Файл: Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины Маркетинг Омск, 2020 Составитель.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины «Маркетинг»
Омская гуманитарная академия
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для обучающихся по освоению дисциплины
«Маркетинг»
Омск, 2020
Составитель:
к.э.н., доцент _________________ /С.М. Ильченко /
Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры ЭиУП
Протокол от
Зав. кафедрой к.э.н., доцент_________________ /Ильченко С.М./
Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы обучающихся в процессе освоения учебной дисциплины «Маркетинг» (самостоятельного углубленного изучения теоретического материала, подготовки к практическим занятиям, выполнения контрольных работ, написания рефератов, подготовки к зачету).
Содержание
-
Общие положения -
Виды и формы организации самостоятельной работы обучающихся -
Задания для самостоятельной работы -
Задания и вопросы для самоконтроля, систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и умений обучающихся
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Самостоятельная работа обучающихся является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Независимо от направления подготовки и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.
Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая обучающимися самостоятельно по заданиям преподавателя и под его контролем.
Цели выполнения самостоятельной работы обучающимися:
- освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине, углубление и расширение теоретических знаний;
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков обучающихся;
- формирование умений по поиску и использованию справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие научно-исследовательских навыков;
- формирование умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности).
Самостоятельная работа обучающихся в вузе является важным видом учебной и научной деятельности обучающегося. Самостоятельная работа обучающихся (далее – СРО) играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. В связи с этим, обучение в вузе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРО должна стать эффективной и целенаправленной работой обучающегося.
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие обучающихся в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа обучающихся играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Формы самостоятельной работы обучающихся разнообразны. Они могут включать в себя:
-
изучение и систематизацию официальных государственных документов – законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем «Консультант-плюс», «Гарант», сеть «Интернет»; -
изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; -
подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ; -
участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях и многое другое.
Самостоятельная работа приобщает обучающихся к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.
ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной и творческой активности обучающегося связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой понимают совокупность всей самостоятельной деятельности обучающихся как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины.
На основании компетентностного подхода к реализации основных профессиональных образовательных программ, видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, конспектирование материала, выписки из текста, работа со справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), материалов-презентаций, подготовка реферата, тестирование и др.
- для формирования умений: решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности др.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются:
-
формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.); -
написание рефератов; -
подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление; -
составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.); -
подготовка рецензий на статью, пособие; -
выполнение микроисследований; -
подготовка практических разработок; -
выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.; -
компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с непосредственным участием преподавателя являются:
-
консультации; -
коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; -
прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий); -
прием и защита лабораторных работ (во время проведения л/р); -
выполнение курсовых работ (проектов) в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ (в часы, предусмотренные учебным планом); -
выполнение учебно-исследовательской работы (руководство, консультирование и защита УИРС); -
прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков); -
выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ) и др.
Задания для самостоятельной работы
по дисциплине «Маркетинг»
Виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Маркетинг»:
-
работа над лекционным материалом; -
работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой; -
изучение и конспектирование нормативного материала; -
подготовка к семинарскому занятию и подготовка презентаций; -
написание реферата/доклада/эссе; -
подготовка к тестированию; -
подготовка и участие в проведении деловых игр; -
подготовка к зачету.
Содержание самостоятельной работы и формы контроля
по темам (разделам) учебной дисциплины «Маркетинг»
Наименование тем (разделов) учебной дисциплины | Содержание самостоятельной работы | Форма отчетности (контроля) |
Понятие и сущность маркетинга | Изучить теоретический материал, изложенный в теме 1 учебного пособия: Маркетинг / Кузьмина Е. Е.. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 419 с . - ISBN: 978-5-534-13841-2. - URL: https://urait.ru/bcode/467017 В главе 1 пособия: Маркетинг. Практикум / Карпова С. В., Захаренко И. К., Касаев Б. С., Козлова Н. П., Рожков И. В., Жильцова О. Н., Фирсова И. А., Фирсов Ю. И., Сальникова Л. С.. - Москва: Юрайт, 2020. - 325 с . - ISBN: 978-5-9916-8852-9. - URL: https://urait.ru/bcode/450051 В главе 1 пособия: Маркетинг / Реброва Н. П.. - Москва: Юрайт, 2020. - 277 с . - ISBN: 978-5-534-03466-0. - URL: https://urait.ru/bcode/450528 В главе 1 пособия: Маркетинг / Лукичёва Т. А., Воробьева И. В., Лезина Т. А., Колесникова М. Ф., Остапенко В. М., Пецольдт К. .., Молчанов Н. Н.. - Москва: Юрайт, 2020. - 370 с . - ISBN: 978-5-534-01478-5. - URL: https://urait.ru/bcode/450620 Глава 1 в пособии: Маркетинг / Григорьев М. Н.. - 5-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 559 с . - ISBN: 978-5-534-05818-5. - URL: https://urait.ru/bcode/449789 Прохождение теста, предоставленного преподавателем на основе имеющихся конспектов, и изученной литературы Подготовить реферат, на одну из тем предложенных преподавателем. Подобрать перечень литературы, с помощью научной электронной библиотеки - elibrary.ru | Проверка конспекта, устный опрос, подготовка к тестированию, подготовка реферата |
Организация деятельности маркетинговой службы предприятия | Изучить теоретический материал, изложенный в главе 2 учебного пособия: В главе 1 пособия: Маркетинг / Реброва Н. П.. - Москва: Юрайт, 2020. - 277 с . - ISBN: 978-5-534-03466-0. - URL: https://urait.ru/bcode/450528 В главе 6 пособия: Маркетинг / Синяева И. М., Жильцова О. Н.. - 3-е изд. - Москва: Юрайт, 2019. - 495 с . - ISBN: 978-5-534-11509-3. - URL: https://urait.ru/bcode/445444 Глава 3 в пособии: Маркетинг / Григорьев М. Н.. - 5-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 559 с . - ISBN: 978-5-534-05818-5. - URL: https://urait.ru/bcode/449789 Раздел 7 в пособии: Маркетинг / Григорьев М. Н.. - 5-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 559 с . - ISBN: 978-5-534-05818-5. - URL: https://urait.ru/bcode/449789 Прохождение теста, предоставленного преподавателем на основе имеющихся конспектов, и изученной литературы Подготовить реферат, на одну из тем предложенных преподавателем. Подобрать перечень литературы, с помощью научной электронной библиотеки - elibrary.ru | Проверка конспекта, устный опрос, подготовка к тестированию, подготовка реферата |
Маркетинговая среда | Изучить теоретический материал, изложенный в тема 2 учебного пособия: Маркетинг / Кузьмина Е. Е.. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 419 с . - ISBN: 978-5-534-13841-2. - URL: https://urait.ru/bcode/467017 В главе 2 пособия: Маркетинг. Практикум / Карпова С. В., Захаренко И. К., Касаев Б. С., Козлова Н. П., Рожков И. В., Жильцова О. Н., Фирсова И. А., Фирсов Ю. И., Сальникова Л. С.. - Москва: Юрайт, 2020. - 325 с . - ISBN: 978-5-9916-8852-9. - URL: https://urait.ru/bcode/450051 Глава 2-3 в пособии: Маркетинг / Григорьев М. Н.. - 5-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 559 с . - ISBN: 978-5-534-05818-5. - URL: https://urait.ru/bcode/449789 Прохождение теста, предоставленного преподавателем на основе имеющихся конспектов, и изученной литературы Подготовить реферат, на одну из тем предложенных преподавателем. Подобрать перечень литературы, с помощью научной электронной библиотеки - elibrary.ru | Проверка конспекта, устный опрос, подготовка к тестированию, подготовка реферата |
Маркетинговые исследования рынка | Изучить теоретический материал, изложенный в темы 3-5 учебного пособия: Маркетинг / Кузьмина Е. Е.. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 419 с . - ISBN: 978-5-534-13841-2. - URL: https://urait.ru/bcode/467017 В главе 3 пособия: Маркетинг. Практикум / Карпова С. В., Захаренко И. К., Касаев Б. С., Козлова Н. П., Рожков И. В., Жильцова О. Н., Фирсова И. А., Фирсов Ю. И., Сальникова Л. С.. - Москва: Юрайт, 2020. - 325 с . - ISBN: 978-5-9916-8852-9. - URL: https://urait.ru/bcode/450051 В главе 5 пособия: Маркетинг / Синяева И. М., Жильцова О. Н.. - 3-е изд. - Москва: Юрайт, 2019. - 495 с . - ISBN: 978-5-534-11509-3. - URL: https://urait.ru/bcode/445444 В главе 3-5 пособия: Маркетинг / Лукичёва Т. А., Воробьева И. В., Лезина Т. А., Колесникова М. Ф., Остапенко В. М., Пецольдт К. .., Молчанов Н. Н.. - Москва: Юрайт, 2020. - 370 с . - ISBN: 978-5-534-01478-5. - URL: https://urait.ru/bcode/450620 Глава 4-5 в пособии: Маркетинг / Григорьев М. Н.. - 5-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 559 с . - ISBN: 978-5-534-05818-5. - URL: https://urait.ru/bcode/449789 Пособие: Маркетинговые исследования / Божук С. Г.. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 304 с . - ISBN: 978-5-534-08764-2. - URL: https://urait.ru/bcode/451920 Прохождение теста, предоставленного преподавателем на основе имеющихся конспектов, и изученной литературы Подготовить реферат, на одну из тем предложенных преподавателем. Подобрать перечень литературы, с помощью научной электронной библиотеки - elibrary.ru | Проверка конспекта, устный опрос, подготовка к тестированию, подготовка реферата |
Сегментирование рынка | Изучить теоретический материал, изложенный в главе 6 учебного пособия: Маркетинг / Реброва Н. П.. - Москва: Юрайт, 2020. - 277 с . - ISBN: 978-5-534-03466-0. - URL: https://urait.ru/bcode/450528 В главе 3 пособия: Маркетинг / Синяева И. М., Жильцова О. Н.. - 3-е изд. - Москва: Юрайт, 2019. - 495 с . - ISBN: 978-5-534-11509-3. - URL: https://urait.ru/bcode/445444 В главе 6 пособия: Маркетинг / Лукичёва Т. А., Воробьева И. В., Лезина Т. А., Колесникова М. Ф., Остапенко В. М., Пецольдт К. .., Молчанов Н. Н.. - Москва: Юрайт, 2020. - 370 с . - ISBN: 978-5-534-01478-5. - URL: https://urait.ru/bcode/450620 Глава 6 в пособии: Маркетинг / Григорьев М. Н.. - 5-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 559 с . - ISBN: 978-5-534-05818-5. - URL: https://urait.ru/bcode/449789 Прохождение теста, предоставленного преподавателем на основе имеющихся конспектов, и изученной литературы Подготовить реферат, на одну из тем предложенных преподавателем. Подобрать перечень литературы, с помощью научной электронной библиотеки - elibrary.ru | Проверка конспекта, устный опрос, подготовка к тестированию, подготовка реферата, подготовка к деловой игре |
Комплекс маркетинга | Изучить теоретический материал, изложенный в теме 9 учебного пособия: Маркетинг / Кузьмина Е. Е.. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 419 с . - ISBN: 978-5-534-13841-2. - URL: https://urait.ru/bcode/467017 В главе 7-10 пособия: Маркетинг / Синяева И. М., Жильцова О. Н.. - 3-е изд. - Москва: Юрайт, 2019. - 495 с . - ISBN: 978-5-534-11509-3. - URL: https://urait.ru/bcode/445444 В главе 12-15 пособия: Маркетинг / Лукичёва Т. А., Воробьева И. В., Лезина Т. А., Колесникова М. Ф., Остапенко В. М., Пецольдт К. .., Молчанов Н. Н.. - Москва: Юрайт, 2020. - 370 с . - ISBN: 978-5-534-01478-5. - URL: https://urait.ru/bcode/450620 Раздел 5 в пособии: Маркетинг / Григорьев М. Н.. - 5-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 559 с . - ISBN: 978-5-534-05818-5. - URL: https://urait.ru/bcode/449789 Прохождение теста, предоставленного преподавателем на основе имеющихся конспектов, и изученной литературы Подготовить реферат, на одну из тем предложенных преподавателем. Подобрать перечень литературы, с помощью научной электронной библиотеки - elibrary.ru | Проверка конспекта, устный опрос, подготовка к тестированию, подготовка реферата |
Разработка ценовой политики | Изучить теоретический материал, изложенный в теме 7 учебного пособия: Маркетинг / Кузьмина Е. Е.. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 419 с . - ISBN: 978-5-534-13841-2. - URL: https://urait.ru/bcode/467017 В главе 8 пособия: Маркетинг / Реброва Н. П.. - Москва: Юрайт, 2020. - 277 с . - ISBN: 978-5-534-03466-0. - URL: https://urait.ru/bcode/450528 В главе 10-11 пособия: Маркетинг / Лукичёва Т. А., Воробьева И. В., Лезина Т. А., Колесникова М. Ф., Остапенко В. М., Пецольдт К. .., Молчанов Н. Н.. - Москва: Юрайт, 2020. - 370 с . - ISBN: 978-5-534-01478-5. - URL: https://urait.ru/bcode/450620 Раздел 4 в пособии: Маркетинг / Григорьев М. Н.. - 5-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 559 с . - ISBN: 978-5-534-05818-5. - URL: https://urait.ru/bcode/449789 Прохождение теста, предоставленного преподавателем на основе имеющихся конспектов, и изученной литературы Подготовить реферат, на одну из тем предложенных преподавателем. Подобрать перечень литературы, с помощью научной электронной библиотеки - elibrary.ru | Проверка конспекта, устный опрос, подготовка к тестированию, подготовка реферата |
Товарная политика, товародвижение и дистрибьюция | Изучить теоретический материал, изложенный в теме 6, 8 учебного пособия: Маркетинг / Кузьмина Е. Е.. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 419 с . - ISBN: 978-5-534-13841-2. - URL: https://urait.ru/bcode/467017 В главе 7 и 10 пособия: Маркетинг / Реброва Н. П.. - Москва: Юрайт, 2020. - 277 с . - ISBN: 978-5-534-03466-0. - URL: https://urait.ru/bcode/450528 В главе 4 пособия: Маркетинг / Синяева И. М., Жильцова О. Н.. - 3-е изд. - Москва: Юрайт, 2019. - 495 с . - ISBN: 978-5-534-11509-3. - URL: https://urait.ru/bcode/445444 В главе 9 пособия: Маркетинг / Лукичёва Т. А., Воробьева И. В., Лезина Т. А., Колесникова М. Ф., Остапенко В. М., Пецольдт К. .., Молчанов Н. Н.. - Москва: Юрайт, 2020. - 370 с . - ISBN: 978-5-534-01478-5. - URL: https://urait.ru/bcode/450620 Разделы 3 и 6 в пособии: Маркетинг / Григорьев М. Н.. - 5-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 559 с . - ISBN: 978-5-534-05818-5. - URL: https://urait.ru/bcode/449789 Прохождение теста, предоставленного преподавателем на основе имеющихся конспектов, и изученной литературы Подготовить реферат, на одну из тем предложенных преподавателем. Подобрать перечень литературы, с помощью научной электронной библиотеки - elibrary.ru | Проверка конспекта, устный опрос, подготовка к тестированию, подготовка реферата, подготовка к деловой игре |
Стратегии маркетинга | Изучить теоретический материал, изложенный в главе 4 учебного пособия: Маркетинг. Практикум / Карпова С. В., Захаренко И. К., Касаев Б. С., Козлова Н. П., Рожков И. В., Жильцова О. Н., Фирсова И. А., Фирсов Ю. И., Сальникова Л. С.. - Москва: Юрайт, 2020. - 325 с . - ISBN: 978-5-9916-8852-9. - URL: https://urait.ru/bcode/450051 В главе 4 пособия: Маркетинг / Реброва Н. П.. - Москва: Юрайт, 2020. - 277 с . - ISBN: 978-5-534-03466-0. - URL: https://urait.ru/bcode/450528 В главе 2 пособия: Маркетинг / Синяева И. М., Жильцова О. Н.. - 3-е изд. - Москва: Юрайт, 2019. - 495 с . - ISBN: 978-5-534-11509-3. - URL: https://urait.ru/bcode/445444 Глава 3 в пособии: Маркетинг / Григорьев М. Н.. - 5-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 559 с . - ISBN: 978-5-534-05818-5. - URL: https://urait.ru/bcode/449789 Глава 30 в пособии: Маркетинг / Григорьев М. Н.. - 5-е изд. - Москва: Юрайт, 2020. - 559 с . - ISBN: 978-5-534-05818-5. - URL: https://urait.ru/bcode/449789 Прохождение теста, предоставленного преподавателем на основе имеющихся конспектов, и изученной литературы Подготовить реферат, на одну из тем предложенных преподавателем. Подобрать перечень литературы, с помощью научной электронной библиотеки - elibrary.ru | Проверка конспекта, устный опрос, подготовка к тестированию, подготовка реферата |
-
Задания и вопросы для самоконтроля, систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и умений обучающихся
После изучения определенной темы по конспекту и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно обучающемуся рекомендуется воспроизвести по памяти основной понятийный аппарат дисциплины, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств. В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала – умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу.
№ | Наименование темы | Контрольные задания для самопроверки |
1 | Понятие и сущность маркетинга | Определение понятия «маркетинг». Что собой представляет современный маркетинг как научная дисциплина? Какие ключевые понятия используют в маркетинге? Структура маркетинга Особенности маркетинговой системы управления. |
2 | Организация деятельности маркетинговой службы предприятия | В чем заключаются принципы построения службы маркетинга? Какова организационная структура службы маркетинга? В чем особенность функциональной структуры службы маркетинга? При каких условиях эффективна продуктово-рыночная структура? |
3 | Маркетинговая среда | Что такое маркетинговая среда организации, какова ее структура? Как можно охарактеризовать понятие «маркетинговая среда»? Что собой представляет маркетинговая макросреда? Что включает в себя традиционный комплекс маркетинга? Как можно трактовать термин «модель 4Р»? |
4 | Маркетинговые исследования рынка | Что понимается под маркетинговыми исследованиями? Какие методы применяются в процессе маркетинговых исследований? Какие типичные задачи могут решаться в процессе маркетинговых исследований? Что включает классическая схема организации маркетинговых исследований? |
5 | Сегментирование рынка | Что такое сегмент рынка, как можно определить понятие «сегментация рынка»? С какой целью проводится сегментация рынка, что является объектами сегментации? Какие классификационные переменные используются при сегментации потребительских рынков? |
6 | Комплекс маркетинга | Что такое маркетинговые коммуникации? Какие основные этапы включает процесс разработки эффективных маркетинговых коммуникаций? Какие виды рекламной деятельности вы знаете? В чем проявляются особенности телемаркетинга? Какие функции паблик рилейшнз вы знаете? Из каких связанных между собой частей состоит собственно PR-деятельность? Какие основные направления маркетинговой деятельности по связям с общественностью вы можете назвать? |
7 | Разработка ценовой политики | Какие методы определения цены вы знаете? Как можно определить различные виды цен? Какие виды скидок и надбавок в сфере обращения вы знаете? В каких случаях используются методы с ориентацией на спрос? В чем заключается метод, основанный на воспринимаемой ценности товара? Что собой представляет ценовая стратегия? Какие ценовые стратегии вам известны? Действие каких факторов должна учитывать ценовая стратегия? |
8 | Товарная политика, товародвижение и дистрибьюция | Какие виды товаров вам известны? Чем отличается товар по замыслу от товара в реальном исполнении? Какие признаки при классификации товаров широкого потребления используют в маркетинге? С чего начинается процесс товародвижения? Какие виды запасов принято называть резервами? Каковы основные функции маркетинговой логистики? Какие склады различают по срокам хранения грузов? Какие функции выполняют торговые представители? На какие группы подразделяются работники оптовой торговли? Чем характеризуются предприятия розничной торговли? Что представляют собой каналы распределения? Что представляет собой стимулирование сбыта? Каковы формы стимулирования конечных потребителей? Какие премии для стимулирования реализации продукции вам известны? |
9 | Стратегии маркетинга | Какие приоритеты называют стратегическими? Какие приоритеты называют конъюнктурными? Что понимают по стратегией в менеджменте и маркетинге? Что включает в себя понятие «стратегический маркетинг» и «операционный маркетинг»? Как соотносятся между собой цели в маркетинге? |
Практические занятия
Тема 1. Введение
Задание 1
Предыстория маркетинга в бывшем СССР: опыт «Дзинтарс» (Эволюция маркетинга в России)
Еще в начале 1989 г. генеральный директор производственном парфюмерно-косметического объединения «Дзинтарс» И. Герчиков дал интервью «Экономической газете». Он рассказал о первом опыте становления и организации маркетинга в советской промышленности. Не судите слишком строго приведенный ниже текст, — его язык явно не современен. Постарайтесь проникнуть в атмосферу того времени и оценить осуществлявшиеся тогда новации с учетом как сегодняшних взглядов, так и тогдашних условий хозяйствования.
Итак, слово директору.
- В основу работы нашей фирмы положен наиболее эффективный принцип сбыта товаров: сначала узнать, какой товар, с какими потребительскими свойствами, в каких количествах, в каких местах хочет приобретать потенциальный покупатель, а потом уже организовывать его производство с учетом, разумеется, и возможностей объединения. Иначе говоря, маркетинг обязывает постоянно учитывать запросы и вкусы потребителей, подлаживаться под них.
Хотя отдел маркетинга у нас создан недавно, но формировать саму систему мы начали много раньше, где-то в конце семидесятых годов. Уже тогда было начато систематическое исследование конъюнктуры рынка, постоянное анкетирование покупателей, работников оптовой и розничной торговли. Позже стали применять компьютеры для тестирования потребителей нашей продукции. Такая информация позволяет точнее регулировать процессы производства и сбыта, закладывать в новые изделия те качества, которые обеспечат им успех на рынке. На основе этих исследований разрабатываются и комплексные целевые программы, которые координируют все этапы производства продукции от разработки до оценки ее качества покупателем.
Изменились и наши подходы к рекламе. От отдельных рекламных объявлений мы перешли, если можно так сказать, к тотальной рекламе. По сути дела, теперь одна рекламная кампания сменяет другую. Для их проведения широко используются печать, радио, телевидение, международные выставки. Все чаще наша фирма выступает в роли спонсора мероприятий, привлекающих внимание многих людей (Олимпийские игры, международные космические полеты и др.). Все это позволяет нам формировать доверие покупателя не только к какому-то конкретному товару, а к самой фирме, ко всему, что она производит.
Пока специалисты по маркетингу — это энтузиасты своего дела. Есть среди них инженеры и технологи, программисты и художники. Но, поверьте, наша фирма в ущерб себе ничего не делает. Затраты, конечно, немалые и на рекламу и на другие составные части маркетинга. Но с другой стороны, неуклонно растет спрос на нашу продукцию как в стране, так и за рубежом. Растет и прибыль. При этом хочу еще раз подчеркнуть, что немало товаров по нашей инициативе было продано по ценам, которые ниже средних по стране на аналогичные товары.
Подготовка квалифицированных кадров для этой службы сегодня, пожалуй, самое слабое место. Пока учимся методом проб и ошибок.
Служба маркетинга на фирме «Дзинтарс», несомненно, будет развиваться и набирать опыт. Чем больше будет товаров на рынке, тем ее работа будет нужнее фирме. В перспективе окажется, что для успеха дела мало прогнозировать опрос, надо будет учиться, если хотите, формировать его, создавать опережающее видение облика новых товаров. Одним словом, придется учиться и производить только то, что хочет покупатель, то, что ему нужно.
Руководителям, которые хотят создать на своих предприятиях службы маркетинга, хочу посоветовать, чтобы они прежде всего не откладывали дело в долгий ящик. Чем быстрее будет создана такая служба, тем быстрее она приобретет необходимый опыт работы. Далее - не жалеть на маркетинг средств. Они окупятся.
Вопросы и задания
-
Как вы думаете, почему именно «Дзинтарс» практически первым в СССР стал делать шаги в направлении комплексного и серьезного использования потенциала маркетинга? -
Какие барьеры на этом пути явились наиболее серьезными? -
Что в опыте «Дзинтарс» остается актуальным для современных российских предприятий? -
В чем заметна несовременность содержания интервью, с какими утверждениями Вы не согласны? -
С каким опытом становления маркетинга на предприятиях и фирмах Вы знакомы, в чем он схож и чем отличается от опыта объединения «Дзинтарс»?
Задание 2
Проанализируйте ряд определений маркетинга, данных в отечественной литературе: