Файл: Тема занятия Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету. Самостоятельная учебная деятельность слушателей на занятии (4ч..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема занятия: «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету».
Самостоятельная учебная деятельность слушателей на занятии (4ч.): слушатели выполняют практическую работу№4 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету».

Требования к содержанию учебного занятия:

  1. Цели и задачи учебного занятия.

  2. Планируемые результаты обучения.

  3. Краткое учебное содержание.

  4. Виды организации учебной деятельности.

  5. Учебные задания для разных этапов учебного занятия.

  6. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.

Критерии оценивания: соответствие / несоответствие содержания учебного занятия предъявленным требованиям.

Оценка: зачет / незачет.

Содержательная часть к практической работе представлена в виде текстовых файлов, презентаций и методических видеоуроков по разным предметам.

Тема урока:«Голосеменные»

Класс: 5

Цель урока: сформировать у учащихся представление о голосеменных растениях. Задачи урока:

  1. познакомить учащихся со строениеми жизнедеятельностью голосеменных растений, дать сравнительную характеристику некоторым растениям класса Хвойные.

  2. развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; продолжить развитие умения самостоятельно работать с литературой, выделять и записывать главное.

  3.  формировать чуткое отношение к природе, умение видеть      прекрасное в окружающем нас мире, прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с живыми объектами.

Тип урока: комбинированный с лабораторной работой.

Материалы и оборудование:побеги, шишки сосны и ели, презентация по теме урока.

Планируемые результаты обучения: Предметные:научиться характеризовать особенности строения голосеменных как высших семенных растений; объяснять механизм образования семени у голосеменных растений; приводить доказательства преимущества семенного размножения перед споровым размножением.


Метапредметные УУД: Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Личностные УУД:формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о голосеменных как высших семенных растениях; умения эстетически воспринимать объекты природы; понимании необходимости охраны голосеменных растений и возможности личностного участия в этих мероприятиях.

Ход урока:

Изучение нового материала

Учитель: сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений. Их называют голосеменные. Мы должны познакомиться с характерными особенностями голосеменных, рассмотреть типичных представителей этой группы растений, видовое разнообразие, значение голосеменных.

Голосеменные- это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. В природе встречаются огромные, свыше 100м деревья, кустарники, но травянистых растений среди голосеменных растений нет.

У голосеменных растений хорошо выражены органы: - корень, - лист, - стебель.

Для размножения им служат не споры, а семена. Наличие семян создает этим растениям огромное преимущество перед споровыми растениями. В отличие от спор, семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищен от неблагоприятных условий. Свое название голосеменные получили потому, что их семена открыто лежат на поверхности чешуи шишек.

Расцвет голосеменных наблюдался 150 млн. лет назад. Из современных голосеменных наиболее известны хвойные – это:сосна,ель, лиственница,пихта, можжевельник.

Учащиеся получают задания: прочитать текст и ответить на вопросы, заполнив таблицу в тетради с печатной основой.


1 группа учащихся – текст «Сосна»

2 группа учащихся – текст «Ель»
Учитель:А теперь вам предстоит выполнить лабораторную работу.

«Строение хвои и шишек хвойных»

Учащиеся получают побеги, шишки сосны и ели.

Оборудование: побеги и шишки сосны, ели.

Ход работы:

1.Рассмотри хвою сосны, ели, укажи ее длину, окраску, расположение на стебле. Данные занеси в таблицу.

2.Рассмотри форму, размеры, окраску шишек сосны, ели. Данные занеси в таблицу.


 

Хвоя

Шишка

Растения

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Размер

Форма чешуй

Сосна

 

 

 

 

 

Ель

 

 

 

 

 


Учитель: сделайте вывод, закончив предложение.

Сосну и ель относят к голосеменным потому, что…

По окончании работы учащимся предлагается ответить на вопросы:

  1. Чем отличается хвоя сосны от хвои ели?

  2. Как располагаются хвоинки на побегах?

  3. Как вы думаете, мы рассматривали мужские или женские шишки?

  4. Какой вывод вы сделали?


Учитель: теперь познакомимся с многообразием голосеменных.

Учащиеся получают задания: прочитать текст и ответить на вопросы, заполнив таблицу в тетради.

1 вариант – текст «Пихта»

2 вариант – текст «Кедр»

3 вариант – текст «Лиственница»
Учитель: какое значение имеют голосеменные в природе и жизни человека?

(примерные ответы )

- Создают органические вещества при фотосинтезе, выделяют кислород.

- Древесину используют в строительстве и как поделочный материал.

- Из древесины ели изготавливают бумагу, из древесины сосны- искусственные волокна.

- Семена кедровой сосны используют в пищу.

- Используют смолу хвойных растений, получая живицу, скипидар, канифоль.
Закрепление изученного материала.

Учитель организует фронтальную беседу с учащимися:


  1. Какие растения относят к голосеменным?

  2. Почему голосеменные растения получили свое название?

  3. Что характерно для хвойных голосеменных растений?

  4. В чем основное отличие семенных растений от споровых растений?

  5. Почему в лесу нижние ветви у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?

  6. В молодом светлом лесу между березами и осинами посадили ели. Через 20

лет березы и осины исчезли, а на их месте появился темный хвойный лес. Почему

так произошло?

  1. Установлено, что буреломы вырывают ели с корнем, а сосны только ломают. Почему?

Учитель: теперь поработаем с сигнальными карточками. Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаем зеленую карточку. Если нет – красную.

  1. Для размножения голосеменным растениям служат споры (нет)

  2. У хвойных растений листья представлены хвоинками (да)

  3. У лиственницы хвоя живет на побегах 2-3 года (нет)

  4. Семена хвойных растений распространяются с помощью ветра (да)

  5. Хвойные растения выделяют фитонциды (да)

  6. Среди голосеменных растений преобладают травы (нет)

Подведение итогов. Учитель организует рефлексивную деятельность. Учитель организуют диалог с учащимися:

  1. С каким отделом растений мы познакомились на сегодняшнем уроке?

  2. Что нового вы узнали о голосеменных растениях?

Подходит к концу наш урок. Давайте составим букет настроения. У вас на партах лежат цветки красного, синего и желтого цвета. Если вам было интересно на уроке, то выходя из классной комнаты, поставьте в вазу красный цветок. Если вы считаете, что урок прошел обычно, поставьте цветок желтого цвета. Ну а те, кому было скучно и не интересно – поставьте цветок синего цвета.

Домашнее задание.

В учебнике изучить §16 «Голосеменные». Ответить на вопросы в конце параграфа; составить кроссворд по теме «Хвойные растения нашего края».