Файл: Рабочая программа по математике 2й класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение поздняковская средняя общеобразовательная школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примерная рабочая программа

по

математике

2-й класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПОЗДНЯКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Директор школы

____________/ О.М. Чухнина ./ __________/ О.Г. Елхова./

«________»_______________2012г. «________»___________2012г.

Рабочая программа

по учебному курсу

«Математика»

2 класс

Программа разработана на основе программы «Математика» 1 – 4 классы (УМК «Гармония»), автор – доктор педагогических наук, профессор

Н.Б. Истомина . Издательство Смоленск «Ассоциация ХХI век» 2012г. и в соответствии с требованиями ФГОС.

Пояснительная записка

В основе построения данной программы лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Практическая реализация данной концепции находит выражение:

1. В логике построения курса.

2. В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.

3. В системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование умения контролировать и оценивать свои действия.

4. В методике обучения решению задач, которая сориентирована на формирование у учащихся обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи.


5. В методике формирования представлений о геометрический фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приемов умственной деятельности.

6. В методике использования калькулятора, который рассматривается как средство обучения младших школьников математике, обладающее определенными методическими возможностями.

7.В организации дифференцированного обучения, которое обеспечивается новыми методическими подходами к формированию математических понятий, к организации вычислительной деятельности учащихся, к обучению их решению задач, а также системой учебных заданий.

8. В построении уроков математики, на которых реализуется тематическое построение курса, система учебных заданий, адекватная его концепции, и создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность.

Во втором классе дети знакомятся со структурой задачи (вводятся понятия: условие, вопрос, известные, неизвестные, данные, искомое) и овладевают умением решать текстовые задачи (простые и составные) арифметическим способом.

Проведенная ранее подготовительная работа позволяет учащимся осознанно использовать в процессе решения задач схематическое моделирование как один из эффективных приемов поиска решения задачи.

В содержание второго класса включены такие темы: «Трехзначные числа» и «Умножение».

В теме «Трехзначные числа» продолжается работа по осознанию детьми принципа построения десятичной системы счисления. Учащиеся знакомятся с новым разрядом сотен, учатся читать и записывать трехзначные числа.

В теме «Умножение» большое внимание уделяется разъяснению детям смысла этого действия как суммы одинаковых слагаемых и осознанию новой математической записи.

Параллельно с усвоением смысла умножения проводится работа, целью которой является формирование навыков табличного умножения. Составление и усвоение таблицы умножения с числами 9 и 8 органически включаются во втором классе в темы: «Умножение», «Переместительное свойство умножения», «Увеличить в несколько раз» и др.

Особенности методики формирования навыков табличного умножения.


1. Составление и усвоение таблицы умножения начинается со случаев умножения числа 9. это позволяет не только поупражнять учащихся в сложении двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд при замене произведения суммой, но и сосредоточить их внимание на наиболее сложных для запоминания случаях табличного умножения – 9х8, 9х6, 9х7, 8х7, 7х6.

2. Составление таблицы осуществляется небольшими порциями, каждая из которых сопровождается вариативными упражнениями, связанными с изучаемыми понятиями.

3. Учитывая, что не все дети могут непроизвольно запоминать табличные случаи умножения, в определенной системе используются установки на запоминание трех – четырех табличных случаев.

Таким образом, данная методика позволяет учитывать индивидуальные особенности памяти каждого ребенка, создавая условия как для непроизвольного, так и для произвольного запоминания таблицы, активизируя при этом смысловую память.

После изучения таблицы умножения учащиеся знакомятся с правилом умножения на 10 и с сочетательным свойством умножения. Это позволяет им использовать табличные вычислительные навыки умножения для вычисления значений выражений 7х70, 90х6, 30х9 и т.д.

В соответствии с логикой курса учащиеся сначала усваивают смысл умножения и его табличные случаи и только после этого (в 3 классе) приступают к изучению деления.

Требования к математической подготовке младших школьников предъявляются на двух уровнях. Первый уровень характеризуется теми знаниями и умениями, возможность формирования которых обеспечивается развивающим курсом математики. Естественно, практическое достижение этого уровня окажется для некоторых школьников невозможным в силу их индивидуальных особенностей. В связи с этим выделяется второй уровень требований. Он характеризуется минимумом знаний, умений и навыков на конец каждого года обучения. Выполнение требований второго уровня позволяет перевести ребенка в следующий класс.

Первый уровень.

Знать

Уметь

Состав каждого однозначного и двузначного числа в пределах 20 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания). Разрядный состав двузначных и трехзначных чисел и соотношения между разрядными единицами.

Читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 1000. складывать и вычитать любые числа в пределах 100 и в пределах 1000 для случаев, сводимых к действиям в пределах100.

Название геометрических фигур (угол, многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, треугольник, круг, окружность).

Распознавать и чертить эти геометрические фигуры, используя циркуль, линейку, угольник.

Единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними. Единицы времени (час, минута, секунда) и соотношения между ними.

Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины. Определять время по часам.

Структуру задачи (условие, вопрос).

Решать простые и составные задачи на сложение и вычитание, записывать их решение выражением и по действиям, использовать в процессе решения задач схемы.

Определение умножения. Названия компонентов и результата умножения. Таблицу умножения однозначных чисел (с числами 9 и 8).

Читать числовые равенства на умножение. Соотносить числовые выражения и равенства на умножение с предметными и схематическими моделями. Интерпретировать понятие «увеличить в …» на различных моделях (предметной, вербальной, схематической и символической).

Переместительное свойство умножения.

Использовать это свойство при вычислениях и для сравнения выражений.








Второй уровень.

Знать последовательность чисел от 0 до 100, уметь читать, записывать и сравнивать их. Знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка). Уметь находить сумму и разность чисел в пределах 100. Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

Математика



п/п

Наиме-

нование

раздела

программы

Тема урока

Виды деятельности

Планируемые результаты

Домашнее задание

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

1

2

3

5

6

7

8

i четверть (36 часов)










1

Повторение материала первого класса.

(10 ч)

(№ 1 – 29)

Число и цифра. Состав чисел в пределах 10.

(№ 1 - 3)

Счет предметов. Числа однозначные

Знать состав чисел первого десятка; последовательность чисел в пределах 100.

Уметь:

– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке.

Регулятивные:

-способность к волевому усилию;

-принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя;

- строить сообщения в устной форме.

-приводить сравнения классифицировать

предметы по заданным критериям;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений.

Коммуникативные:

-уметь слушать и слышать учителя;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своих действий;

-формулировать собственное мнение.

Стр.4, №2, устно.


2

Единицы длины и их соотношение. Сложение и вычитание в пределах

100 без перехода в другой разряд.

(№ 4 - 9)

Арифметические действия с числами. Конкретный смысл и название действий сложения и вычитания. Таблица

сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания

Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел.

Уметь:

– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

– выполнять устные вычисления с однозначными числами, с нулем

Стр.4, № 6, сравнить


3

Название компонентов и результатов действий

сложения и вычитания.

(№ 10 – 14)

Арифметические действия с числами. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания

Знать:

– правила сложения и вычитания чисел без перехода в другой разряд;

– таблицу сложения и вычитания однозначных чисел.

Уметь:

– выполнять сложение и вычитание чисел без перехода в другой разряд

Стр.6, № 14, вставить арифметические знаки


4

Построение суммы и разности отрезков.

(№ 15 – 18)

Построение суммы и разности отрезков.

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания

Знать:

- понятие «отрезок», «сумма отрезков», «разность отрезков»

Уметь:

-строить суммы и разности отрезков

Стр. 6, № 16, записать числа в виде суммы разрядных слагаемых


5




Сравнение длин отрезков.

(№ 19 – 22)

Построение суммы и разности отрезков.

Сравнение длин отрезков.

Знать:

- понятие «отрезок», «сумма отрезков», «разность отрезков»

Уметь:

-строить суммы и разности отрезков;

- сравнивать длины отрезков

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале.

Познавательные:

проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные:

- задавать вопросы;

-умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

-аргументировать свое предложение, умение и убеждать и уступать.

Стр. 7, № 21, вставить числа


6

Решение текстовых

задач арифметическим способом

(№ 23 – 25)

Решение текстовых

задач арифметическим способом (с опорой

на схемы)

Знать:

– таблицу сложения и вычитания однозначных чисел.

Уметь:

– решать текстовые задачи арифметическим способом;

– преобразовывать задачи с лишними данными и избыточными данными

Стр. 8, № 23, записать неравенства


7–8

Равенства и неравенства

(№ 26 – 27)

Отношения «=» , «>» , «<». Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Знать понятия «равенства» и «неравенства».

Уметь:

– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

– использовать знаки «=» (равно),

«>» (больше), «<» (меньше)

Составить 6 неравенств

Индивидуальные задания


9

Входная контрольная работа

Проведение контрольной работы

Уметь:

– выполнять вычисления на повторение;

– решать текстовые задачи арифметическим способом;

– проверять правильность выполненных вычислений

Повторить единицы длины.


10

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

(№ 28 – 29)

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Решение текстовых

задач арифметическим способом.


Знать:

– правила сложения и вычитания чисел без перехода в другой разряд;

– таблицу сложения и вычитания однозначных чисел.

Уметь:

– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

– проверять правильность выполненных вычислений




Составить по 5 выражений на нахождение суммы и разности

11

Двузначные числа.

Сложение. Вычитание (26 ч)

(№ 30 - 160)

Дополнение двузначных чисел

до «круглых» десятков.

(№ 30 – 36)

Двузначные числа.

Десятки и единицы. Представление числа

в виде суммы разрядных слагаемых.

Знать:

– прием сложения вида 54 + 6;

– таблицу сложения и вычитания однозначных чисел.

Уметь:

– выполнять сложение вида 54 + 6;

– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

– выполнять устные вычисления

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;

-стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

-способность к самооценке.

Регулятивные:

-умение контролировать свою деятельность по результату;

-способность к волевому усилию;

-принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.


Стр. 10, № 31, найти значения выражений


12

Сложение и вычитание величин. Сложение.

(№37 – 44)

Двузначные и однозначные числа. Десятки и единицы. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Знать:

– понятие «круглые» числа»;

– способ дополнения двузначных чисел до «круглых» десятков;

– таблицу сложения и вычитания однозначных чисел.

Стр. 14, № 44, вставить пропущенные цифры


13




Вычитание однозначного числа из «круг-

лого» десятка.

(№ 45 – 49)

Десятки и единицы. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания

Знать прием вычитания однозначных чисел из «круглых» десятков.

Уметь:

– выполнять вычитание вида 40 – 6;

– выполнять устные вычисления с однозначными и двузначными числами;




Стр. 15, № 48, сравнить единицы длины.


14




Подготовка к решению задач. Знакомство со

схемой.

(№ 50 – 53)

Решение текстовых

задач арифметическим способом (с опорой

на схему)

Знать прием вычитания однозначных чисел из «круглых» десятков.

Уметь:

– выполнять вычитание вида 40 – 6;

– выполнять устные вычисления с однозначными и двузначными числами




Стр.17, № 53, составить верные равенства


15-16




Подготовка к решению задач. Схемы.

(№ 54 – 61)

( 62 – 67)

Построение схем к задачам

Знать:

– таблицу сложения и вычитания однозначных чисел.

Уметь:

– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

– выполнять устные вычисления




Стр. 19, № 57, сравнить

Стр. 21, № 67, выполнить вычисления


17




Контрольная работа по теме «Дополнение двузначных чисел до «круглых»

десятков»

Двузначные и однозначные числа. Десятки и единицы. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Таблица сложения однозначных чисел

Уметь:

– выполнять вычитание вида 40 – 6;

– выполнять устные вычисления с однозначными и двузначными числами;

– решать текстовые задачи арифметическим способом




 

Повторить состав чисел 11 - 18.


18




Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд.

( № 68 – 73)

Двузначные и однозначные числа. Десятки и единицы. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сложение числа по частям. Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10

Двузначные и однозначные числа. Десятки и единицы. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сложение числа по частям. Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10

Познавательные:

- строить сообщения в устной форме.

-приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям;

-анализ объектов с целью выделения признаков ;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера


Стр. 24, № 73 (2), найти значения выражений

19




Состав числа 11.

(№ 74 – 79)

Таблица сложения однозначных чисел и

соответствующие случаи вычитания. Отработка приема сложения

по частям

Знать:

– случаи сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд.

Уметь выполнять сложение и вычитание однозначных чисел через разряд, основанные на знании состава числа 11

Коммуникативные:

-уметь слушать и слышать учителя;

-использовать речь для регуляции своих действий;

-умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

-аргументировать свое предложение, умение и убеждать и уступать.

Стр.26, № 78, записать выражения по рисунку