Файл: 2 Проектный расчет передачи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Проектный расчет передачи
Межосевое расстояние определим из условия контактной прочности (4.1 [1]):

= (u 1) ,

где Ka = - коэффициент вида передачи,

ψba - коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию, выбираем из ряда на с.10 [1] с учетом расположения опор относительно зубчатого венца ψba=0.4;

KН  коэффициент контактной нагрузки, принимаем на этапе проектного расчета KН =1.2.

Расчетное межосевое расстояние:

= (3.55 + 1) [1.2·372,45 Н*м / (0.4·3.55·4942 МПа)] = 203,34 мм.

Полученную величину округлим до ближайшего стандартного значения (табл.6.1 [1]): = 200 мм.

Находим ширину колеса и шестерни по формулам:

bw2 = ψba = 0.4·200 мм = 80 мм;

bw1 = bw2 + 5 мм= 80 мм + 5 мм = 85 мм.

Полученные значения округляем по ряду нормальных линейных размеров (c.12 [1]): bw1 = 85 мм, bw2 = 80 мм.

Коэффициенты смещения: шестерниx1= , колеса x2= , суммарный x = .

Модуль выбираем из диапазона m = и округляем до стандартного значения по ГОСТ 9563-60 (табл.5.1 [1]), учитывая, что применение модуля меньше 2 мм для силовых передач не рекомендуется.

m = 0,015 * 200 = 3 мм

Окончательно примем m= 3 мм.

Для косозубых передач стандартизован нормальный модуль mn = m.

Суммарное число зубьев: Z =
,

где 1 – начальный делительный угол наклона зуба, 1=12º.

В результате расчета получили:

Z = (2· мм ·cos12º)/ 3 мм = 130,4.

Округлили Z до ближайшего целого числа: ZΣ = 130.

Делительный угол наклона зуба определили по формуле

= arccos [130·3/ (2·200 мм)] = 12,84º.

Число зубьев шестерни, колеса и уточненное передаточное число равны:

= 28,88, после округления получили Z1 = 29,

Z2 = Z – Z1 = 101;

uф = = 3,48.

Определение диаметров окружностей зубчатых колес.

Делительные окружности: dj= ,

d1 = 3 мм·29/cos 12,84º = 89 мм;

d2 = 3 мм·101/cos 12,84º = 311 мм.

Окружности впадин зубьев dfj = dj– 2 m (1.25 – xj),

df1 = 89 мм – 2·3 мм (1.25 – ) = 81.5 мм;

df2 = 311 мм – 2·3 мм (1.25 – ) = 303.5 мм.

Окружности вершин зубьев

da1 = 2 awdf2 – 0.5m = 2· мм – 303.5 мм – 0.5·3 мм = 95 мм;

da2 = 2 awdf1 – 0.5m = 2·200 мм – 81.5 мм – 0.5·3 мм = 317 мм.

Окружная скорость в зацеплении

V= = π 89·216.27/ 60000 = 1,007 м/с.

По табл.8.1 [1] для полученной скорости V назначаем степень точности передачи ncт = 8. (степень точности передачи меньше 8 не назначать!)
2.3. Проверочный расчет передачи
2.3.1. Проверка на выносливость по контактным напряжениям
Определим контактные напряжения по формуле (с.14 [1])

=
,

где Z = 8400 - коэффициент вида передачи для прямозубой передачи;

KH  коэффициент контактной нагрузки, KH = KHα KHβ KHV.

Коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями равен:

KHα =1+ A (nст – 5) Kw,

где A = 0,15 для прямозубой передачи; Kw- коэффициент, учитывающий приработку зубьев. Величину Kw определяют по формуле:

Kw= 0.002 НВ2 + 0.036 (V – 9) = 0.002·248.5 МПа + 0.036 (1,007 м/с – 9) = 0.209.

При НВ2>350 принимают Kw=1.

В результате расчета получим: KHα = 1+ 0.15( – 5) 0,209 = 1,09.

Динамический коэффициент определим по табл.10.1 [1]: KНV = 1,02.

Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса

KHβ = 1+ (K – 1) Kw,

где K =1.035 – значение коэффициента KHβ в начальный период работы (табл.9.1 [1]).

В таблице значение K дано в зависимости от коэффициента ширины венца по диаметру , величина которого определяется выражением:

= 0.5 (u + 1) = 0.5·0,4 (3.55 + 1) = 0,91.

Окончательно получим:

KHβ = 1+ (K – 1)Kw =1 + (1.035 – 1) · 0,209 = 1,007;

KH= 1,09 ·1,007·1,02 = 1,12

Расчетные контактные напряжения:


H = (8400/ 200 мм) [1,12·372,45 Н*м (3,48 + 1)3]/( 80 мм·3,48)] = 487,5 МПа.

Допускается перегрузка по контактным напряжениям не более 5%, рекомендуемая недогрузка до 15%. Расчет недогрузки выполним по формуле

=100 =100 (515,45 МПа – 487,5 МПа) / 515,45 МПа = 0,05 %.
2.3.2. Проверка на выносливость по напряжениям изгиба
Проверочный расчет на выносливость при изгибе зубьев шестерни и колеса выполним по формулам (c.15 [1]):

; ,

где YFj  коэффициенты формы зуба (с.16 [1])

YFj = 3.47 + + 0.092 ;

здесь ZVj = - эквивалентное число зубьев;

Y  коэффициент, учитывающий влияние угла наклона зуба на его прочность,

= 1– 0.01·12,8º= 0,87;

Y - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев, Y = для непрямозубых передач.

Коэффициент торцевого перекрытия определим по формуле (с.16 [1])

=[1.88 – 3.2 ( + )] cos =[1.88 – 3.2 (1/ 29 + 1/101)] cos 12,8º = 1,694.


В результате расчетов получим:

ZV1 = 29 / cos3 (12,8º) = 31,28;

ZV2= 101 / cos3 (12,8º) = 108,95;

YF1= 3.47+ (13.2 – 27.9·)/ 31,28 + 0.092·2 = 3,892;

YF2 = 3.47+ (13.2 – 27.9·)/ 108,95+ 0.092·2 = 3,591;

Y = 0,59.

Коэффициент нагрузки при изгибе равен

KF = KFα KFβ KFV.

Входящие в эту формулу коэффициенты, имеют такой же физический смысл, что и коэффициенты в формуле для KН. При их определении используют следующие зависимости:

KFα=1 + A (nст – 5) для непрямозубых передач,

KFβ = 0.18 + 0.82 K ,

KFV = 1+1.5 (KHV – 1) при НВ2 <350

В результате расчетов получим

KFα =,45,

KFβ = 0.18 + 0.82·1,035 = 1,029;

KFV = 1+ 1.5(1.134 - 1) = 1,03;

KF = 1,45·1,029·1,03 = 1,537.

Расчетные напряжения изгиба

F1=3,892·0,59·0,87·2000·372,45·1,537/(85·89·3) = 100,78 Мпа;

F2= 100,78·85·3,591/(80·3,892) = 98,8 МПа.
2.4. Определение сил в зацеплении
Окружная сила: = 2000·372,45 / 89= 8370 Н.

Радиальная сила: = 8370 tg 20° / cos 12,8º = 3125 Н.

Осевая сила: Fa= Ft = 8370 tg 12,8º = 1900 Н.

Стр.
350>