Файл: Конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальный конкурс


среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Тематическое направление

«Блокадный хлеб»

Название методической разработки



  1. год

Пояснительная записка


    1. Тематическое направление - патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.




    1. Тема воспитательного мероприятия – «Блокадный хлеб». 27 января - памятная дата - День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году.




    1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия - учащиеся 5-7 классов (11-13 лет).



    1. Мероприятия патриотической направленности играют важную роль в воспитательной системе класса. Классный час стоит в плане мероприятий на январь после «Дня народного единства» и перед литературной гостиной «Я помню, я горжусь…», посвящённой Дню Победы.




    1. Цель мероприятия: сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через символы памяти.


Задачи:

1. Привлечь внимание к истории нашей Родины.

2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

3. Создать условия для более глубокого ознакомления детей с событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия:

Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков людей; испытывать сопереживание чувствам других.

Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме; умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач, познании основ смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, умения выделять существенную информацию;

Регулятивные: умение принимать и сохранять в памяти учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение воспринимать уважительное отношения к героическому прошлому нашей страны, любви к своей Родине.


    1. Форма проведения воспитательного мероприятия – классный час. Эта традиционная форма в рамках обычного учебного дня позволит провести мероприятие в привычной, доверительной атмосфере. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

    2. Педагогическая технология: кейс – технология (метод конкретных ситуаций).

Технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

Преимущества кейс-технологии:

  • Интеллектуальное развитие обучаемых.

  • Осознание многозначности проблем, трудностей и жизненных ситуаций.

  • Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

  • Формирование готовности к оценке и принятию решений.

  • Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.

  • Развитие коммуникативных навыков.




    1. Материально-технические ресурсы: проектор, экран.

    2. Данную методическую разработку рекомендую использовать для подготовки и проведения мероприятий, приуроченных к празднованию Дня воинской славы России – Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году.



  1. Основная часть

2.1.Подготовка воспитательного мероприятия.

Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

I - этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;

II - этап планирования;

III – этап организации;

IV – этап проведения мероприятия;

V - этап подведения итогов (анализ).

Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели. Цель этапа - объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.



Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.


    1. Сценарий классного часа.




      1. Организационный момент.

Учитель:

Одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда. Кольцо окружения вокруг города сомкнулось 8 сентября 1941 г. Завершилась блокада города – 27 января 1944г., когда войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев; одним из самых счастливых — и, одновременно, одним из самых скорбных — потому что у каждого дожившего до этого праздничного дня за время блокады умер или родственник, или друг.

Вот как объявили о снятии блокады по радио (Левитан – первые 30 секунд записи) https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15792803095239097442&from=tabbar&text=левитан+о+снятии+блокады

Сегодня этот день отмечается как День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Современное название памятной даты было установлено законом, подписанном президентом Владимиром Путиным 1 декабря 2014 года.

Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного Ленинграда - небольшому кусочку хлеба - 125 грамм. Именно такая самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период блокады - зимой 1941/1942 г. Минимальная дневная норма хлеба, продержалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. – 125 грамм.

Просмотр видеофрагмента (1 мин. 41 сек.) https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11709229271245900518&parent-reqid=1618851947519881-1671929058379014243300103-production-app-host-vla-web-yp-359&path=wizard&text=видео+про+125+блокадных+грамм&wiz_type=vital

      1. Работа в группах. Учащиеся получают карточки с рецептурой хлеба и вопросы для обсуждения в группе.

Блокадный хлеб на 50 (пятьдесят) процентов состоял из несъедобных примесей, заменявших муку. Рассмотрите рецептуру такого хлеба. Обсудите в группе, зачем в хлебе нужны добавки из примесей. Какие виды добавок не нашли отражение в этом рецепте?


- пищевая целлюлоза – 10 %,

- жмых (остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника, рапса, льна) –10 %,

- обойная пыль – 2 %,

- выбойки из мешков – 2 %,

- хвоя – 1 %,

- ржаная мука – 75 %.

3. . Познавательно-обобщающий этап.

Учитель.

Ребята, как вы думаете, кому в этот период в осажденном городе было тяжелее всех. Почему? (Подвести учащихся к разговору о детях).

Демонстрация тематического образовательного

видеоролика и рефлексия.

Учащимся предлагается посмотреть видеоролик, подготовленный на основе рассказов жителей блокадного Ленинграда.

Видеоролик доступен по ссылке:

https://vk.com/vsezapobedu?z=video-81675082_456239576%2Fvideos-81675082%2Fpl_-81675082_-2

После просмотра видеоролика предлагается провести с учащимися рефлексию, цель которой – сосредоточить внимание учащихся на важнейших оценках и эмоциональной стороне восприятия.


- Что вам запомнилось из этого сюжета?


- Что показалось вам удивительным?


- Как вы думаете, о чём это говорит?


- О каких качествах ленинградцев это говорит?
4. Информационно-образовательный блок

о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной войне

Работа в группах. Группа получает текст и задания к нему.

1 группа

Подвиг блокадного пекаря.

Жил в Ленинграде Кютинен Даниил Иванович, финн

по национальности. Всю жизнь он проработал пекарем

на Левашовском хлебозаводе. 3 февраля 1942 года, в возрасте 59-ти лет

он скоропостижно скончался на рабочем месте от истощения.

Был похоронен в Братской могиле на Пискарёвском кладбище,

Умер, но не съел ни грамма выпекаемого хлеба. Внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.
2 группа

Этот дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашизма. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г.


Однажды после работы не вернулась домой сестра Тани Нина. В этот день были сильные обстрелы, и ее посчитали погибшей. У Нины была записная книжка, часть которой – с алфавитом для телефонной книжки – оставалась пустой. Именно в ней Таня и начала делать свои записи.

В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния. Только скупая и лаконичная констатация жутких фактов:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Таня так и не узнала о том, что не все ее родные погибли. Сестру Нину эвакуировали прямо с завода и вывезли в тыл – она не успела предупредить об этом семью. Брат Миша получил на фронте тяжелое ранение, но выжил. Потерявшую сознание от голода Таню обнаружила санитарная команда, обходившая дома. Девочку отправили в детский дом и эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. В течение двух лет врачи боролись за ее жизнь, но спасти Таню так и не удалось – ее организм был слишком ослаблен длительным голоданием. 1 июля 1944 г. Тани Савичевой не стало.

Дневник Тани Савичевой, который вскоре увидел весь мир, нашла ее сестра Нина, а ее знакомый из Эрмитажа представил эти записи на выставке. Сегодня они хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга, а копии разошлись по всему миру. Рядом с могилой Тани Савичевой – стена с барельефом и страничками из ее дневника.
3 группа.

Блокадный хлеб. Автор Лидия Хямелянина
Я вспоминаю хлеб блокадных лет

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко - чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,