Файл: Урок34. Тема урока Англия на пути к индустриальной эре Класс 8 Дата.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок№ 34.Тема урока: «Англия на пути к индустриальной эре»

Класс: 8

Дата:

Цели и задачи: познакомиться с развития экономики в Англии в XVIII в., причинами роста продуктивности сельского хозяйства; сформировать представление о закономерности перехода от мануфактурного к фабрично-заводскому производству; научиться обосновывать свои суждения; приводить доказательства; делать выводы на основании конкретных фактов.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с развития экономики в Англии в XVIII в., причинами роста продуктивности сельского хозяйства; сформировать представление о закономерности перехода от мануфактурного к фабрично-заводскому производству; научиться обосновывать свои суждения; приводить доказательства; делать выводы на основании конкретных фактов.

Личностные: вызвать у обучающихся положительное отношение к культурному прошлому, способствовать формированию у обучающихся нравственных ценностей.

Межпредметные: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому; создать условия для развития навыков излагать и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Основные понятия: Аграрная революция, промышленный переворот, фабрика, луддизм

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Определение темы и целей урока.

Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжим изучение истории Нового времени и непосредственно истории Англии! И так, что же нам предстоит сегодня изучить ?

Сформулируйте цель и задачи урока.

Целью нашего урока является изучение особенностей экономического развития английского королевства, в частности развития сельского хозяйства и промышленности.

План урока


1.Ганноверы на троне. Власть у парламента. Тори и виги

2.Британская аграрная революция

3.Промышленный переворот. Условия и ход.

4.Положение рабочих

3. Работа по теме урока

1. Ганноверы на троне. Власть у парламента. Тори и виги

Комментирование текста учебника. Работа с текстом учебника стр. 84-86

2. Британская аграрная революция.

Вспомним, какие процессы происходили в сельском хозяйстве Англии в XVI—XVII вв. и чем они были вызваны? 

Начнем с британской аграрной, или сельскохозяйственной революции. В XVI веке в Англии получили распространение огораживания, в XVII–XVIII веках они только усилились, несмотря на протесты крестьянского населения.

Огораживания начались из-за роста цен на английскую шерсть. Лендлорды – владельцы земель – оценив выгоду увеличения числа овец, стали превращать земли в пастбища. Участки отбирали у всех категорий крестьян. Ко́ттеры – безземельные или малоземельные крестьяне – лишались общинных полей. Для лизгольдеров – тех, кто платил аренду за пользование землей – поднималась плата. Недовольных копиго́льдеров, пользовавшихся землей по договору, лишали участков.



-Массовые сгоны крестьян привели практически к исчезновению мелких земельных собственников.

- Появлялась категория людей, владевших крупными участками.

-Богатые крестьяне арендовали земли у лендлордов и становились фермерами.

- При этом были крестьяне, оставшиеся без земли, и, соответственно, без средств к существованию. Они шли к фермерам и нанимались к ним на работу. Таким образом, капиталистические отношения постепенно проникали в английскую деревню, фермерское хозяйство вытесняло крестьянское.

-Складывалась своеобразная пирамида этих отношений. Верхнюю ступень занимал владелец земель – лендлорд, за ним следовал арендатор-фермер, а на низшей ступени находились батраки – наемные работники. 



Аграрная революция имела как преимущества, так и недостатки.


Положительным результатом:

- фермеры для получения большей выгоды использовали максимально рациональные методы ведения хозяйства.

-Они применяли лучшие удобрения и способы обработки земли, увеличивали количество высаживаемых культур.

-Деревня стала приносить доход, выгодный правительству.

- производимая продукция стала в бо́льших количествах и по меньшей цене поступать в город.

-рос внутренний рынок.  

Минусом стало:

-увеличилось количество безземельных крестьян, лишенных возможности работать. Фермерские хозяйства не могли принять всех желающих работников.

-Периодически вспыхивали восстания. Но крестьяне, лишенные земли, больше не были привязаны к какому-то конкретному месту.

-Формировался рынок рабочих, столь необходимый капиталистическому государству. Большинство крестьян уходили в город. Например, в Шеффилде в конце XVII века жило 4 тысячи человек, а ко времени начала промышленной революции, то есть меньше чем через 70 лет, – 25 тысяч.

Итак, что же такое аграрная революция? Это сосредоточение земли в руках крупных собственников, использование в сельском хозяйстве труда наемных работников и рост продуктивности сельского хозяйства.

3. Промышленная революция. Условия и ход.

Проблемный или частично поисковый метод.  1. Для успешного развития капиталистического производства нужны три условия: накопление богатств и потребность в создании крупных предприятий; свободные люди, лишенные средств производства; рынок сбыта товаров. Подумайте, имелись ли эти условия в Англии в XVIII в. Для аргументации своей точки зрения используйте фактический материал. 

Выписать условия, необходимые для промышленного переворота. 



Технические изобретения первоначально появились в хлопчатобумажной промышленности, так как там отсутствовала цеховая система и не было ограничений в производстве. 

2. Заполнить таблицу «Важнейшие изобретения в период промышленного переворота». Стр. 89-90.






4. Положение рабочих.

Именно появление класса рабочих стало одним из первых последствий промышленной революции. Ими становились не только безземельные крестьяне, но и бывшие ремесленники, которые не могли конкурировать с набиравшими мощь фабриками.

Социальный класс – это группа людей, которые различаются по владению собственностью, способам получения дохода и ролью в обществе. Класс рабочих по собственности и доходу можно противопоставить владельцам фабрик. Появление рабочего класса говорило об углублении капиталистических отношений в Англии.

Самостоятельная работа учащихся (стр.91-93). Итак, ребята, расскажите об особенностях положения рабочих в Англии?

  1. Рефлексия.Что нового мы узнали на уроке?Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение?

  1. Домашнее задание: параграф 8, выучить термины наизусть, сообщения на тему «Джеймс Уатт», «Джеймс Харгривс», «Научные открытия 18 века», стр. 93 вопр. 1-5 (синие)