Файл: Введение технологии покраски автомобиля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 301

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Количество слоёв зависит от цвета автомобиля и типа краски. Для двухкомпонентной краски, наносимой без лака, а также для самого лака обычно требуется 2–3 слоя с межслойной сушкой между ними. Некоторые слабоукрывистые цвета, а также «металлики» могут потребовать большего количества слоёв.

Сначала наносится связующий слой, который даёт хорошее основание для последующих слоёв и снижает вероятность возникновения подтёков. Это тонкий поверхностный слой. Лучше чтобы он оставался немного липким. Обычно его достаточно просушить в течение 1–2 минут. Далее наносятся полноценные мокрые слои.

Межслойная сушка

После нанесения каждого слоя нужно выжидать нужное количество времени для испарения растворителя. Если выждать мало времени, то растворитель останется в нижнем слое краски и после высыхания верхнего слоя начнёт выходить наружу, что приведёт к появлению дефектов.

Производители лакокрасочных материалов указывают необходимое время сушки при определённой температуре. Если окружающая температура ниже или плохая церкуляция воздуха в помещении, то время межслойной сушки нужно увеличить.

Последовательность покраски автомобиля при полном окрашивании

Последовательность окрашивания должна быть всегда спланирована заранее.

Целью определённой последовательности является исключение опыла на поверхности и минимизация лишних, нежелательных движений во время покраски.

Как уже упоминалось выше, сначала нужно покрасить все края и углы.

Существует множество различных схем последовательностей автомобиля. В этой статье я приведу две часто применяемые схемы.

Большие по площади панели (крыша, капот, крышка багажника) нужно всегда красить целиком. Не оставляйте покрашенную половину на какое-то время. Иначе образуется опыл на подсохшей стороне и вторая половина в месте соединения с первой нормально не сольётся, образуя видимую полосу.

Популярна последовательность покраски всего кузова, когда в первую очередь окрашивается крыша со стойками, далее идёт передняя дверь, а дальше по кругу (см. рис). Некоторые открывают переднюю дверь, чтобы закончить, обойдя круг, рядом с ней. Таким образом, сухой опыл на подсохшую краску двери не попадает.

Для удобства покраски крыши можно воспользоваться какой-либо подставкой (небольшой скамейкой или табуреткой).


Рисунок 2.3 – Последовательность окрашивания автомобиля

Иногда красят всю сторону машины целиком, перемещаясь вдоль всего кузова и делая длинные проходы краскопультом. То есть, весь бок красится как одна панель. В этом случае не приходится постоянно нажимать и отпускать курок в конце каждой панели и плёнка краски на всех панелях получается одинаковой толщины. Это быстрый и эффективный способ покраски автомобиля. Чтобы так красить пистолет настраивается на максимальную подачу краски. Размер помещения должен позволять свободно перемещаться вдоль машины, не спотыкаясь об какие-либо препятствия, так как краскопульт должен двигаться с одной скоростью. И, конечно же, нужен навык, чтобы так красить, ровно перекрывая половину одного прохода другим. Такой способ подойдёт не каждому и приведён, скорее, для ознакомления, чем для инструкции.

Для получения качественного защитно-декоративного покрытия отремонтированного кузова необходимо выбрать схему технологического процесса окраски. Наименование и состав внешней эмали при ремонтной окраске определяется системой его окраски на предприятии-изготовителе и, как правило, по химическому составу они должны быть однородны. Грунты и шпатлевки подбирают в зависимости от выбранного покрывного состава эмали.

Полная окраска кузова

Окраска всего кузова предусматривает снятие старого лакокрасочного покрытия до металла с площади более 50 % окрашиваемой поверхности независимо от числа ранее нанесенных слоев и метода снятия, нанесение грунтовок и шпатлевок, подбора колера, окраску и сушку. Кузов автомобиля поступает на окраску в разобранном виде.

Окраску выполняют в следующей последовательности: v устанавливают кузов на пост подготовки к окраске;

  • обмывают кузов водой с помощью ветоши или трикотажного полотна;

  • снимают шпателем старое отслоившееся покрытие с дефектных участков;

  • выполняют мокрое шлифование (например, машинкой типа ОМП-3), в труднодоступных местах шлифуют вручную;

  • промывают кузов водой, обдувают сжатым воздухом, сушат в естественных условиях;

  • обезжиривают (ветошью, смоченной уайт-спиритом) v наносят кистью типа КФК-6 герметизирующую мастику (типа Д-4А) на сварные швы и стыки в местах соединения замененных деталей с кузовом;

  • изолируют бумагой поверхности, не подлежащие окраске;

  • устанавливают кузов в окрасочную камеру;

  • обезжиривают все окрашиваемые поверхности; v грунтуют участки, зачищенные до металла (ГФ-073, ВЛ-02, ВЛ-08) с использованием краскораспылителя (типа КРУ-1 или СО-71);

  • выдерживают нанесенное покрытие в камере в течение 5…7 минут;

  • наносят пневмораспылителем 2 слоя эпоксидной грунтовки ЭФ-083;

  • устанавливают кузов в сушильную камеру;

  • сушат покрытие при температуре 90 ˚С в течение 1 часа;

  • охлаждают кузов в естественных условиях;

  • снимают защиту с изолированных поверхностей кузова;

  • устанавливают кузов на пост подготовки поверхности;

  • производят мокрое шлифование загрунтованной поверхности вручную шлифовальной шкуркой или машинкой;

  • моют кузов водой, обдувают сжатым воздухом и сушат в естественных условиях;

  • шпаклюют выявленные после грунта дефектные участки, затем сушат в течение 0,5 ч;

  • производят мокрое шлифование;

  • моют кузов и обдувают сжатым воздухом;

  • изолируют поверхности, не подлежащие окраске;

  • устанавливают кузов в окрасочную камеру;

  • обезжиривают окрашиваемые поверхности;

  • грунтуют участки, зачищенные после шпаклевания до металла;

  • выдерживают в камере 5…7 минут;

  • наносят пневмораспылением 2 слоя эмали с промежуточной выдержкой 7…10 минут на внутренние поверхности кузова (дверные проемы, торцы и внутренние поверхности дверей и т. д.)

  • наносят 3 слоя эмали с промежуточной выдержкой 7…10 минут на внешние поверхности кузова;

  • устанавливают кузов в сушильную камеру и сушат при температуре 90 ˚С в течение 1 ч;

  • охлаждают в естественных условиях;

  • окрашивают кистью (типа КФ-25) в черный цвет смесью эмали и грунта в соотношении 40:60 детали: щитки, стойки радиатора, рамки дверей и пр.;

  • окрашивают пороги (при необходимости);

  • сушат в естественных условиях.




3. Типы красителей для покрытия кузова автомобиля
Лакокрасочные покрытия можно разделить условно на группы по наличию в их составе видов красителей:

1) Красители во флакончиках. Они предназначены для подкраски небольших царапин и сколов, нанесенных мелкими предметами. Вначале поврежденный участок очищается, затем грунтуется и далее, используя кисточку из флакона, выполняется нанесение красителя. При необходимости на поверхность дополнительно наносится лак.

2) Аэрозольные составы краски. Этот вид красок наиболее распространенный благодаря хорошему качеству и удобству использования. Распыление на поверхность наносится без дополнительных приспособлений из-за созданного в баллончике высокого давления. Аэрозоль наносится только на очищенную поврежденную поверхность на расстоянии примерно 20-30 см.

3) Красители порошкового вида. Этот тип красителей используется для покраски всего кузова или отдельных его деталей. Окрашивание производится в специальной камере.

Наиболее распространенными красителями для автомобилей являются эмали, состоящие из множества различных компонентов. В их основу входит пигмент, благодаря которому получается требуемая окраска. Помимо естественного состава используются типы пигментов, которые довольно устойчивы к влаге и коррозии, жаропрочные и другие.

Соединение частиц с пигментом осуществляется с помощью смолы, природного или искусственного возникновения. Эта связующая часть придает краске прочность, хороший блеск, эластичность, устойчивость к воздействиям окружающей среды и прочие свойства.

Для того чтобы довести краску до требуемой консистенции добавляется растворитель и после нанесения краски он испаряется. Также в смесь краски добавляются:

  • отвердитель, с его помощью слой краски обретает дополнительное свойство прочности;

  • наполнители, позволяют установить у жидкости ее зернистость;

  • загуститель, предотвращает различные подтеки или наплывы;

  • эластификатор, с помощью его покрытие приобретает эластичность.

Виды автомобильных красок

Наиболее распространенными видами красок для автомобилей являются:

1) Акриловые эмали. В основе этих эмалей лежат акриловая смола и акрилово-уретановая. Двухкомпонентный состав обладает стойкостью к агрессивным воздействиям среды и безупречным блеском.


В качестве компонентов в нее входят краситель с отвердителем. Перед тем как начать покраску они смешиваются в соответствии с определенной пропорцией. Для получения требуемой концентрации к ним добавляется растворитель.

В процессе отвердевания происходит преобразование акрила в полимер, для ускорения протекания этого процесса увеличивают температуру в камере для покраски до 60-80 градусов.

2) Алкидные эмали. При их появлении произошло значительное повышение качества покраски кузова автомобиля. Составы являются однокомпонентными, быстро происходит процесс отвердевания даже при атмосферных температурах.

Кроме того, алкидные эмали обладают блеском, большой эластичностью и хорошими свойствами при эксплуатации.

Вместе с тем, при длительном воздействии среды в виде осадков, зноя или сильного холода у покрытия ухудшаются качественные показатели. Также это покрытие довольно тяжело полируется и для его отвердевания требуется значительное количество времени.

3) Покраска мeтaллиĸ, пepлaмyтp и «хамелеон»: Это специальные автоэмали, содержащие в своем составе светоотражающие компоненты, которые обеспечивают игру света, создавая нужный эффект. Прочные, износостойкие и очень красивые.

Делятся на: однослойные – сейчас не используются, из-за дефектов покраски.

двухслойные — сначала накладывается слой краски, а сверху слой прозрачного лака. Цвет зависит от добавленного пигмента. Это могут быть частицы алюминия, цинка,бронзы, латуни, меди.

трехслойные — создают эффект «хамелеон». Сначала наносится основа, которая перекрывает грунтовку и определяет цвет автомобиля — грунт-тонер. Потом практически сразу наносят основной слой, причем с разной толщиной и интенсивностью покрытия. И завершают покрытие высококачественным лаком.

Также в три слоя делают перламутровое покрытие, только пигменты — это слюда или мусковит.

Матовая покраска: такая покраска осуществляется, либо покрытием практически любой автоэмали матовым лаком. Но здесь есть нюанс — покрытие автомобиля должно быть в идеальном состоянии. Если это не так, то придется сначала перекрасить машину заново, а уже после покрывать матовым лаком. Либо использованием матовой краски. Такое покрытие отличается прочностью и износостойкостью.

Покраска хром или золото: это покрытие похоже на металлик, но его светоотражающая способность больше и наносится в четыре слоя. Сначала наносится черная основа. На него наносят базовый состав, чем он толще тем выше светоотражающая способность. Потом полупрозрачный лак, а в завершении — прозрачный лак. Очень эффектное и не менее прочное покрытие.


Покраска Саndу: очень яркая, насыщенная, блестящая и прозрачная, со множеством полутонов. Такой эффект обеспечивается использованием высокопигментированных составов. Это может быть пpoзpaчный цвeтнoй лaĸ, специальная готовая краска, пигмент, который добавляется в любой лак или краску. Особенностью такой покраски является техника размывания краски. Наносится много слоев краски (до 8) от темного оттенка, выбранного цвета, до светлого. Финишным пoĸpытием является пpoзpaчный лaĸ, cooтвeтcтвyющий цвeтy. Это очень сложное окрашивание, выполняемое только профессионалами.

Покраска Plasti dip: хотя это скорее не покраска, а специальное покрытие автомобиля жидкой резиной с разными свойствами. Она бывает прозрачной, глянцевой или матовой, а добавление пигментов создают эффект металлик, перламутр или хамелеон. Это покрытие создает на поверхности автомобиля защитную пленку, устойчивую к различным внешним воздействиям, которую потом можно просто удалить. Основой покрытия является матовый или глянцевый плacтидип, который наносят на многослойную базу. После чего покрывают высокоглянцевым лаком. Главный плюс — высокая прочность покрытия.

Флюоресцентная покраска: для любителей особенно ярких цветов и днем и ночью. Проводится с использованием флюopecцeнтной ĸpacĸи — которая на солнце становится суперяркой, a под УФ лучами кислотной. В основном используется для покраски отдельных элементов автомобиля.

Aэpoгpaфия: и мы не можем не упомянуть об aэpoгpaфии. Это не просто покраска автомобиля, это целое искусство. Даже если один мастер наносит один и тот же рисунок, они все равно будут отличаться. Поэтому, это возможность получить действительно уникальный автомобиль. Существует множество вариантов и способов нанесения аэрографии.

Термохромная покраска: производится специальной термохромной краской, меняющей цвет под воздействием различной температуры. Рисунок проявляется при нагревании работающего автомобиля. Очень неожиданный и потрясающий эффект.
4. Технология сушки
После нанесения каждого слоя лакокрасочных материалов проводится сушка. Она может быть естественной и искусственной. Процессы естественной сушки ускоряют интенсивная солнеч­ная радиация и достаточная скорость ветра. Чаще всего естествен­ная сушка применяется для быстросохнущих лакокрасочных материалов. Основные способы искусственной сушки: конвекционная, терморадиационная, комбинированная.

Конвекционная сушка. Она выполняется в сушильных камерах потоком горячего воздуха. Тепло идет от верхнего слоя лакокрасочного покрытия к металлу изделия, образуя верхнюю корку, которая препятствует удалению летучих компонентов, и тем самым замедляется процесс сушки. Температура сушки в зави­симости от вида лакокрасочного покрытия колеблется в пределах 70... 140°С. Продолжительность сушки от 0,3...8 ч.