Файл: Легкая атлетика. Прыжки в длину и высоту.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
приходится не только на звенья тела, непосредственно соприкасающиеся с местом приземления, но и на дистальные, наиболее удаленные от него звенья. Такому же ударному воздействию подвергаются и внутренние органы, что может привести к различного рода нарушениям их жизнедеятельности и заболеваниям. Необходимо снизить вредное воздействие этого фактора. Здесь два пути: первый — улучшение места приземления; второй — овладение оптимальной техникой приземления. Первый путь получил свое отражение в прыжках в высоту и с шестом. Сначала спортсмены приземлялись в песок, уровень которого был приподнят над поверхностью отталкивания, но все же приземляться было жестко, и спортсмен уделял много времени изучению безопасной техники приземления. Затем пришел век поролона, и место приземления стало значительно мягче, возросли результаты, появился новый вид в прыжках в высоту («фосбери-флоп»), появились фиберглассовые шесты. Стало возможным больше времени уделять самим прыжкам, не задумываясь над приземлением.

Более консервативное место приземления осталось в прыжках в длину и в тройном прыжке. Здесь как прыгали в яму с песком, так и продолжают прыгать, хотя результаты растут, но тут нашел свое отражение второй путь — создание оптимальных условий для приземления и рациональная техника приземления.

Почему происходит мягкое приземление? Первое — за счет приземления под более острым углом к поверхности и на большем пути. Постепенно уплотняя рыхлый песок, спортсмен замедляет движение вперед; чем больше впереди рыхлого песка, тем мягче приземление. Второе — за счет амортизирующего растягивания напряженных мышц, постепенно уступая воздействию силы тяжести и скорости тела, тем самым скорость гасится не резко, а постепенно.

ПРЫЖКИ В ВЫСОТУ

Прыжок в высоту с разбега — дисциплина легкой атлетики, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов видов. Составляющие прыжка — разбег, подготовка к отталкиванию, отталкивание, переход через планку и приземление.

Требует от спортсменов прыгучести и координации движений. Проводится в летнем и зимнем сезоне. Является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года и для женщин с 1928 года.

Соревнования по прыжкам в высоту происходят в секторе для прыжков, оборудованном планкой на держателях и местом для приземления. Спортсмену на предварительном этапе и в финале даётся по три попытки на каждой высоте. Спортсмен имеет право пропустить высоту, при этом неиспользованные на пропущенной высоте попытки не накапливаются. Если спортсмен совершил неудачную попытку или две на какой-либо высоте и не хочет больше прыгать на этой высоте, он может переносить неиспользованные (соответственно, две или одну) попытки на следующие высоты. Прирост высот в ходе соревнований определяется судьями, но он не может быть менее 2 сантиметров. Спортсмен может начать прыгать с любой высоты, предварительно оповестив об этом судей. Расстояние между держателями планки 4 м. Размеры места приземления 3×5 метров. При попытке спортсмен должен отталкиваться одной ногой. Попытка считается неудачной, если:

— в результате прыжка планка не удержалась на стойках,
— спортсмен коснулся поверхности сектора, включая место приземления, расположенное за вертикальной проекцией ближнего края планки, или между, или за пределами стоек любой частью своего тела до того, как он преодолел планку,
— спортсмен оттолкнулся двумя ногами.
Удачную попытку судья отмечает поднятием белого флага. Если планка упала со стоек после поднятия белого флага, попытка считается засчитанной. Обычно судья фиксирует взятие высоты не раньше, чем спортсмен покинул место приземления, но окончательное решение о моменте фиксации результата формально остаётся за судьёй.
Способы прыжков в высоту:
— перешагивание (ножницы): является наиболее простым и доступным из всех способов прыжка в высоту, не требует дорогого инвентаря, специальных поролоновых матов, так как прыгун осуществляет приземление на ноги (прежде всего маховую) и может прыгать в яму с песком; при выполнении прыжка разбег осуществляется наискосок к линии планки со стороны маховой ноги, отталкивание производится дальней от планки ногой; мах выполняется ближней к планке, вначале почти прямой для увеличения махового момента, затем маховая нога несколько сгибается в колене, туловище наклоняется вперёд для снижения положения центра масс тела, маховая нога резко опускается за планку, а толчковая в это время движется вверх и переносится через планку повёрнутой стопой снаружи, туловище несколько наклоняется к планке, прыгун приземляется на маховую ногу;
— перекидной: прыгун пересекает планку животом вниз; пользуется большой популярностью из-за простоты и высокого уровня эффективности; под острым углом рекомендуется осуществлять разбег, например, 25 градусов, чтобы достичь хорошего результата; нога, которая находится ближе к планке, используется для отталкивания от земли; в вытянутом положении маховая нога находится над преградой во время полёта; после этого через планку переносится все тело; приземление нужно совершить на одну руку и маховую ногу;
— перекат: этот способ предшествовал перекидному; он отличается от перекидного тем, что спортсмен, разбегаясь наискосок к линии планки со стороны толчковой ноги, отталкивается ближней к планке ногой и приземляется на толчковую ногу; способ позволяет приблизить центр масс тела к планке, но не обеспечивает его положение ниже планки, как перекидной или фосбери-флоп;


— фосбери-флоп: при прыжке этим способом спортсмен разбегается наискосок по широкой дуге со стороны маховой ноги (как при перешагивании) так, чтобы в процессе отталкивания создать вращающий момент для разворота тела спиной к планке; во время отталкивания дальней от планки, толчковой ногой, таз разворачивается, и, взлетая вверх, спортсмен поворачивается спиной к планке, последовательно перенося через планку части тела, что является неоспоримым биомеханическим преимуществом; при выполнении правильного перехода планки, плечи опускаются за планку с одной стороны, а ноги удерживаются с другой, чем достигается положение центра масс тела ниже планки; когда таз также пройдёт над планкой, тазобедренные суставы быстро сгибаются и ноги выпрямляются; прыгун падает на спину, ноги прямые; центр масс атлета при прохождении тела над планкой проходит под ней; большая скорость разбега позволяет преобразовать большую часть поступательного импульса тела вверх.

ПРЫЖКИ В ДЛИННУ
Прыжок в длину — двигательное действие, относящееся к горизонтальным прыжкам. Прыжок в длину требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств. Прыжок в длину входил в соревновательную программу античных Олимпийских игр. Является современной олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года и для женщин с 1948 года.

В настоящее время на тренировках и соревнованиях используются 4 основные техники прыжка:
— в шаге;
— прогнувшись;
— ножницы;
— с места.
Прыжки в длину «в шаге» — старейшие в истории. Именно с них начинается обучение данной дисциплине.
Выполняется прыжок следующим образом:
— после отталкивания ноги атлета принимают положение шага,
— приземление происходит на маховую ногу, к ней подтягивается толчковая, а туловище слегка наклоняется вперед,
— перед соприкосновением с песком прыгун сгибает колени, а руки выводит перед собой,
— ноги выпрямляются и выбрасываются вперед, одновременно руки опускаются вниз и отводятся назад.
Прыжки в длину «прогнувшись» технически сложнее предыдущих, поэтому прежде, чем приступить к их освоению, требуется достичь определенного уровня подготовки. Особенно распространена техника «прогнувшись» среди спортсменок.
Суть ее в следующем:
— оттолкнувшись, атлет принимает положение «в шаге», при этом корпус направлен вперед, а толчковая нога находится сзади и не сгибается,

— согнутая маховая нога выносится вперед бедром, руки сгибаются и устремляются вверх,
— маховая конечность опускается вниз и одновременно с толчковой отводится назад, а корпус прогибается в пояснице,
— колени сгибаются и подтягиваются к груди спортсмена, а затем ноги резко выравниваются, руки отводятся за спину,
— при опускании на песок ноги сгибаются, а руки разводятся в стороны.
Техника «ножницы» предполагает наличие у спортсмена силовых и скоростных навыков. В прыжке прыгун продолжает выполнять движения ногами, как при беге. Так, при длине прыжка 8 м в воздухе атлет совершает 3,5 шага:
— после отталкивания принимается положение «в шаге»,
— маховая нога выпрямляется и устремляется вниз, затем сгибается и уходит назад,
— одновременно сгибается толчковая нога и направляется вперед.
— толчковая нога устремляется вниз, а рука с ее стороны поднимается вверх и выводится вперед,
— маховая нога направляется вперед, а рука с ее стороны — вперед и в сторону,
— перед приземлением обе ноги сгибаются и поднимаются к груди, а затем с силой выпрямляются и выводятся вперед.
Для выполнения прыжка «с места» спортсмен занимает исходное положение у линии старта. Выпрямляет спину и плечи; руки, не сгибая, отводит назад; ноги располагает на уровне плеч.
Прыжок производится следующим образом:
— руки и ноги немного сгибаются,
— при отталкивании руки резко выводятся вперед,
— подтягиваются и выпрямляются ноги, спортсмен отталкивается и отрывает стопы от поверхности,
— в полете колени поднимаются к груди, корпус выпрямляется, руки опускаются, стопы устремляются вперед,
— при приземлении руки резко выводятся вперед, ноги сгибаются в коленях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на кажущуюся простоту движения, прыжок в длину предъявляет студенту ряд серьезных требований, без которых невозможно достичь определенного результата. Высокий уровень скорости, силы, прыгучести и ловкости очень важен для достижения хороших результатов в этом виде легкой атлетики.

Задача прыгуна заключается не только в достижении максимальной скорости движения до тех пор, пока не будет установлена нога, но и в более сложном требовании — в процессе призыва преобразовать часть горизонтальной скорости в вертикальную, что возможно для тех, кто имеет высокую степень скорости и силы.

Таким образом, скорость выражает возможность самого быстрого продвижения в горизонтальной плоскости, а прыжки — способность бросать тело в вертикальной плоскости.


Комплексная тренировка, многоборье, высокий уровень развития скорости, силы и силовых качеств являются, таким образом, основой для подготовки прыгунов в длину с самого начала.

В то же время подготовка длинного прыгуна состоит из нескольких этапов, решающих проблемы технического и физического совершенствования, определяющих анатомические и физиологические особенности ученика, его возраст, его подготовку, в связи с чем выбираются средства физико-технической подготовки, а также педагогические методы работы с детьми.

Освоение прыжков на всех этапах обучения и тренировок должно сопровождаться повышением уровня общей и специальной подготовленности учащихся — основы проявления максимальных взрывных усилий, характерных для прыжков.

Во время тренировок, особенно на начальных этапах необходимо широко применять игры и различные эстафеты с прыжками. Это, с одной стороны, внесет в процесс обучения необходимую эмоциональность и значительно увеличит тренировочные нагрузки, а с другой — улучшит координационные способности детей, научит их управлять своим телом в полете, поможет развивать прыжковое мужество и ловкость.