Файл: Рабочая программа по математике 2й класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение поздняковская средняя общеобразовательная школа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примерная рабочая программа
по
математике
2-й класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ПОЗДНЯКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Директор школы
____________/ О.М. Чухнина ./ __________/ О.Г. Елхова./
«________»_______________2012г. «________»___________2012г.
Рабочая программа
по учебному курсу
«Математика»
2 класс
Программа разработана на основе программы «Математика» 1 – 4 классы (УМК «Гармония»), автор – доктор педагогических наук, профессор
Н.Б. Истомина . Издательство Смоленск «Ассоциация ХХI век» 2012г. и в соответствии с требованиями ФГОС.
Пояснительная записка
В основе построения данной программы лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Практическая реализация данной концепции находит выражение:
1. В логике построения курса.
2. В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.
3. В системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование умения контролировать и оценивать свои действия.
4. В методике обучения решению задач, которая сориентирована на формирование у учащихся обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи.
5. В методике формирования представлений о геометрический фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приемов умственной деятельности.
6. В методике использования калькулятора, который рассматривается как средство обучения младших школьников математике, обладающее определенными методическими возможностями.
7.В организации дифференцированного обучения, которое обеспечивается новыми методическими подходами к формированию математических понятий, к организации вычислительной деятельности учащихся, к обучению их решению задач, а также системой учебных заданий.
8. В построении уроков математики, на которых реализуется тематическое построение курса, система учебных заданий, адекватная его концепции, и создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность.
Во втором классе дети знакомятся со структурой задачи (вводятся понятия: условие, вопрос, известные, неизвестные, данные, искомое) и овладевают умением решать текстовые задачи (простые и составные) арифметическим способом.
Проведенная ранее подготовительная работа позволяет учащимся осознанно использовать в процессе решения задач схематическое моделирование как один из эффективных приемов поиска решения задачи.
В содержание второго класса включены такие темы: «Трехзначные числа» и «Умножение».
В теме «Трехзначные числа» продолжается работа по осознанию детьми принципа построения десятичной системы счисления. Учащиеся знакомятся с новым разрядом сотен, учатся читать и записывать трехзначные числа.
В теме «Умножение» большое внимание уделяется разъяснению детям смысла этого действия как суммы одинаковых слагаемых и осознанию новой математической записи.
Параллельно с усвоением смысла умножения проводится работа, целью которой является формирование навыков табличного умножения. Составление и усвоение таблицы умножения с числами 9 и 8 органически включаются во втором классе в темы: «Умножение», «Переместительное свойство умножения», «Увеличить в несколько раз» и др.
Особенности методики формирования навыков табличного умножения.
1. Составление и усвоение таблицы умножения начинается со случаев умножения числа 9. это позволяет не только поупражнять учащихся в сложении двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд при замене произведения суммой, но и сосредоточить их внимание на наиболее сложных для запоминания случаях табличного умножения – 9х8, 9х6, 9х7, 8х7, 7х6.
2. Составление таблицы осуществляется небольшими порциями, каждая из которых сопровождается вариативными упражнениями, связанными с изучаемыми понятиями.
3. Учитывая, что не все дети могут непроизвольно запоминать табличные случаи умножения, в определенной системе используются установки на запоминание трех – четырех табличных случаев.
Таким образом, данная методика позволяет учитывать индивидуальные особенности памяти каждого ребенка, создавая условия как для непроизвольного, так и для произвольного запоминания таблицы, активизируя при этом смысловую память.
После изучения таблицы умножения учащиеся знакомятся с правилом умножения на 10 и с сочетательным свойством умножения. Это позволяет им использовать табличные вычислительные навыки умножения для вычисления значений выражений 7х70, 90х6, 30х9 и т.д.
В соответствии с логикой курса учащиеся сначала усваивают смысл умножения и его табличные случаи и только после этого (в 3 классе) приступают к изучению деления.
Требования к математической подготовке младших школьников предъявляются на двух уровнях. Первый уровень характеризуется теми знаниями и умениями, возможность формирования которых обеспечивается развивающим курсом математики. Естественно, практическое достижение этого уровня окажется для некоторых школьников невозможным в силу их индивидуальных особенностей. В связи с этим выделяется второй уровень требований. Он характеризуется минимумом знаний, умений и навыков на конец каждого года обучения. Выполнение требований второго уровня позволяет перевести ребенка в следующий класс.
Первый уровень.
Знать | Уметь |
Состав каждого однозначного и двузначного числа в пределах 20 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания). Разрядный состав двузначных и трехзначных чисел и соотношения между разрядными единицами. | Читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 1000. складывать и вычитать любые числа в пределах 100 и в пределах 1000 для случаев, сводимых к действиям в пределах100. |
Название геометрических фигур (угол, многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, треугольник, круг, окружность). | Распознавать и чертить эти геометрические фигуры, используя циркуль, линейку, угольник. |
Единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними. Единицы времени (час, минута, секунда) и соотношения между ними. | Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины. Определять время по часам. |
Структуру задачи (условие, вопрос). | Решать простые и составные задачи на сложение и вычитание, записывать их решение выражением и по действиям, использовать в процессе решения задач схемы. |
Определение умножения. Названия компонентов и результата умножения. Таблицу умножения однозначных чисел (с числами 9 и 8). | Читать числовые равенства на умножение. Соотносить числовые выражения и равенства на умножение с предметными и схематическими моделями. Интерпретировать понятие «увеличить в …» на различных моделях (предметной, вербальной, схематической и символической). |
Переместительное свойство умножения. | Использовать это свойство при вычислениях и для сравнения выражений. |
| |
Второй уровень.
Знать последовательность чисел от 0 до 100, уметь читать, записывать и сравнивать их. Знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка). Уметь находить сумму и разность чисел в пределах 100. Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Математика
№ п/п | Наиме- нование раздела программы | Тема урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Домашнее задание | ||||||||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
i четверть (36 часов) | | | | ||||||||||
1 | Повторение материала первого класса. (10 ч) (№ 1 – 29) | Число и цифра. Состав чисел в пределах 10. (№ 1 - 3) | Счет предметов. Числа однозначные | Знать состав чисел первого десятка; последовательность чисел в пределах 100. Уметь: – читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; | Личностные: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. Регулятивные: -способность к волевому усилию; -принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - строить сообщения в устной форме. -приводить сравнения классифицировать предметы по заданным критериям; -строить рассуждения в форме связи простых суждений. Коммуникативные: -уметь слушать и слышать учителя; -задавать вопросы; -использовать речь для регуляции своих действий; -формулировать собственное мнение. | Стр.4, №2, устно. | |||||||
2 | Единицы длины и их соотношение. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода в другой разряд. (№ 4 - 9) | Арифметические действия с числами. Конкретный смысл и название действий сложения и вычитания. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания | Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь: – читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; – выполнять устные вычисления с однозначными числами, с нулем | Стр.4, № 6, сравнить | |||||||||
3 | Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. (№ 10 – 14) | Арифметические действия с числами. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания | Знать: – правила сложения и вычитания чисел без перехода в другой разряд; – таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь: – выполнять сложение и вычитание чисел без перехода в другой разряд | Стр.6, № 14, вставить арифметические знаки | |||||||||
4 | Построение суммы и разности отрезков. (№ 15 – 18) | Построение суммы и разности отрезков. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания | Знать: - понятие «отрезок», «сумма отрезков», «разность отрезков» Уметь: -строить суммы и разности отрезков | Стр. 6, № 16, записать числа в виде суммы разрядных слагаемых | |||||||||
5 | | Сравнение длин отрезков. (№ 19 – 22) | Построение суммы и разности отрезков. Сравнение длин отрезков. | Знать: - понятие «отрезок», «сумма отрезков», «разность отрезков» Уметь: -строить суммы и разности отрезков; - сравнивать длины отрезков | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале. Познавательные: проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: - задавать вопросы; -умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; -аргументировать свое предложение, умение и убеждать и уступать. | Стр. 7, № 21, вставить числа | |||||||
6 | Решение текстовых задач арифметическим способом (№ 23 – 25) | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы) | Знать: – таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь: – решать текстовые задачи арифметическим способом; – преобразовывать задачи с лишними данными и избыточными данными | Стр. 8, № 23, записать неравенства | |||||||||
7–8 | Равенства и неравенства (№ 26 – 27) | Отношения «=» , «>» , «<». Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. | Знать понятия «равенства» и «неравенства». Уметь: – читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; – использовать знаки «=» (равно), «>» (больше), «<» (меньше) | Составить 6 неравенств Индивидуальные задания | |||||||||
9 | Входная контрольная работа | Проведение контрольной работы | Уметь: – выполнять вычисления на повторение; – решать текстовые задачи арифметическим способом; – проверять правильность выполненных вычислений | Повторить единицы длины. | |||||||||
10 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. (№ 28 – 29) | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Решение текстовых задач арифметическим способом. | Знать: – правила сложения и вычитания чисел без перехода в другой разряд; – таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь: – читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; – проверять правильность выполненных вычислений | | Составить по 5 выражений на нахождение суммы и разности | ||||||||
11 | Двузначные числа. Сложение. Вычитание (26 ч) (№ 30 - 160) | Дополнение двузначных чисел до «круглых» десятков. (№ 30 – 36) | Двузначные числа. Десятки и единицы. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. | Знать: – прием сложения вида 54 + 6; – таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь: – выполнять сложение вида 54 + 6; – читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; – выполнять устные вычисления | Личностные: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; -способность к самооценке. Регулятивные: -умение контролировать свою деятельность по результату; -способность к волевому усилию; -принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | Стр. 10, № 31, найти значения выражений | |||||||
12 | Сложение и вычитание величин. Сложение. (№37 – 44) | Двузначные и однозначные числа. Десятки и единицы. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. | Знать: – понятие «круглые» числа»; – способ дополнения двузначных чисел до «круглых» десятков; – таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. | Стр. 14, № 44, вставить пропущенные цифры | |||||||||
13 | | Вычитание однозначного числа из «круг- лого» десятка. (№ 45 – 49) | Десятки и единицы. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания | Знать прием вычитания однозначных чисел из «круглых» десятков. Уметь: – выполнять вычитание вида 40 – 6; – выполнять устные вычисления с однозначными и двузначными числами; | | Стр. 15, № 48, сравнить единицы длины. | |||||||
14 | | Подготовка к решению задач. Знакомство со схемой. (№ 50 – 53) | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схему) | Знать прием вычитания однозначных чисел из «круглых» десятков. Уметь: – выполнять вычитание вида 40 – 6; – выполнять устные вычисления с однозначными и двузначными числами | | Стр.17, № 53, составить верные равенства | |||||||
15-16 | | Подготовка к решению задач. Схемы. (№ 54 – 61) ( 62 – 67) | Построение схем к задачам | Знать: – таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь: – читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; – выполнять устные вычисления | | Стр. 19, № 57, сравнить Стр. 21, № 67, выполнить вычисления | |||||||
17 | | Контрольная работа по теме «Дополнение двузначных чисел до «круглых» десятков» | Двузначные и однозначные числа. Десятки и единицы. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Таблица сложения однозначных чисел | Уметь: – выполнять вычитание вида 40 – 6; – выполнять устные вычисления с однозначными и двузначными числами; – решать текстовые задачи арифметическим способом | | Повторить состав чисел 11 - 18. | |||||||
18 | | Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд. ( № 68 – 73) | Двузначные и однозначные числа. Десятки и единицы. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сложение числа по частям. Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10 | Двузначные и однозначные числа. Десятки и единицы. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сложение числа по частям. Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10 | Познавательные: - строить сообщения в устной форме. -приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям; -анализ объектов с целью выделения признаков ; -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Стр. 24, № 73 (2), найти значения выражений | |||||||
19 | | Состав числа 11. (№ 74 – 79) | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Отработка приема сложения по частям | Знать: – случаи сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Уметь выполнять сложение и вычитание однозначных чисел через разряд, основанные на знании состава числа 11 | Коммуникативные: -уметь слушать и слышать учителя; -использовать речь для регуляции своих действий; -умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; -аргументировать свое предложение, умение и убеждать и уступать. | Стр.26, № 78, записать выражения по рисунку |