земель и увеличения за их счет своих владений. Особенно сюда стремились младшие сыновья западноевропейских рыцарей, не имевшие права на наследование отцовских имений.
Очень сильно интересовалось землями прибалтов и купечество. Немецкие купцы хотели установить свой контроль над морскими рынками и торговыми путями, вытеснив оттуда русских купцов. Наконец, Восточная Прибалтика оставалась единственным регионом Европы, где не получило распространения христианство. Поэтому католическая церковь, рассчитывая увеличить свою паству, поддерживала воинственные устремления рыцарей и купцов.
Первыми выступили шведы. В 1157 г. король Эрик, с благословения римского папы, начал крестовый поход против племен суми в Западной Финляндии. Он насильно окрестил этот народ, обложил данью и построил несколько крепостей. Оставив в них сильные гарнизоны, король вернулся домой. Однако уже в следующем году финны-сумь подняли восстание и убили поставленного шведами епископа.
Ледовое побоище-Ледовое побоище, также битва на Чудском озере — битва, произошедшая на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года по юлианскому (старому) календарю (суббота) с участием


В ответ шведы организовали еще несколько военных походов в Финляндию. К началу XIII в. им все же удалось подчинить непокорное финское племя. Аппетиты захватчиков этим не ограничились: им удалось на время подчинить и Центральную Финляндию, населенную емью. Это было откровенное посягательство на интересы Новгорода, которому тамошние финны-емь платили дань. Возмущенные новгородцы во главе со своим князем устроили поход в Центральную Финляндию, но выбить из «своих» земель шведов не сумели.
Тогда они подговорили финов-емь на мощное восстание, в результате которого все вернулось на свои места. Таким образом продвижение шведских крестоносцев на Восток замедлилось, столкнувшись с противодействием Новгорода.
Наряду со шведами, активные завоевания в Восточной Прибалтике вели немцы. Еще в 60-х гг. XII в. их купцы основали в устье Западной Двины, на важнейшем торговом пути, свое первое поселение Икскюль. Вслед за купцами пришли немецкие священники, чтобы обратить прибалтийских язычников в христиан. Но дело у них не задалось - чужеземцы столкнулись с активным сопротивлением местных племен. Только энергичному епископу Альберту, назначенному здесь главным лицом по всем церковным делам, удалось достичь успеха.

В 1199 г. епископ Альберт прибыл в устье Западной Двины. За ним на 23 кораблях следовало набранное в Германии войско крестоносцев. Подчинив окрестных прибалтов - ливов, Альберт основал в 1201 г. город Ригу, который стал опорным пунктом завоевателей. Однако дальше дело у епископа пошло туго. Язычники оказывали ему яростное сопротивление, сломить которое сил у Альберта не хватало. Крестоносцы из Германии прибывали не всегда в достаточном числе. К тому же оставались они в Ливонии не более года, а потом возвращались на родину.

Нужна же была постоянная военная сила. В поисках такой силы епископ обратился к опыту крестоносцев в Святой Земле и в промежутке между 1202 и 1204 годами основал, по образцу существующих на Востоке духовно-рыцарских орденов, Братство воинства Христова (лат. FratresmilitaeChristi).
Орден был учрежден по уставу военно-монашеского ордена храмовников (тамплиеров). Вместе с уставом ордену был присвоен знак отличия - красный крест и меч на белом фоне. От изображения меча на плащах орден впоследствии получил название Меченосцев (нем. Schwertbrüderorden).
Быстрое покорение Прибалтики дало немецкому рыцарству великолепный плацдарм для дальнейшей экспансии на Восток: 
порабощение разрозненных племен ливов, эстов, пруссов и многих других позволяло католической церкви распространить свое влияние и на земли Руси, богатства которой всегда манили алчное европейское духовенство.
Тевтонцы пришли в Восточную Европу для борьбы с половцами. Их пригласил король Венгрии Андраш II, предложив рыцарям ордена разместиться на юго-восточной границе Трансильвании. Спустя несколько лет здесь появится своя автономная область, укрепленная пятью замками: Мариенбург, Шварценбург, Розенау, Кройцбург и Кронштадт станут для ордена отличным плацдармом для дальнейшей экспансии.
Можно сказать, что формальную причину выдвинуться Тевтонскому ордену на территорию Пруссии, а затем и предпринять первую атаку на Русь, дала русская жена польского князя Конрада Мазовецкого. Земли князя были захвачены прусскими язычниками и поддавшись уговорам жены он решился пригласить рыцарей на помощь. Как водится, лекарство оказалось хуже болезни: прекрасно вооруженные рыцари с легкостью покоряли разрозненные прусские племена и в скором времени подчинили себе всю Пруссию.

3. Повседневный мир человека Древней Руси.

Исконной формой поселения в Древней Руси была родоплеменная община. Это объединение, основанное на кровнородственных связях. Со временем, целые поселения славян стали вкладывать из таких больших семей. Как правило в такой семье сосуществовали представители разных поколений. Главенствующую роль выполнял старший мужчина – патриарх. Его слово было законом для каждого члена семьи, вплоть до того, что он сам подбирал невесту или жениха своим детям или внукам.

Дабы выжить и прокормить себя и семью, славяне занимались самой разнообразной деятельность: земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, рыболовством, бортничеством и некоторыми другими видами деятельности. Не редки были случаи торговли и обмена между различными поселениями и даже народами. Об этом свидетельствую найденные на местах древних русских городов предметы других культур, например, украшения, монеты, оружие. Зарубежные купцы очень ценили мед, воск, кожи и меха, которыми славилась наша страна в то время. С развитием торговли стали появляться и крупные торговые центры Руси: Смоленск, Киев, Ростов и другие.

Говоря о русском человеке того времени, стоит сказать, что он был достаточно прост и приветлив. Припозднившийся путник, проходящий через какую-либо деревню всегда мог постучаться в любой дом и его бы приветливо встретили, предложили хлеб-соль и оставили бы на ночлег. А утром, накормив, проводили бы в дорогу. Русский человек издавна ценил труд, проводя большую часть года в полях, лесах и на реках. Рацион составляли продукты растительного и животного происхождения: мясо, рыба, яйца, различные овощи и фрукты, и конечно же хлеб. Из напитков были распространены молоко, квас и мед.


Одежда славян не была столь разнообразна, как пища. В основном они носили рубахи, порты, сарафаны. Поверху могли надеть кафтан, тулуп или шубу. Само собой, материал и крой одежды сильно разнился, в зависимости от социального статуса человека. Так, простой крестьянин носил рубаху и порты из грубой ткани, в то время, как боярин щеголял одеждой, украшенной драгоценными каменьями и золотой нитью. В качестве обуви среди жителей Древней Руси были распространены лапти и сапоги.

До принятие Христианства славяне были язычниками. Они присваивали различным явлениям природы божественное начало и почитали их. В разное время пантеон богов наших предков включал разных покровителей. Из ключевых стоит назвать Перуна- бога грома и молнии, а также покровителя княжеской дружина, Велеса – скотьего бога и Мокошь – богиню покровительницу женского начала и рукоделия. Этим богам приносились разнообразные жертвы, в их честь устраивались праздники, им молились в неурожай, перед битвой или для покровительства в каком-либо деянии.