Файл: Самостоятельная работа по дисциплине Основы выразительного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самостоятельная работа

по дисциплине

Основы выразительного чтения.
Выполнила Шувалова Альбина Д 417-З-3

РАЗДЕЛ № 1. Основы сценической речи. Технические средства выразительности (дикция, дыхание, голос)

Тема 1.1. Сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата.

Задание:

1. Прочитать главу «Введение» С. Т. Никольской «Техника речи»

2. Составить таблицу «проблемных участков» своего речевого аппарата.

РЕЧЕВОЙ АППАРАТ. Система дыхательных и жевательных органов, приспособившихся в процессе эволюции человека для речепроизводства. В систему Р. а. входят: диафрагма, легкие с межреберными мышцами, бронхи, трахея, гортань с голосовыми складками, глотка, язык, нижняя челюсть, мягкое нёбо с маленьким язычком, нос с носовыми пазухами, твердое нёбо, зубы и губы, а также слухоречедвигательный анализатор мозга (см. органы речи).



«Проблемные участки» речевого аппарата.

Речевое расстройство

Этиология, патогенез

Классификации

Речевая симптоматика

Неречевая симптоматика

Расстройства фонационного оформления высказывания

Нарушения голосообразования

Афония (полное отсутствие голоса);

дисфония (частичные нарушения высоты, силы и тембра).

Центральные органические нарушения голоса - центральные парезы и параличи голосовых складок.

Периферические органические нарушения голоса - опухоли голосовых складок и состояния после их удаления, ларингиты, обширный папилломатоз и рубцовые изменения, заболевания профессионального характера.

Центральные функциональные нарушения голоса - психогенная афония.

Периферические функциональные нарушения голоса - голосовое переутомление, плохая постановка голоса, инфекционные заболевания.

Нарушения голоса разделяются по этиологии на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным.

- Нарушения высоты голоса;

- нарушения силы;

- нарушения тембра.

Дети чувствуют неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

У взрослых появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение, угроза профессиональной непригодности.

Расстройство темпо-ритмической организации высказывания

Брадилалия - патологически замедленный темп речи.

Причины всегда носят врожденный характер:

- недоразвитие коры ГМ (недостаток клеток);

- недостаточность отростков (аксонов) нервных клеток;

- недостаточность выработки медиатора в синапсах клеток.




- Замедленность темпа внешней (экспрессивной) и внутренней речи до 7 звуков секунду;

- интер- и интравербальное замедление (удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова);

- монотонность голоса.

Движения замедленные, вялые, недостаточно координированные, неполные по объему. Лицо амимичное. Отмечаются особенности и в психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления. Наблюдается склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.

Ускоренное протекание нервных процессов возбуждения над процессами торможения.

Тахилалия делится на баттаризм (парафразия) и полтерн (спотыкание).

- Ненормально быстрый темп (вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса;

- расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения фраз и т. д.

Движения быстрые, гиперактивность, моторное беспокойство, которое отмечается даже во время сна. Внимание неустойчивое, объем зрительной, слуховой и моторной памяти недостаточный. Обычно дети с тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Предрасполагающие причины: недоразвитие, повреждение или функциональное расстройство НС, нарушение деятельности мозга («судорожная» готовность).

Производящие (стимулирующие) причины: соматически тяжелое заболевание, нарушение темпа развития, запаздывание двигательно-моторного развития, неблагоприятные воздействия социальной среды, повышенная эмоциональность ребенка.

Степени заикания: легкая, средняя, тяжелая.

- Судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд;

- нарушения словесного ударения, интонации, ритма, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.

Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость. Логоневроз и невротическое расстройство, которое приводит к чувству собственной неполноценности, фиксированность на дефекте от нулевой стадии до выраженной. Некоторые исследователи указывают на связь заикания с леворукостью.

Нарушение интонационно-мелодической стороны речи

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Органическая открытая ринолалия - перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба, врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

Функциональная открытая ринолалия - после удаления аденоидных разращений или в результате постдифтерийного пареза, парезы и параличи центрального характера (нарушения функции нёбно-глоточного смыкания).

Закрытая органическая ринолалия - отек мягких тканей в носовой полости, разрастание аденоидов, искривление носовой перегородки (изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбо-глоточного смыкания).

Закрытая функциональная ринолалия носит вторчиный характер, обычно сочетается с истерическим синдромом.

По характеру перераспределения воздушной струи:

- открытая;

- закрытая.

По этиологии:

- органическая;

- функциональная.

ФФНР

При открытой ринолалии характерны назальность ротовых звуков, хриплый звук при произнесении шипящих согласных, неясные взрывные звуки, отсутствие звуков Л и Р (или сильный носовой оттенок), появление дополнительной артикуляци.

При закрытой ринолалии речевой дефект обычно носит временный характер. Проявляется в назальности, слабости дыхания и нарушении носовых звуков, гнусавости.





Расстройство звукопроизносительной организации речи

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Функциональная дислалия - нарушение деятельности периферического артикуляционного аппарата (общая физическая ослабленность, ММД, недостаточность зрительного гнозиса, неблагоприятное речевое окружение, несформированность фонематического слуха);

Органическая (механическая) дислалия - недостатки анатомического строения.

По этиологии:

- функциональная;

- органическая (механическая).

По количеству нарушенных звуков:

- простые (мономорфные);

- сложные.

По качеству нарушенных звуков:

- ротацизм, параротацизм;

- ламбацизм, параламбацизм;

- сигматизм, парасигматизм;

- йотоцизм, парайотоцизм;

- капоцизм, паракапоцизм;

- гамацизм, парагамацизм;

- хитизм, парахитизм.

ФФНР

- Пропуски звуков;

- замены звуков схожих по артикуляции;

- смешение звуков;

- реже искажение звуков.




Расстройство звукопроизносительной организации речи

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Недостаточная иннервация речевого аппарата.

По характеру неврологического расстройства:

- корковая;

- псевдобульбарная;

- бульбарная;

- экстрапирамидная;

- мозжечковая.

ФФНР, в сложных случаях ОНР

- Нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи;

- нарушение слоговой структуры;

- трудности в грамматическом оформлении фразы;

- речеслуховое расстройство.


Двигательные симптомы: параличи, парезы, гиперкинезы, синкинезии. Часто расстройство не только в артикуляционном аппарате, но и в голосовом, дыхательном.

Неврологические симптомы: повышенная саливация, тремор, нарушение тактильной чувствительности органов артикуляции, посинение языка.

Психические особенности: астенический синдром, эмоционально-двигательная возбудимость, нарушения аппетита и сна. Затрудненное формирование всех видов деятельности.

Расстройства структурно-семантического оформления высказывания (системное нарушение)

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Анатомия ЦНС носит характер недоразвития. Клетки речевых зон находятся в бластульном состоянии, имеется выраженная недостаточность дендритов и аксонов. В следствие чего, речевые зоны ГМ функционально несостоятельны.

Ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.)


По локализации:

- моторная;

- сенсорная.

ОНР

При моторной алалии (системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций) нарушено формирование экспрессивной речи при относительной сохранности импрессивной.

Основным симптомом сенсорной алалии (недоразвитие импрессивной речи, у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи) является нарушение понимания речи в следствие нарушения работы речеслухового анализатора.Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

При моторной алалии дети неуклюжие, неловкие, дискоординированные. Отмечается пониженная моторная активность, недостаточность ритмичности и спастичности. Среди детей с алалией много левшей.

Наблюдается недоразвитие ВПФ, особенно на произвольном уровне. Могут проявляться патологические качества личности: возбудимость, негативизм, неуверенность и т.п. Интеллект относительно сохранен.



РАЗДЕЛ № 2. Литературное произношение – орфоэпия, правила орфографии

Тема 2.1. Правила для гласных звуков (5 часов)

Методические указания к самостоятельной работе №4

Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь») — совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке. Разные авторы трактуют понятие орфоэпии слегка по-разному, «широкий» подход включает нормы произношения и ударения, «узкий» подход исключает ударение из правил орфоэпии[1].

Орфоэпические нормы весьма важны в речевой деятельности, поскольку неверное произношение или ударение отвлекают внимание от смысла высказывания, затрудняют понимание, а часто просто производят неприятное впечатление на слушающего.

Разобрать отрывок из произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с позиции редуцирования гласных звуков.

А.С. Пушкин

Сказка о рыбаке и рыбке


  1

Жил старик со своею старухой

10 !-! --! --!-     A анап, 90%

Жил

ста-

рик

со

сво-

е-

ю

ста-

ру-

хой

 

 

  2

У самого синего моря;

 9 -!- -!- -!-      B амфб

У

са-

мо-

го

си-

не-

го

мо-

ря;

 

 

 

  3

Они жили в ветхой землянке

 9 -!! -!- -!-      C амфб, 88%

О-

ни

жи-

ли

в вет-

хой

зем-

лян-

ке

 

 

 

  4

Ровно тридцать лет и три года.

 9 !-! -!- !-!      d хор.

Ров-

но

трид-

цать

лет

и

три

го-

да.

 

 

 

  5

Старик ловил неводом рыбу,

 9 -!- !!- -!-      E амфб, 88%

Ста-

рик

ло-

вил

не-

во-

дом

ры-

бу,

 

 

 

  6

Старуха пряла свою пряжу.

 9 -!- -!- !!-      F амфб, 88%

Ста-

ру-

ха

пря-

ла

сво-

ю

пря-

жу.

 

 

 

  7

Раз он в море закинул невод, –

 9 !-! --! -!-      G анап, 66%

Раз

он

в мо-

ре

за-

ки-

нул

не-

вод, –

 

 

 

  8

Пришёл невод с одною тиной.

 9 -!! --! -!-      H ямб, 77%

При-

шёл

не-

вод

с од-

но-

ю

ти-

ной.

 

 

 

  9

Он в другой раз закинул невод, –

 9 !-! !-! -!-      G ямб, 66%

Он

в дру-

гой

раз

за-

ки-

нул

не-

вод, –

 

 

 

 10

Пришёл невод с травой морскою.

 9 -!! --! -!-      I ямб, 77%

При-

шёл

не-

вод

с тра-

вой

мор-

ско-

ю.

 

 

 

 11

В третий раз закинул он невод, –

 9 !-! -!- -!-      G амфб, 66%

В тре-

тий

раз

за-

ки-

нул

он

не-

вод, –

 

 

 

 12

Пришёл невод с одною рыбкой.

 9 -!! --! -!-      J ямб, 77%

При-

шёл

не-

вод

с од-

но-

ю

рыб-

кой.

 

 

 

 13

С непростою рыбкой, – золотою.

10 --! -!- --!-     I анап, 80%

С не-

прос-

то-

ю

рыб-

кой, –

зо-

ло-

то-

ю.

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 14

Как взмолится золотая рыбка!

10 -!- --- !-!-     J амфб, 60%

Как

взмо-

лит-

ся

зо-

ло-

та-

я

рыб-

ка!

 

 

 15

Голосом молвит человечьим:

 9 !-- !-- -!-      K дакт, 77%

Го-

ло-

сом

мол-

вит

че-

ло-

вечь-

им:

 

 

 

 16

"Отпусти ты, старче, меня в море,

10 --! -!- -!!-     B амфб, 70%

"От-

пус-

ти

ты,

стар-

че,

ме-

ня

в мо-

ре,

 

 

 17

Дорогой за себя дам откуп:

 9 --! --! !!-      L анап, 66%

До-

ро-

гой

за

се-

бя

дам

от-

куп:

 

 

 

 18

Откуплюсь чем только пожелаешь".

10 --! -!- --!-     M анап, 80%

От-

куп-

люсь

чем

толь-

ко

по-

же-

ла-

ешь".

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 19

Удивился старик, испугался:

10 --! --! --!-     N анап

У-

ди-

вил-

ся

ста-

рик,

ис-

пу-

гал-

ся:

 

 

 20

Он рыбачил тридцать лет и три года

11 --! -!- !-! !-   O хор., 72%

Он

ры-

ба-

чил

трид-

цать

лет

и

три

го-

да

 

 21

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

12 --! --- !-- -!-  P хор., 75%

И

не

слы-

хи-

вал,

чтоб

ры-

ба

го-

во-

ри-

ла.

 22

Отпустил он рыбку золотую

10 --! -!- --!-     Q анап, 80%

От-

пус-

тил

он

рыб-

ку

зо-

ло-

ту-

ю

 

 

 23

И сказал ей ласковое слово:

10 --! -!- --!-     R анап, 80%

И

ска-

зал

ей

лас-

ко-

во-

е

сло-

во:

 

 

 24

"Бог с тобою, золотая рыбка!

10 !-! --- !-!-     J хор., 90%

"Бог

с то-

бо-

ю,

зо-

ло-

та-

я

рыб-

ка!

 

 

 25

Твоего мне откупа не надо;

10 --! -!- --!-     S анап, 80%

Тво-

е-

го

мне

от-

ку-

па

не

на-

до;

 

 

 26

Ступай себе в синее море,

 9 -!- !-! -!-      B ямб

Сту-

пай

се-

бе

в си-

не-

е

мо-

ре,

 

 

 

 27

Гуляй там себе на просторе".

 9 -!- -!- -!-      B амфб

Гу-

ляй

там

се-

бе

на

про-

сто-

ре".

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 28

Воротился старик ко старухе,

10 --! --! --!-     A анап

Во-

ро-

тил-

ся

ста-

рик

ко

ста-

ру-

хе,

 

 

 29

Рассказал ей великое чудо.

10 --! --! --!-     T анап

Рас-

ска-

зал

ей

ве-

ли-

ко-

е

чу-

до.

 

 

 30

"Я сегодня поймал было рыбку,

10 --! --! !-!-     U анап, 90%



се-

год-

ня

пой-

мал

бы-

ло

рыб-

ку,

 

 

 31

Золотую рыбку, не простую;

10 --! -!- --!-     Q анап, 80%

Зо-

ло-

ту-

ю

рыб-

ку,

не

про-

сту-

ю;

 

 

 32

По-нашему говорила рыбка

10 -!- --- !-!-     J амфб, 60%

По-

на-

ше-

му

го-

во-

ри-

ла

рыб-

ка

 

 

 33

Домой, в море синее, просилась,

10 -!! --! --!-     V анап, 90%

До-

мой,

в мо-

ре

си-

не-

е,

про-

си-

лась,

 

 

 34

Дорогою ценою откупалась:

11 --! --! --- !-   W анап, 81%

До-

ро-

го-

ю

це-

но-

ю

от-

ку-

па-

лась:

 

 35

Откупалась чем только пожелаю.

11 --! --! --- !-   X анап, 81%

От-

ку-

па-

лась

чем

толь-

ко

по-

же-

ла-

ю.

 

 36

Не посмел я взять с неё выкуп;

 9 --! -!- !!-      Y амфб, 66%

Не

пос-

мел

я

взять

с не-

ё

вы-

куп;

 

 

 

 37

Так пустил её в синее море".

10 --! -!! --!-     B анап, 90%

Так

пус-

тил

е-

ё

в си-

не-

е

мо-

ре".

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 38

Старика старуха забранила:

10 --! -!- --!-     P анап, 80%

Ста-

ри-

ка

ста-

ру-

ха

за-

бра-

ни-

ла:

 

 

 39

"Дурачина ты, простофиля!

 9 --! -!- -!-      P амфб, 77%

"Ду-

ра-

чи-

на

ты,

про-

сто-

фи-

ля!

 

 

 

 40

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

10 --! -!! --!-     J анап, 90%

Не

у-

мел

ты

взять

вы-

ку-

па

с рыб-

ки!

 

 

 41

Хоть бы взял ты с неё корыто,

 9 --! --! -!-      Z анап, 77%

Хоть

бы

взял

ты

с не-

ё

ко-

ры-

то,

 

 

 

 42

Наше-то совсем раскололось".

 9 !-- -!- -!-      A амфб, 77%

На-

ше-

то

сов-

сем

рас-

ко-

ло-

лос












Тема 2.2. Правила для согласных звуков (10 часов)

Методические указания к самостоятельной работе №5

Сделать письменный разбор отрывка из драматического произведения А.С.Грибоедов. "Горе от ума"

Развитие драматического действия

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Своеобразие пьесы

Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой. Несмотря на это в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова). Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также четко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.

Таким образом, актуальность проблематики пьесы, ее безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.

Тема 3.1. Понятие «речевое звено». Паузы, люфт – паузы (10 часов)

Методические указания к самостоятельной работе №6

Конспект «Знаки препинания, грамматические паузы»

РАЗДЕЛ II. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
.

Студенту следует знать, что знаки препинания являются теми условными обозначениями, которые помогают исполнителю раскрыть ход мыслей автора.

При чтении «про себя» мы не замечаем, как воспринимаем текст, не думаем о том, почему автор поставил тот или иной знак препинания. Над этим вопросом мы задумываемся лишь тогда, когда нам предстоит сделать текст «своим», усвоить способ автора выражать свои мысли; это нам нужно для того, чтобы точно передать мысли автора в устной форме.

Ведущим принципом современной пунктуации является логико-грамматический. Но интересы и исследования в области ритмомелодики речи в связи с пунктуацией. Эти исследования непосредственно связаны с выразительностью устной речи, что особенно важно для педагога. Мы учимся рассказывать, говорить. Поэтому нам особенно ценны те свойства пунктуации, которые помогают рождению живой и выразительной интонации.

А.П.Чехов называл знаки препинания «нотами при чтении». Если в средней школе пунктуация изучается для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания на письме, то в педагогических вузах следует развивать особое внимание к индивидуальной авторской пунктуации, понимать смысловые и выразительные функции знаков препинания при воплощении авторского текста в устный рассказ.

Мысль является главным возбудителем чувства. Чем глубже и ярче мысль, тем острее оценка фактов, тем выразительнее и разнообразнее речь.

Студенты педагогических вузов должны воспитывать в себе способность к образному мышлению, развивать фантазию, приучаться «выстраивать» свой рассказ по перспективе в определенной автором логике, последовательности.

Большую помощь в такой работе оказывает пунктуация. Но не следует рассматривать само значение правил пунктуации как ключ, которым можно открыть любую дверь. Этот ключ действует только в руках мыслящего, творческого, много практически работающего человека.

Знаки препинания возникли сначала из потребности разделить письменный текст на определенные части в соответствии со смысловой структурой устной речи. А затем, с развитием литературы, возникла необходимость указать на связь одной мысли с другой, на выражение определенных чувств.

ТОЧКА


Точкой обычно обозначается конец предложения, но понижение тона на точке может быть разным, в зависимости от того, где эта точка стоит: в конце предложения, абзаца или рассказа.

Голосовые изгибы, не подкрепленные логикой, мыслью, действенной задачей, неубедительны, неопределенны, как бы низко мы не опускали голос на точке и как бы высоко ни поднимали его на вопросе.