Файл: Конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальный конкурс
среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
Тематическое направление
«Блокадный хлеб»
Название методической разработки
-
год
Пояснительная записка
-
Тематическое направление - патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
-
Тема воспитательного мероприятия – «Блокадный хлеб». 27 января - памятная дата - День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году.
-
Целевая аудитория воспитательного мероприятия - учащиеся 5-7 классов (11-13 лет).
-
Мероприятия патриотической направленности играют важную роль в воспитательной системе класса. Классный час стоит в плане мероприятий на январь после «Дня народного единства» и перед литературной гостиной «Я помню, я горжусь…», посвящённой Дню Победы.
-
Цель мероприятия: сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через символы памяти.
Задачи:
1. Привлечь внимание к истории нашей Родины.
2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.
3. Создать условия для более глубокого ознакомления детей с событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия:
Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков людей; испытывать сопереживание чувствам других.
Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме; умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач, познании основ смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, умения выделять существенную информацию;
Регулятивные: умение принимать и сохранять в памяти учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение воспринимать уважительное отношения к героическому прошлому нашей страны, любви к своей Родине.
-
Форма проведения воспитательного мероприятия – классный час. Эта традиционная форма в рамках обычного учебного дня позволит провести мероприятие в привычной, доверительной атмосфере. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. -
Педагогическая технология: кейс – технология (метод конкретных ситуаций).
Технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Преимущества кейс-технологии:
-
Интеллектуальное развитие обучаемых. -
Осознание многозначности проблем, трудностей и жизненных ситуаций. -
Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений. -
Формирование готовности к оценке и принятию решений. -
Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов. -
Развитие коммуникативных навыков.
-
Материально-технические ресурсы: проектор, экран. -
Данную методическую разработку рекомендую использовать для подготовки и проведения мероприятий, приуроченных к празднованию Дня воинской славы России – Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году.
-
Основная часть
2.1.Подготовка воспитательного мероприятия.
Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:
I - этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
II - этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия;
V - этап подведения итогов (анализ).
Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели. Цель этапа - объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.
Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.
-
Сценарий классного часа.
-
Организационный момент.
Учитель:
Одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда. Кольцо окружения вокруг города сомкнулось 8 сентября 1941 г. Завершилась блокада города – 27 января 1944г., когда войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев; одним из самых счастливых — и, одновременно, одним из самых скорбных — потому что у каждого дожившего до этого праздничного дня за время блокады умер или родственник, или друг.
Вот как объявили о снятии блокады по радио (Левитан – первые 30 секунд записи) https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15792803095239097442&from=tabbar&text=левитан+о+снятии+блокады
Сегодня этот день отмечается как День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Современное название памятной даты было установлено законом, подписанном президентом Владимиром Путиным 1 декабря 2014 года.
Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного Ленинграда - небольшому кусочку хлеба - 125 грамм. Именно такая самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период блокады - зимой 1941/1942 г. Минимальная дневная норма хлеба, продержалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. – 125 грамм.
Просмотр видеофрагмента (1 мин. 41 сек.) https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11709229271245900518&parent-reqid=1618851947519881-1671929058379014243300103-production-app-host-vla-web-yp-359&path=wizard&text=видео+про+125+блокадных+грамм&wiz_type=vital
-
Работа в группах. Учащиеся получают карточки с рецептурой хлеба и вопросы для обсуждения в группе.
Блокадный хлеб на 50 (пятьдесят) процентов состоял из несъедобных примесей, заменявших муку. Рассмотрите рецептуру такого хлеба. Обсудите в группе, зачем в хлебе нужны добавки из примесей. Какие виды добавок не нашли отражение в этом рецепте?
- пищевая целлюлоза – 10 %,
- жмых (остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника, рапса, льна) –10 %,
- обойная пыль – 2 %,
- выбойки из мешков – 2 %,
- хвоя – 1 %,
- ржаная мука – 75 %.
3. . Познавательно-обобщающий этап.
Учитель.
Ребята, как вы думаете, кому в этот период в осажденном городе было тяжелее всех. Почему? (Подвести учащихся к разговору о детях).
Демонстрация тематического образовательного
видеоролика и рефлексия.
Учащимся предлагается посмотреть видеоролик, подготовленный на основе рассказов жителей блокадного Ленинграда.
Видеоролик доступен по ссылке:
https://vk.com/vsezapobedu?z=video-81675082_456239576%2Fvideos-81675082%2Fpl_-81675082_-2
После просмотра видеоролика предлагается провести с учащимися рефлексию, цель которой – сосредоточить внимание учащихся на важнейших оценках и эмоциональной стороне восприятия.
- Что вам запомнилось из этого сюжета?
- Что показалось вам удивительным?
- Как вы думаете, о чём это говорит?
- О каких качествах ленинградцев это говорит?
4. Информационно-образовательный блок
о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной войне
Работа в группах. Группа получает текст и задания к нему.
1 группа
Подвиг блокадного пекаря.
Жил в Ленинграде Кютинен Даниил Иванович, финн
по национальности. Всю жизнь он проработал пекарем
на Левашовском хлебозаводе. 3 февраля 1942 года, в возрасте 59-ти лет
он скоропостижно скончался на рабочем месте от истощения.
Был похоронен в Братской могиле на Пискарёвском кладбище,
Умер, но не съел ни грамма выпекаемого хлеба. Внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.
2 группа
Этот дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашизма. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г.
Однажды после работы не вернулась домой сестра Тани Нина. В этот день были сильные обстрелы, и ее посчитали погибшей. У Нины была записная книжка, часть которой – с алфавитом для телефонной книжки – оставалась пустой. Именно в ней Таня и начала делать свои записи.
В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния. Только скупая и лаконичная констатация жутких фактов:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Таня так и не узнала о том, что не все ее родные погибли. Сестру Нину эвакуировали прямо с завода и вывезли в тыл – она не успела предупредить об этом семью. Брат Миша получил на фронте тяжелое ранение, но выжил. Потерявшую сознание от голода Таню обнаружила санитарная команда, обходившая дома. Девочку отправили в детский дом и эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. В течение двух лет врачи боролись за ее жизнь, но спасти Таню так и не удалось – ее организм был слишком ослаблен длительным голоданием. 1 июля 1944 г. Тани Савичевой не стало.
Дневник Тани Савичевой, который вскоре увидел весь мир, нашла ее сестра Нина, а ее знакомый из Эрмитажа представил эти записи на выставке. Сегодня они хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга, а копии разошлись по всему миру. Рядом с могилой Тани Савичевой – стена с барельефом и страничками из ее дневника.
3 группа.
Блокадный хлеб. Автор Лидия Хямелянина
Я вспоминаю хлеб блокадных лет
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,