Файл: Самостоятельная работа по теме 16.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 4.16.

Цель занятия: приобретение и закрепление знаний об основных технологиях проведения литературных вечеров;   формирование умения выбирать оптимальные  из них  в зависимости  от  поставленных  целей.

Задание 1.  На основе анализа материалов лекции определите сущность требований к технологии проведения литературных вечеров. Раскройте на конкретных примерах сущность и  реализацию  данных  требований.

Цель изучения темы - сформировать представление об организации и проведении литературно-художественных мероприятий в библиотеке.

Аннотация

Изучение темы позволит сформировать представление у обучающегося о литературно-художественном мероприятии как форме привлечения пользователей к знакомству с лучшими художественными произведениями, изучить требования к подготовке и проведению мероприятий.

Основные понятия

Литературно-художественное мероприятие, драматургия литературнохудожественного мероприятия, режиссура литературно-художественного мероприятия.

В результате освоения темы студент должен демонстрировать следующие результаты обучения:

ЗНАТЬ:

1. Классификацию видов литературно-художественных мероприятий.

Литературно-художественное мероприятие - это культурно-досуговая программа, в основе которой лежит сочетание литературного и художественного материала. Художественным материалом программы могут выступать все разновидности искусства. Литературно-художественное мероприятие направлено на осознание человеком окружающего мира через интеллектуальное и эмоциональное воздействие.

Литературно-художественное мероприятие может быть классифицировано по следующим видам:

  • непосредственно несущее научные знания'.

  • - обсуждение книги - рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и содержательных достоинствах и недостатках;

  • - беседа - может быть тематической, по книге, по творчеству писателя. Формы бесед: беседа-совет, беседа-фантазия, слайд-беседа и др.;

  • - читательская конференция - мероприятие, направленное на обмен мнениями по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой, по творчеству писателя; цель - коллективное обсуждение, коллективная оценка книги;

  • - диспут - это обобщение различных подходов, утверждений, наиболее обоснованных точек зрения, взглядов по каким-либо проблемам, отраженным в литературных произведениях;


  • - дискуссия - рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем при аргументации суждений;

  • содержание дополняется средствами художественной выразительности'.

  • - устные журналы - это оперативный способ информирования о новинках отраслевой и художественной литературы;

  • - чтения - традиционная форма литературно-художественных мероприятий, в основе которых лежат различные виды громких чтений: комментированное чтение, литературные чтения, циклы чтений, краеведческие чтения;

  • - урок мужества. Цель - показать мужество защитников Отечества; в мероприятии используется чтение стихов, отрывков из документальных и художественных произведений, прослушивание песен военных лет, встреча с ветеранами, участниками военных событий, просмотр документального фильма, звуковые эффекты;

  • - час творчества - знакомство с творчеством художника или музыканта, с каким-либо жанром искусства с последующим творческим заданием для детей;

  • - читательско-зрительская конференция - читательская конференция с просмотром фильма по литературному произведению;

  • - литературный суд - вид читательской конференции, которая организована в виде сюжетно-ролевой игры, имитирующей судебное заседание;

  • - тематические библиотечные вечера - ознакомление читателей с социально значимыми примерами, выводами, фактами, событиями, изложенными в книгах. Тема вечера освещается разными средствами, включая музыку, художественное слово, изобразительное искусство, кино-фотодокументы, и может быть представлена в разнообразных формах: литературные и литературно-музыкальные вечера, литературно-музыкальные гостиные, киновечера, вечера поэзии и др.;

  • - литературный праздник - это комплексное мероприятие, в которое включены музыкальные фрагменты, инсценировки, художественные номера, конкурсы и т. п., соединенные общей темой: литературный утренник, литературный бал, литературная ярмарка и др.;

  • формы мероприятий по информированию'.

  • - день информации - комплексное мероприятие, цель которого - доведение до потребителей информации о литературе, имеющейся в фондах библиотек (как новой, так и по различной тематике). Включает в себя: выставки, обзоры, консультации, информирование о библиотеке и ее услугах;


  • - библиографический обзор - мероприятие, направленное на знакомство с документами, в которых изложено в краткой форме содержание и библиографические данные новых поступлений;

  • - презентация книги (премьера книги) - комплексное мероприятие, целью которого является информирование читателей о новой, только что вышедшей книге, чаще всего в присутствии автора или издателя.

  • 2. Особенности проведения литературно-художественного мероприятия как воспитательно-образовательного процесса.

Приступая к разработке программы, обучающийся должен осознавать, что основным структурным компонентом литературно-художественного мероприятия является художественный материал, воспроизведение и восприятие которого предполагает деление аудитории на зрителей и исполнителей. Данные мероприятия отличаются особой эмоциональностью, так как воздействие на аудиторию осуществляется средствами искусства, использование которого в программе отличается выразительной силой подачи материала, образностью, художественностью.

Литературно-художественное мероприятие не просто является видом культурно-досуговой программы, оно предполагает создание условий для более активного, динамичного и свободного поведения участников программы. Высокий уровень включенности аудитории осуществляется в процессе общения, что способствует созданию непринужденной атмосферы. Процесс общения является исходным принципом построения литературнохудожественного мероприятия как воспитательно-образовательного процесса. Общение является важнейшим инструментом создания условий, которые позволяют в литературно-художественном мероприятии достигать эмоционального переживания и сопереживания, влиять на настроения и чувства людей. Процесс общения необходимо проектировать уже в сценарии с учетом художественных и материальных возможностей.

Литературно-художественное мероприятие сохраняет общие черты культурно-досуговой программы: полифункциональность, активность, комплексность, самодеятельность, творчество, инициативу и т. д. Но наряду с общими чертами имеет и свои особенности:

  • - одновременно решает две задачи: несет людям знания и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения;

  • - предполагает возможность применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей;


  • - использует социально-психологические механизмы воздействия и восприятия через разнообразные виды искусства;

  • - основу программы составляют литературные произведения и художественные образы;

  • - раскрывает различные темы, поднимает проблемы, волнующие современного человека. Восприятие таких программ требует подготовленного зрителя, способного воспринимать произведения искусства, умеющего думать, анализировать.

УМЕТЬ:

Создавать условия для реализации психолого-педагогических требований к подготовке и проведению литературно-художественных мероприятий.

Литературно-художественные мероприятия представляют собой образную модель организации культурно-досугового пространства библиотеки, что выражается в художественном оформлении площадки, где проходит мероприятие, а иногда и в целостном образном преобразовании или создании нового решения декорирования, эстетизации, использования подлинных произведений искусства помещений библиотеки. Подобные трансформации пространства происходят с помощью таких специфических художественных средств, как организация пластики функциональных помещений, цветосветовое решение, предметно-эстетическое наполнение элементами красоты, художественности, поэтичности, лиричности и т. д.

При подготовке намеченной программы важно добиться соответствия ее содержания и формы реальным возможностям учреждения (площади, которые могут быть использованы, оборудование, инвентарь, материальные возможности, наличие кинофильмов, печатание рекламных и информационных материалов и т. д.).

Содержание литературно-художественного мероприятия должно стать источником разнообразных видов эмоциональных переживаний людей (радость, восхищение, восторг, печаль и пр.), повышая активность процесса восприятия программы, с одной стороны, а с другой - помогая выработать свое отношение к информации, которая положена в основу программы.

ВЛАДЕТЬ:

Методикой организации и проведения литературно-художественных мероприятий.

Сложность и многоплановость литературно-художественных мероприятий требует от обучающихся глубокого понимания механизма их организации и проведения. Методика подготовки и проведения литературнохудожественного мероприятия включает в себя систему знаний о формировании содержательной насыщенности культурно-досугового мероприятия, о характере, специфике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения.


В основе методики организации и проведения литературно-художественных мероприятий лежит драматургия высокого уровня, которая отличается многообразием содержательных и эмоциональных выразительных средств воздействия.

Драматургия литературно-художественного мероприятия - это сюжетно-образная концепция (взгляд) построения литературного и художественного материала в культурно-досуговой программе.

Целостность программы зависит от того, как обучающийся осуществляет согласованность всех эпизодов программы. Специфическими чертами драматургии литературно-художественных мероприятий являются: использование художественного материала из всех видов искусства или поиски оригинального художественного образа; реализация в программе литературного материала; соблюдение оптимального соотношения художественного и литературного материала; оценка событий, фактов, выявляющая четкую авторскую позицию. Соединяя общественные и личные интересы, литературнохудожественное мероприятие создает оптимальный культурно-нравственный микроклимат, способствует воспитанию участников мероприятия.

Подготовительная организационно-методическая работа включает: определение формы будущего литературно-художественного мероприятия (чтение, литературный праздник, тематический вечер, устный журнал и пр.) с ориентацией на определенную аудиторию, специфику режиссуры.

Режиссура литературно-художественного мероприятия - это образное решение художественного замысла культурно-досуговой программы.

Режиссура литературно-художественного мероприятия является основным компонентом процесса воплощения сценария. Режиссура, как и написание сценария, должна быть результатом коллективного творчества. Поэтому при подготовке программы создается инициативная группа, которая:

  • - обсуждает общий замысел и примерную структуру, уточняет тему, намечает сроки и место проведения; определяет состав потенциальной аудитории, конкретизирует жанр и приемы подачи содержания;

  • - создает организационно-педагогические условия для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;

  • - определяет содержание, соответствующее цели программы;

  • - осуществляет выбор рациональных методов и приемов организации аудитории для обеспечения максимальной активности посетителей.