Файл: Изучить решаемые вопросы в системах поддержки принятия решений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Слайд
Актуальность. Реальные ситуации, складывающиеся в общественной жизни любой страны, и, в частности, в экономической сфере, отличаются возрастающей сложностью задач, непрерывным изменением и неполнотой данных об экономической конъюнктуре, высокой динамичностью процессов. В этих условиях интеллектуальные возможности человека могут войти в противоречие с объемом информации, который необходимо осмыслить и переработать в ходе управления разнообразными технологическими и социальными процессами. Вследствие этого возрастает опасность срыва управления.
Основой управления, как известно, является решение. Научно-техническая революция настолько повысила уровень энерговооруженности лиц, принимающих решения, что ошибки от неверно принятых решений могут привести не только к экономической катастрофе для отдельного предпринимателя или отрасли, но и к глобальной катастрофе для человечества.
Цель работы изучить роль маркетингового функционала в системах поддержки принятия решений.
Задачи работы:
- охарактеризовать систему поддержки принятия решений;
- изучить решаемые вопросы в системах поддержки принятия решений;
- рассмотреть информационные технологии в маркетинге и их использование в маркетинговой информационной системе;
- определить роль маркетинговых управленческих решений.
2 слайд
Под современными системами поддержки принятия решений понимают специальное ПО, позволяющее менеджерам среднего и высшего звена принимать взвешенные обоснованные решения. Такая программа функционирует, как база данных с функциями их накопления, анализа, формирования удобных для работы отчетов. Она позволяет определиться с выбором даже в быстро меняющейся обстановке и при высоком проценте неопределенности.
В мировой практике такие информационно-программные продукты получили название DSS-систем (Decision Support Systems). Они широко используются для организации эффективного управления бизнесом и облегчают работу менеджеров по сбору и анализу информации, выявлению проблем и принятию верных решений. DSS-систем - информационные системы на управленческом уровне организации, которые объединяют данные и сложные аналитические модели, чтобы поддержать слабоструктурированное и не структурированное принятие решений.
3 слайд
Система поддержки решений СППР решает две основные задачи:
- выбор наилучшего решения из множества возможных (оптимизация),
- упорядочение возможных решений по предпочтительности1.
4 слайд
Рассмотрим структуру СППР.
Четкая структура и закрепления за каждым ее элементом конкретных функций обусловило эффективность и популярность технологии DSS у бизнеса самого разного профиля. В последнее время СППР все чаще именуют экспертными системами. Их использование избавляет руководителей от рутинной работы по сбору, обработке и систематизации информации. Они получили возможность работать с уже готовыми отчетами, формами, статистикой.
В целом структура современной автоматизированной системы поддержки принятия решений выглядит следующим образом:
Рис. 1 – Структура СППР.
Для пользователя значение имеют два блока: интерфейс аналитика и руководителя. Именно эти две единицы работают с системой. Первый систематизирует и анализирует данные, высчитывает показатели, строит прогнозы, прогнозирует ситуации и предлагает варианты решений. Второй их оценивает с учетом большого количества факторов, каждый из которых ценен для компании. Н изучает все предложенные варианты и выбирает самый подходящий – наименее рисковый и надежный. Для принятия правильного решения определяющее значение имеют выводы аналитика2.
5 слайд
Рассмотрим виды СППР. В зависимости от способа воздействия на процесс принятия решения различают пассивные, активные и комбинированные DSS-системы. Первые предоставляют лишь информацию для принятия решений, вторые предлагают альтернативные готовые варианты, третьи предполагают тесную работу в контакте: менеджер может корректировать предложенное системой решение и согласовывать до обретения им оптимальной формы.
Различают 5 видов компьютерных СППР:
- Коммуникативные. Ориентированы на одновременную работу нескольких специалистов, занятых одной общей задачей.
- Информационные. Сосредоточены на сборе и обработке данных, преимущественно анализе временных рядов, функционируют, как СУБД в пределах одной компании.
- Документальные. Предназначены для обработки и анализа документов разного формата со структурированными и не структурированными данными.
- Интеллектуальные. Содержат данные о решениях аналогичных задач, нормы и правила, на основании которых они принимались, предлагают готовые алгоритмы, исходя из накопленного опыта.
- Моделируемые. Подбирают модели бизнес-процессов по заданным условиям – статистические, финансовые, аналитические).
Основу любой из вышеупомянутых систем принятия решений составляет база данных, ее предметная область и пользовательский интерфейс.
Поддержка принятия решений и заключается в помощи лицу, принимающему решение (ЛПР), в процессе принятия решений. Она включает:
– помощь ЛПР при анализе объективной составляющей, то есть в понимании и оценке сложившейся ситуации, и ограничений, накладываемых внешней средой;
– выявление предпочтений ЛПР, то есть выявление и ранжирование приоритетов, учет неопределенности в оценках ЛПР и формирование его предпочтений;
– генерацию возможных решений, то есть формирование списка альтернатив;
– оценку возможных альтернатив, исходя из предпочтений ЛПР, и ограничений, накладываемых внешней средой;
– анализ последствий принимаемых решений;
– выбор лучшего с точки зрения ЛПР варианта3.
6 Слайд
СППР позволяет облегчить работу руководителям предприятий и повысить ее эффективность. Они значительно ускоряют решение проблем в бизнесе. СППР способствуют налаживанию межличностного контакта. На их основе можно проводить обучение и подготовку кадров. Данные информационные системы позволяют повысить контроль над деятельностью организации. Наличие четко функционирующей СППР дает большие преимущества по сравнению с конкурирующими структурами. Благодаря предложениям, выдвигаемым СППР, открываются новые подходы к решению повседневных и нестандартных задач4.
Использование системы позволяет найти ответы на множество вопросов, возникающих у руководителей компании, например:
У генерального директора:
- На сколько процентов выполнен план по продажам, доходу, прибыли, расходам;
- Какова доля рынка, принадлежащего компании;
У руководителя отдела по работе с партнерами:
- Какие из партнеров приносят наибольший доход, прибыль;
- Какие проекты, группы продуктов лучше всего продает данный партнер;
У руководителя финансового департамента:
- Сколько каждый проект стоит моему предприятию;
- Сколько стоит поддержка продаваемых проектов;
У руководителя департамента бюджетного планирования и контроля:
цена/качество;
7 Слайд
Залог долгосрочного успешного развития бизнеса является эффективность маркетинговой деятельности, которая должна носить стратегический характер. Деятельность многих современных предприятий основана на использовании так называемых маркетинговых информационных систем (МИС).
Система маркетинговой информации представляет собой комплексную систему, предназначенную для сбора, обработки, анализа и последующего предоставления точной и своевременной маркетинговой информации, необходимой для принятия соответствующих маркетинговых решений на постоянной основе.
Основными ресурсами, на основе которых формируется маркетинговая информационная система, являются:
- лица (специалисты), обладающие необходимыми знаниями, квалификацией и опытом для сбора, обработки и анализа маркетинговой информации;
- ИТ-оборудование и технологии, используемые для обработки данных;
- методологические принципы работы и информации.
Основные технологии, используемые в целях сбора, обработки, анализа и передачи маркетинговой информации, представлены на рисунке 1.
Рис. 2 - Базовые технологии МИС
В результате использования представленных выше технологий обеспечивается получения продукта МИС, в роли которого выступают отчеты маркетинговых исследований с одной стороны, и базы данных, информирующие о состоянии внутренней и внешней среды фирмы – с другой стороны.
Принятие решений в сфере предпринимательства является достаточно сложным процессом, который состоит из нескольких этапов.
8 Слайд
Характеристика основных этапов принятия маркетинговых решений в предпринимательстве.
1. Осознание и предвидение проблемы (экспресс-диагностика внешней и внутренней среды фирмы). Ответственный — предприниматель, менеджер.
2. Формулировка проблемы (постановка целей и задач решения проблемы; оценка альтернатив достижения цели). Ответственный — предприниматель, менеджер.
3. Подготовка решения (сбор, анализ, обработка информации; бенчмаркинг; выявление возможных стратегий действия; оценка стратегий действия поставленными целями). Ответственный — маркетолог.
4. Принятие решения (выбор стратегии действия). Ответственный — предприниматель, менеджер.
5. Контроль за реализацией принятого решения (оценка изменений во внешней и внутренней среде компании; анализ хода реализации стратегии; корректировка стратегии) 5.
На современном этапе развития маркетинговой деятельности в России важной задачей является разработка методологии и методики решения в условиях определенности, риска и неопределенности. Условия принятия решения интерпретируются следующим образом.
1. Выбор решения в условиях определенности предполагает, что известен результат каждого действия.
2. Выбор решения в условиях риска означает, что каждое действие приводит к одному из многих возможных частных результатов. Каждый исход имеет известную вероятность возникновения. Предполагается, что ЛПР знает эти вероятности.
3. Выбор решения в условиях неопределенности происходит, когда то или иное действие имеет своим следствием набор возможных частных исходов, но вероятности этих исходов неизвестны.
Основными рисками в маркетинговой деятельности можно считать риск производства нового продукта; риск выхода на новые рынки; риск изменения окружающей среды; социальные риски; риск разработки комплекса маркетинга; коммуникационные риски; риск эмбарго и др.
Особо важная роль в функционировании МИС отводится системам поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга. Такие системы, как правило, строятся на основе использования двух групп ИТ-технологий, основанных на использовании специализированных или универсальных генераторов поддержки принятия решений (ГППР).
Маркетинговые ГППР специализированного характера ориентированы на поддержание конкретных методов и моделей, созданных на стыке теории и практики управления в рыночных условиях. Условно их принято делить на ограниченные и развитые. Примером первого является пакет «Portfolio»,, примером второго являются B БЭСТ – маркетинг и Marketing Analityc (курс). Маркетинговые ГППР универсального характера направлены на поддержку применения общенаучных методов анализа. Считается, что они применимы практически во всех сферах и направлениях бизнеса. Условно все они также делятся на два типа – ограниченные и развитые. К первым относятся электронные таблицы, оснащенные множеством универсальных аналитических инструментов, используемых для расчетов конечного использования. К последним относятся программные средства, поддерживающие концептуально более полный набор общенаучных аналитических методов.