Файл: Задание 1 Ответ на задание Роль изучения особо охраняемых природных территорий на занятиях с учащимися различных образовательных организаций.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"

Задание 1

Ответ на задание:
Роль изучения особо охраняемых природных территорий на занятиях с учащимися различных образовательных организаций.

С развитием современного мира, с его совершенствованием, экологические проблемы только возрастают. Загрязнение природной среды промышленным и сельским производством; потепление климата и вызванное этим повышение уровня Мирового океана; кислотные осадки; озоновые дыры; быстрые темпы снижения биологического разнообразия; вырубка лесов и потеря целых экосистем – это только малая часть всех проблем. Решение любой экологической проблемы просто невозможно без обращения к аспектам географической науки, особенно прочной является связь экологии с физической географией, которую изучают в различных образовательных организациях.
Изучение особо охраняемых природных территорий (ООПТ) помогает обучающемуся сформировать основы экологического мировоззрения. При рассмотрении территорий своего края реализуется краеведческий подход, который необходим в географии. Дети изучают свою малую родину с помощью экскурсий и походов, которые помогают узнать специфику родного края, уникальные и исчезающие объекты. Тем самым воспитывается бережное отношение, развивается познавательный интерес к природе малой Родины и страны в целом.
Согласно принятому в России в 1995 году Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», к таковым относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны.

Одним из важнейших компонентов человеческого потенциала является образовательный потенциал. Предметом образовательного потенциала является значимое свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру  в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Все компоненты прослеживаются и изучаются в школе и в различных образовательных организациях на урочных и внеурочных формах обучения.

Наиболее распространенной формой обучения в школе и различных образовательных организациях является классно-урочная форма. Это наиболее экономичная система, она обеспечивает доступность, последовательность, прочность обучения, а преподаватель является руководителем учебно – воспитательного процесса. Она является специфической формой организации учебной работы, состоит в том, что обучающиеся одного и того же возраста распределяются по классам или группам, занятия с ними проводятся поурочно, по заранее составленному расписанию, причем все обучающиеся работают над одним и тем же материалом.
Недостатки классно – урочной формы: трудность в учете индивидуальных особенностей обучающихся, в организации индивидуальной работы; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью.
Классно – урочная система имеет следующие формы: основная форма – урок и традиционные формы – домашняя работа, экскурсии, факультативы, общественно полезный труд, внеклассная работа (кружки, конкурсы, олимпиады, выставки). Ведущей формой обучения в школе являются уроки. С тематикой ООПТ, в большей степени, знакомятся на уроках географии, но могут быть сопряжены с ней и уроки биологии, истории, литературы. Например, учитель географии может использовать свои знания об ООПТ на уроке, посвященном дельтам рек, биолог – рассказывая о перелетных птицах, учитель литературы – при описании пейзажа. Также можно провести урок или классный час, непосредственно посвященный охраняемым территориям своего района. Его удобно спланировать так, чтобы учитель задавал общую структуру (высказывал вводные замечания, актуализировал имеющиеся у школьников знания, связывал одно с другим, подводил итоги), а школьники в качестве иллюстраций подготовили краткие устные доклады-презентации по конкретным ООПТ.
Групповая форма обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Для этого группа распределяется на подгруппы не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии учащихся, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение, в уровнях развития. Как раз, наоборот, в каждой подгруппе должны быть учащиеся с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто относят отстающим. При подготовке к занятию, в его процессе хорошо успевающие станут помощниками педагога: будут подбадривать неуверенных, не очень умелых, помогать им советом, показом, непосредственным участием. Обеспечить такое взаимодействие детей в учебном процессе  основная функция групповой формы обучения.

Коллективная форма также необходима в условиях современных образовательных организаций. Их содержанием может быть деятельность художественного характера. Например, музыкальные занятия, показ инсценировки, игра-путешествие, знакомство с произведениями искусства и т. п. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает к самовыражению.
Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности учащихся, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.
Охраняемые природные территории современности являются важнейшими и многофункциональными экологическими учреждениями. Они делятся на множество категорий, каждая из которых выполняет важные функции. Моральный аспект существования этих территорий заключается в осознанном стремлении мирового сообщества в какой-то мере возместить ущерб, нанесенный разграблением и загрязнением природы, приостановить наступление региональных и глобального экологических кризисов. Охраняемые природные территории к тому же удовлетворяют насущную потребность людей в прямом и опосредованном контакте с относительно сохраненной природой, воспитывают гуманное и бережное отношение ко всему живому, сберегают и возрождают экологические, народные, религиозные традиции.
Эколого-географическое просвещение учащихся является необходимой частью образования. Ведь именно в различных образовательных организациях идет активный процесс формирования знаний, чувств, эмоций, способностей и интересов и, следовательно, формирование отношения к природе. Многие школьники не знают и не понимают термина «Особо охраняемые природные территории», у них нет сформированного экологического мировоззрения, поэтому необходимо улучшать методические условия на основе ООПТ для экологического просвещения.
Необходимо дальнейшее экологическое развитие и просвещение обучающихся с помощью совершенствования методических условий изучения родного края, так как, расширяя и обогащая знания о своей малой родине, пробуждается интерес, любовь и бережное отношение к природе и истории края, к памятникам культуры и истории, и к людям, живущим рядом.


Задание 2

Ответ на задание:


  1. -    Федеральный проект «Сохранение лесов.».



  2. Наименование показателя



    Показатель 2018 г.



    Показатель 2019 г.



    Показатель 2020 г.



    Показатель 2021 г.



    Показатель 2022 г.



    Показатель 2023 г.



    Показатель 2024 г.



    Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, шт.



    0



    16



    42



    76



    108



    146



    191



    Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, шт.



    31



    48



    57



    67



    74



    74



    75



    Количество введённых в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, ед



    0



    0



    0



    0



    0



    4



    7



    Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %



    3



    7



    16,2



    22,8



    24



    33



    36



    Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %



    7



    12



    27



    38



    40



    55



    60



    Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, %



    100



    100



    97



    95



    93



    71



    78



    Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед.



    8



    8



    6



    5



    3



    2



    0



    Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), шт.



    0



    15



    80



    150



    300



    4000



    6900



    Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ, %



    50



    50



    47



    44



    40



    38



    36



    Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %



    87,5



    87,5



    87,8



    88,2



    89



    89,4



    90,8



    Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %



    94,5



    94,5



    94,9



    95,5



    96,5



    97



    99



    Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод, км3 в год



    3,17



    3,17



    2,98



    2,58



    2,38



    1,58



    1,05



    Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, км2



    28.7



    32,0



    159,2



    230,0



    304,7



    442,8



    600,0



    Площадь восстановленных водных объектов, тыс. га



    -



    2,7



    6,4



    10,6



    14,4



    17,3



    23,5



    Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов, тыс. км



    -



    1,5



    3



    4,5



    6



    7,5



    9



    Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, %



    100



    96,8



    90,2



    85,6



    81,0



    76,4



    71,8



    Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее шт.



    218



    223



    226



    231



    235



    235



    235



    Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, на млн. га



    1,3



    3,0



    3,5



    4,0



    4,5



    5,0



    5,0



    Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях тыс. человек



    3571



    4313



    4913



    5617



    6203



    6895



    7891



    Отношение площади лесовосcтановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %



    62,3



    64,4



    72,8



    80,4



    85,6



    92,2



    100



    Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд. руб.



    32,3



    20,5



    18,0



    17,0



    16,0



    15,0



    12,5



  3. Проблема сохранения лесов от загрязнений является приоритетной для человечества, поскольку ежегодно их площадь сокращается, что приводит к изменению биосферы. Как следствие, меняется и структура почвы, состав воды, что откладывает негативный отпечаток на жизнь человека. Россия – страна номер один по количеству лесов. Создать условия для воспроизводства жизненно важных для планеты российских лесов призван федеральный проект «Сохранение лесов». Основная цель – добиться, чтобы вырубленные и погибшие леса на 100% восстанавливались. По этому документу к 2024 году Россия должна обеспечить полный баланс между вырубленным и восстановленным лесом. Лесозаготовители должны компенсировать нанесенный природе ущерб, высадив столько же деревьев, сколько спилили. Федеральный проект направлен на сохранение национальных лесов в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей России. Предполагается борьба с обезлесением, воспроизводство лесного покрова на всех участках, вырубленных и погибших лесных насаждений, вовлечение населения в мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.



Задание 3

Ответ на задание:

Цель: формирование экологической культуры, через понятие «экологический след», знакомство с современными экологическими проблемами и способами их решения.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «экологический след»,

  • научить обучающихся методике расчета экологического следа,

  • продолжить формирование УУД работы с текстом, Интернетом.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся,

  • развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи,

  • формировать коммуникативные УУД (умение выступать перед аудиторией, умение делать выводы),

  • формировать у учащихся определённый уровень социальной компетентности.

Воспитательные:

  • осуществлять экологическое и эстетическое воспитание учащихся,

  • воспитывать научное мировоззрение, бережное отношение к природе,

  • воспитывать чувство ответственности за судьбу и будущее родного города,

  • привлечь внимание учащихся к решению проблем ресурсосбережения и рационального природопользования.



  • План занятия кружка «Биоком»:

№ п/п

Этап занятия

Деятельность

Время

1.

Мотивационный этап

организация начала (учитель + ученики)

10 мин.

1.1

Актуализация

учитель

2 мин.

1.2

Определение темы занятия

учащиеся определяю тему занятия, учитель ее корректирует

3 мин.

1.3

Определение цели занятия на доске

учащиеся определяют цель

2 мин.

1.4

Что такое экологический след

учитель погружает ребят в теоретический материал

3 мин.

2.

Практико-деятельный этап.

 

30 мин.

2.1

Знакомство с калькулятором экологического следа и анкетой

учитель знакомит учащихся с анкетой для расчета своего экологического следа, показывает калькулятор расчета экологического следа в Интернете

3 мин.

2.2

Расчет экологического следа (онлайн, анкета)

учащиеся рассчитывают свой экологический след по анкете

10 мин.

2.3

Сравнение полученного результата с другими

выстраивание учеников по рейтингу (согласно рассчитанного личного экологического следа), учитель также занимает свое место в этом рейтинге

5 мин.

2.4

Мозговой штурм «Как уменьшить экологический след»

ребята по группам 3-4 минуты обсуждают, а затем проговаривают полученные результаты

10 мин.

3.

Рефлексия

обучающиеся отвечают на вопросы рефлексии

4 мин.

4.

Домашнее задание

предлагает учитель

1 мин.

 

Итого:

 

45 мин.