ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Прочитать главу 3. «Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций» в работе Е.П. Ильина «Эмоции и чувства», составить краткий конспект по одной из теорий, представленных в данной главе (на выбор студента).
Рефлекторные механизмы возникновения эмоциональных реакций. Эмоциональные реакции могут возникать как непроизвольно, так и произвольно. Непроизвольное возникновение их может быть безусловно-рефлекторным (например, эмоция испуга или эмоциональный тон ощущений) и условно-рефлекторным.
Американские психологии Дж. Уотсон и Р. Рейнор (Watson, Raynor, 1920) провели эксперимент по обусловливанию страха. Испытуемым был 11-месячный мальчик. Ему показали белую мышь, по отношению к которой он не проявил никаких признаков страха. Тогда экспериментаторы стали производить громкий лязгающий звук всякий раз, как мальчику показывали эту мышь. Из-за звука мальчик плакал и уползал прочь. После нескольких таких сочетаний ребенок начал пугаться и при появлении только одной мыши. А вскоре он стал бояться и других белых мохнатых объектов.
Этот эксперимент показывает, каким образом у человека возникают приобретенные страхи, проявляющие себя при попадании человека в бывшую для него когда-то травмогенную ситуацию.
Произвольный механизм появления эмоций связан, прежде всего, с оценкой человеком возможности и степени удовлетворения потребности. Эмоции могут явиться и результатом представления человеком тех или иных объектов, а также событий, как уже бывших, так и предстоящих (эмоциональный настрой и использование эмоциональной памяти).
Семинарско-практическое занятие №10
по теме «Воля»
II. Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем (письменно, можно с презентацией):
Психологические теории воли.
Воля – форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать цели, регулировать психические действия и процессы.
Активность личности реализуется в непроизвольных и произвольных действиях (направлена на цель).
Воля предполагает регулирование человеком своего поведения, торможения ради других стремлений и побуждений. Волевое поведение заключается в том, что человек осуществляет власть над собой, контролирует непроизвольные импульсы.
Физиологической основой воли является функция коры больших полушарий и подкорковых отделов. Кора больших полушарий выполняет тормозящую функцию. Волевое действие характеризуется осознанностью, целенаправленностью, волевое действие необходимо по внутренним или внешним причинам, волевое действие имеет исходный или проявляющийся при осуществлении дефицит побуждения или торможения, волевое действие в итоге обеспечивается дополнительным побуждением за счет функционирования определенных механизмов. Это способность человека, которая проявляется в саморегуляции им своего поведения и психических явлений.
Важная особенность воли- осознание свободы осуществления действия.
Волевое действие – этап производящего действия. Способность выбирать можно мотивами. Узнадзе – волевое действие – конкуренция мотивов и при этом подчинение одного из мотивов определенной ценностью, произвольное действие – выбор наилучшего способа осуществления, здесь не решается проблема ценностей.
Волевое поведение – дважды произвольное, по способу осуществления и по характеру мотивации.
Выготский: воля есть ВПФ (социальность, произвольность). Воля производит селекцию между мотивами – наличие альтернативы.
Теории воли:
Классификация:
1. Тетерономные – описывают волю через анализ других психических процессов, утверждают, что специфического предмета воли не существует. Теория воли Вундта, Герберта – через интеллектуальный процесс.
2. Автономные – воля – самостоятельная область исследования в психологии. Изучается в связи с вопросами: - волевое действие; - выбор мотивов и целей; - регуляция психических состояний, их процессов; - волевые качества личности.
Волевое действие характеризуется особенностями:
-
Сознательность -
Преодоление препятствия -
Отсутствие актуальной потребности -
Проблема выбора мотивов -
Отдаленные мотивы и цели
В автономном теоретическом направлении:
1. Мотивационный подход К.Левин, Выготский, Куль – волевые действия анализируются через ситуационные препятствия.
2. Подход свободного выбора. Философские взгляды Канта: свобода воли существует в возможности выбора; У.Джемс – выбор между потребностью сильно выражена социальная необходимость (хочешь спать, а надо работать).
3. Регулятивный. Основная особенность – обеспечивает продолжительность деятельности и направленность на достижение результата (Басов – не порождает действие, только регулирует), частично К.Леви.
III. Практические задания (выполняются письменно).
Подберите и опишите примеры проявления воли, волевых качеств личности, дайте их анализ (примеры можно подобрать из научной, художественной, биографической и пр. литературы, из фильмов и т.д.).
-
Шарлота Бронте «Джейн Эйр»
Роман «Джейн Эйр» - это история о красивой любви и девушке с очень сильным характером по имени Джейн Эйр, которая идёт по жизни, преодолевая все препятствия, сложности и удары судьбы, испытавшей безумную любовь и сумевшей прийти к счастью.
На протяжении всего произведения происходит становление характера Джейн. Начиная с первой встречи, когда она была 10-летней сиротой, героине приходится учиться собирать волю в кулак, терпеть боль и унижения, бороться. С детства Джейн в Гейтсхеде подвергалась эмоциональному и физическому насилию со стороны её тёти и двоюродных братьев.
Писательница изобразила жизнь и скитания бедной девушки Джен Эйр, историю её борьбы за свое достоинство на фоне различных слоев общества. Главная идея романа - идея равенства людей, право женщины на собственный жизненный выбор (эмансипация).
В произведении Бронте героиня противостоит целому миру, отстаивает свои интересы, не позволяет никому себя унижать, решать её судьбу, командовать ею, она сама решает, кем ей быть, где и с кем жить, кого любить или ненавидеть. В каждой фразе Джейн Эйр чувствуется протест, бунт против устоявшихся традиций, традиций угнетения женщины. Джейн Эйр – идеал сильной и независимой женщины, которая, несмотря на обстоятельства, борется за свои идеалы, счастье, свободу и независимость, проявляя настойчивость и решимость.
-
Рэй Брэдбери «451 градус по Фапенгейту»
Главный герой произведения — молодой человек по имени Гай Монтэг — пожарный. Однако, в том будущем, где царит полнейший тоталитаризм и которое описывает автор, пожарные не тушат пожары и не спасают людей из горящих зданий. Их основная цель — уничтожить всю литературу, до которой только можно дотянуться.
До сих пор Монтэг и не задумывался, зачем он делает это, пока не встретился с девушкой по имени Кларисса. Именно благодаря Клариссе Монтэг полностью изменил взгляды на свою жизнь и открыл для себя её новые стороны.
На протяжении романа, автор показывает, как главный герой переосмысливает свою деятельность и выбирает другой путь. Благодаря инициативности, решимости и смелости главный герой меняет свою жизнь, покидает свой город и выбирает новый путь, путь развития.
2. Объясните, какая функция воли проявляется в описанном ниже случае?
Дайте психологическое объяснение отмеченному факту. «Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что, если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом. Благополучно сажает его и... из самолета его выносят уже мертвым».
Задерживающая функция, не смотря на смертельную рану – летчик смог посадить самолёт и только потом умер.
3. Прочтите главы 7,8 «Волевые качества личности», «Характеристика отдельных волевых качеств» в работе Е.П. Ильина «Психология воли», составьте краткий конспект по одной из групп волевых качеств (на выбор студента): - Волевые качества, связанные с целеустремленностью. - Волевые качества, характеризующие самообладание. - Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества).
Выдержка. В бытовом сознании это качество отражается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. Нельзя не отметить, что это понимание более конкретно и содержательно, чем научные определения этого качества, даваемые в различных публикациях. По В. И. Селиванову, «выдержка — это способность и умение сознательно затормаживать импульсы, мешающие осуществлению цели. Выдержка в поведении человека проявляется в разных формах: в задержке моторной импульсивности; в сдерживании и подавлении ненужных в данный момент чувств, мыслей и привычек; в общем замедлении или ослаблении психических процессов и др. ... Выдержка является основой формирования самообладания — способности в любой ситуации владеть собой, контролировать свое поведение. Без выдержки нет дисциплинированности, организованности, самостоятельности и мужества как высшего проявления воли». В «Словаре по этике» выдержка определяется как моральное качество, в котором находят конкретное проявление определенные стороны самообладания. Выдержка включает в себя умение человека осуществлять контроль над своими чувствами, подчинять свои действия поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непредвиденные обстоятельства (настойчивость); способность преодолевать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от на' меченных задач (упорство); верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и лишениям, пассивному и активному противодействию и принуждению со стороны открытых врагов (стойкость); умение подавлять в себе раздражение, пессимистические или, наоборот, авантюристические настроения при столкновении с сопротивлением окружающих. В данном понимании выдержки отсутствует ее специфичность. У П. А. Рудика выдержка по существу означает терпеливость, так как этот автор определял ее как способность переносить большие напряжения, пре' одолевать чувство усталости, превозмогать боль.
В. К. Калин определяет выдержку как способность волевым усилием быстро затормаживать (замедлять, ослаблять) излишнюю активированность, сдерживать и подавлять ненужные в данный момент чувства, мысли и привычки.
Мною выдержка понимается как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т. е. подавлять сильные влечения, желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость; выдержка также обнаруживается в подавлении желания съесть то, что запретили врачи, закурить, когда рядом курят другие, если принято решение бросить курить, и т. п. По сути в этом качестве проявляется тормозная функция воли. Выдержку нельзя смешивать с эмоциональной невозбудимостью, внутренней невозмутимостью, бесчувственностью.
Семинарско-практическое занятие №11по теме «Общее представление о психических состояниях»
II. Выбрать и выполнить письменно: Прочитайте одну из глав работы Н.Д. Левитова «О психических состояниях человека» (на выбор студента). Выпишите тезисы.
ПРИЧИНЫПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Как и все явления психической жизни, психические состояния не спонтанны, но детерминированы прежде всего внешними воздействиями.
В возникновении психических состояний очень велика роль общественных условий. При капитализме с его культом частной собственности для представителей правящих кругов характерны такие психические состояния, как алчность, зависть, эгоистическая расчетливость, бессердечность, хищнические настроения. Эти состояния исчезают в социалистическом обществе и если имеют место в отдельных редких случаях, то лишь как пережитки прошлого.
На психические состояния влияют значительные факты общественной жизни. Великая Отечественная война вызвала у советских людей большой подъем патриотического настроения, состояние готовности всем жертвовать для победы над врагом.
Но и в пределах одной общественной формации у людей одной общественной направленности могут быть разные психические состояния, вызываемые фактами и явлениям, и объективной действительности.
Существуют объективно радостные и объективно печальные события. Изменчивость психических состояний человека зависит от изменчивости получаемых им жизненных впечатлений. В одних условиях человек скучает, в других — он, наоборот, так напряженно занят, что опасается, хватит ли у него времени на выполнение задуманного.
Влияет на психическое состояние человека и его физическое состояние. Начало заболевания часто связано с ухудшением психического состояния, сигнализирующего какие-то непорядки в организме. Зависимость психического состояния от физического хорошо иллюстрируется тем, как сильно влияет на психическое состояние человека недостаток сна— человека невыспавшегося, как говорится, тянет ко сну, и он проявляет или вялость и пассивность, или раздражительность, нервозность, или то и другое. Известно влияние алкоголя на психическое состояние человека. Под его влиянием самые кроткие люди становятся грубыми и нахальными, у молчаливых «развязываются языки». Алкоголь дезорганизует деятельность человека, сначала ослабляя тормозной процесс, а затем вызывая повышенную заторможенность, потребность в сне.