Файл: Практикум по психокоректированию группа 19П111 Студент Акимова. Т. А. Москва 2022 Практическое занятие Специфика консультирования как вида психологической помощи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОКОРЕКТИРОВАНИЮ
Группа 19П111
Студент
Акимова. Т. А.
МОСКВА 2022
Практическое занятие «Специфика консультирования как вида психологической помощи»
-
Сравнительный анализ.
Заполните таблицу. Задание: Найдите в литературе (или в кино) не менее 3 примеров нарушения этики консультантом. Опишите ситуацию, четко указав факт нарушения и результат этого опыта как для клиента, так и для консультанта.
Название книги/фильма | Какой именно этический принцип нарушен (опишите кратко ситуацию) | Последствия для клиента | Последствия для консультанта и для терапевтического контакта |
Фильм «Все без ума от Мэри» | Отсутствие консультанта на сеансе (незаметно вышел поесть и незаметно пришел), пока клиент говорил о проблемах | Потеря доверия к консультанту, невозможность дальнейшего проведения терапии | Профессиональная деформация |
Фильм «Мой лучший любовник» | Консультирование близких родственников | Смущение, замыкание, отсутствие комфорта, неполучение конструктивной помощи | Чувство вины, страх ошибки, неуспеха. Эмоциональное выгорание. |
Фильм «А как же БОБ» | С первой же встречи консультант «впускает» навязчивого клиента в личное пространство (рассказывает о семье), в дальнейшем идет на поводу манипуляций клиента | Иллюзия излечения | Нарушение терапевтического процесса, серьезные психические трудности у консультанта. |
-
Практическое задание.
Прочитайте запись отрывка из психотерапевтической сессии и проанализируйте (письменно), какие приемы были использованы
терапевтом в этом диалоге, и какие задачи стояли перед терапевтом в ходе терапевтической сессии.
Продумайте и опишите возможные варианты окончания этого диалога.
П-1. Что привело вас ко мне именно сейчас?
К-1. Ну, я уже какое-то время думаю, что мне стоило бы обратиться за помощью, но я все откладывал, и...
П-2. Ммм?
К-2. Я полагаю, мне все время казалось, что еще не время. Несколько раз я думал, что... Я спросил свою подругу, что она думает по этому поводу, и она сказала, что считает, что мне стоит это сделать. Еще я спросил у моего врача, а он сказал, что иногда психотерапия помогает, а иногда — нет; так что я точно не знаю, но...
П-3. Трудно было понять, что вам следует делать, а?
К-3. Да. В смысле, казалось, что мне... Я не хотел делать проблему из того, что, может быть, и не так важно, но, с другой стороны, это для меня всегда проблема.
П-4. Мне непонятно, что для вас проблема.
К-4. Ах, да. Прошу прощения. Это моя нерешительность. Я имею в виду, что нерешительность — моя проблема. Я, похоже, никогда ни в чем не бываю уверен. Я знаю, у всех это есть... Я, наверное, не должен думать, что я чем-то отличаюсь, но...
П-5. Я понимаю {выжидательно).
К-5. Да. Я привык быть неуверенным. В смысле, вы можете сказать, что я не хочу попасть в глупое положение. Я просто не хочу... но тогда я на самом деле не думаю об этом. Хотя, я не знаю.
П-6. Расскажите мне побольше о своей нерешительности и о том, почему для вас это проблема.
К-6. Ну, просто, когда мне нужно принять какое-то решение, сразу начинаются неприятности. Вроде как я брожу туда-сюда у себя внутри и никогда не знаю, что будет правильным. Это продолжается уже довольно долго. Я бы хотел быть более уверенным в себе, но не получается. Я думаю, что, возможно, становится хуже.
П-7. Вполне может становиться хуже. Вы сейчас более нерешительны, чем обычно?
К-7. Да, наверное... но, знаете, я не уверен. Иногда мне кажется, что становится лучше, но очень скоро, когда мне надо принять какое-то решение, я снова прихожу в смятение.
П-8. Иногда лучше, иногда хуже?
К-8. Вот-вот. Да, я думаю, что именно так. Ой, меня это просто с ума сводит. Ненавижу это. Это делает меня таким нерешительным — ну просто тряпка какая-то! Но что есть, то есть: похоже, это случается со мной все чаще и чаще. Скажите мне, что мне с этим сделать, чтобы это прошло?
Приемы работы терапевта:
- ограничение речи (старается понять проблему клиента и сам мало говорит, только урывками, чтобы клиент говорил больше и раскрылся, выговорился);
- краткие вопросы (например, «Трудно было понять, что вам следует делать, а?»);
- рефлексия (например, «Иногда лучше, иногда хуже»);
- перефразирование для уточнения информации (например, «Мне непонятно, что для вас проблема»).
Консультант поставил перед собой задачу выяснить проблему клиента, понять ее суть и показать самому клиенту, в чем его проблема.
Продолжение диалога:
П-9: Это происходит слишком часто?
К:9: Да, я так думаю, поможете мне?
П-10: Давайте определим цель нашей беседы. Какова она?
К-10: Понять, что мне делать с этой нерешительностью, наверное.
П-11: Как мы определим, что вам стало понятно?
К-11: Я не знаю, ну, может, я буду знать, что делать тогда, когда мне становится не по себе, когда передо мной выбор, эти муки. Когда все будет ясно и мне не надо будет постоянно сомневаться и мучиться.
П-12: Я правильно понимаю, что вы боитесь принять решение? Почему?
К-12: Я боюсь, что оно будет неправильное, что надо было принять другое решение, а уже поздно.
П-13: А как понять, какое решение правильное? Есть индикаторы?
К-13: Я не знаю, что ответить. Я не знаю, наверное, таких индикаторов. Просто неправильно и все. Плохо, а могло быть лучше, боюсь, что не получится.
П-14: Что может не получится?
К-14: Трудно сейчас так сказать, у меня нет ответа.
П-15: Давайте представим, что вы – весы. И в определенный момент вы взвешиваете ситуацию именно в моменте. То есть, в конкретную минуту перевешивает одна из сторон. От того, что весы начнут через 5 минут анализировать, может они неправильно взвесили, вес уже не изменится. Вы согласны?
К-15: Я согласен. Весы – это авторитетно, я ощущаю спокойствие, потому то принимаю всегда правильные решения?
П-16: Вы верно мыслите.
К-17: то есть, какое бы я решение не принял, оно всегда будет для меня единственно лучшим.
П-17: что вы чувствуете сейчас?
К-17: Мне впервые стало легко от осознания. Я начал понимать, что сомневаться – не к чему.
III. Самоанализ.
Проанализируйте свой опыт обращения к психологу- консультанту (если Вы обращались когда-то за помощью, то можно прошлый опыт), а можно обратиться в психологический центр, который оказывает бесплатную психологическую помощь населению и поговорить с консультантом о любой актуальной теме.
Опишите: длительность консультации, основные этапы консультативной беседы, которые вы можете выделить из роли клиента, какие методы, на Ваш взгляд применял консультант в этой беседе, каков для Вас результат этой встречи, и Ваши впечатления от полученного опыта.
Первый этап психологической консультации — знакомство с клиентом и начало беседы
На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия:
-
Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, что будет восприниматься клиентом как демонстрация доброжелательности и заинтересованности. -
Желательно подбадривать клиента словами типа «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее». -
После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45–60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться. -
После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне Вас называть?» После этого необходимо представиться клиенту. Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом. -
Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование и т.д. Часть этой информации предоставляется по запросу клиента, чтобы не испугать клиента до начала консультирования потоком информации. Результатом этой части беседы должно стать осознанное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. Это обычно хорошо видно как на вербальном, так и на невербальном уровнях. -
Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видеозаписи, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это исключается. -
После решения всех перечисленных выше вопросов можно переходить к расспросу клиента. Важно иметь заранее заготовленную фразу, которая позволяла бы осуществлять этот переход, чтобы не растеряться неожиданно под впечатлениями первого знакомства с клиентом. Пример такой стандартной фразы: «Что Вас привело ко мне?».
Второй этап консультативной беседы — расспрос клиента, формулирование и проверка гипотез
Первая фаза расспроса клиента – формирование консультативных гипотез. На этой фазе психолог еще ничего не знает о клиенте и поэтому больше всего заинтересован в том, чтобы последний максимально полно рассказывал о себе и о своей ситуации. На этой фазе консультант осуществляет следующие действия:
-
Эмпатическое слушание. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «Конечно», «Угу», «Да-да». -
Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию. -
Структурирование беседы. Первый прием – задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Второй прием – краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же по несколько раз. Кроме того, клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так. -
Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез. Гипотеза – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Психологу-консультанту необходимо выявить суть затруднений клиента, сформулировав их как психологическую проблему. Формулировка психологической проблемы заключается в переводе запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации. Оформленный в виде психологической проблемы запрос клиента и будет выступать в качестве зависимой переменной будущей консультативной гипотезы. После этого психологу-консультанту необходимо найти независимую переменную – то, что определяет нежелательные для клиента события. Для этого он использует весь свой багаж психологического знания. Чем больше гипотез возникает у консультанта при столкновении с ситуацией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать.