Файл: Самостоятельная работа Тема Создание специальных образовательных условий для дошкольников с овз обучающийся Рубцова Я. Л.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная

организация «Национальный социально-педагогический колледж»


Программа 44.02.01 «Дошкольное образование»

Теория и методика инклюзивного образования


Самостоятельная работа:

Тема 4.3. Создание специальных образовательных условий для дошкольников с ОВЗ

Выполнил:

Обучающийся

Рубцова Я.Л.

Группа 34 ДО-11/20АИ-4

Преподаватель:

Александрова Марина Олеговна

Пермь - 2023

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Задание 1. Подберите игры и игровые средства для развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста (не менее 10)

ОТВЕТ:

Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ

Ведущая роль в познании принадлежит восприятию. Оно позволяет получать первоначальные сведения о предметах, явлениях действительности, их разнообразных внешних качествах, создает их образы. Особо велико значение восприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Еще Л. С. Выготский говорил, что «речь не может развиваться без развития восприятия, ребенок может говорить и мыслить только воспринимая». Зачастую у детей с ограниченными возможностями здоровья зрительное восприятие отстает в своем развитии от нормы.

Восприятие – это способность интерпретировать информацию, которую различные органы чувств получают из ближайшего окружения. Эта способность интерпретировать информацию зависит от конкретных когнитивных процессов и предшествующих знаний.

Как и все когнитивные способности, зрительное восприятие можно тренировать и улучшать. Ряд упражнений и игр, предложенных в данной статье, могут помочь тренировать эту способность.

Проводя коррекционную работу в этом направлении, необходимо использовать различные методы и приемы развития зрительного восприятия детей, например:

Прием демонстрации объекта. Для детей с нарушением зрения при использовании данного приема должен соблюдаться ряд требований: демонстрация на контрастном фоне, статичность объекта, использование указки и алгоритма обследования (весь объект, основные элементы, мелкие детали). Используется с целью ознакомления с объектом, а также с целью организации последовательного зрительного обследования.


Прием показа способа решения задачи, способа действия, способа выполнения задачи.

Прием использования зрительного образца. Достаточно важный прием, так как у детей с нарушением зрения, зрительные образы не точны и быстро распадаются. Образец помогает восстановить образ.

Использование наглядного материала и пособий. Важность использования данного приема в том, что зрительное восприятие — это непосредственное отражение, поэтому для обеспечения зрительной нагрузки с целью развития процесса зрительного восприятия педагог использует разнообразный визуальный наглядный материал. Подбираемый материал должен быть доступен для зрительного анализа, с его помощью должно осуществляться решение задач коррекционной работы. Так же по своему содержанию и исполнению материал должен быть привлекательным и интересным для детей.

В зависимости от этапа обучения необходимо подбирать задания, ориентируюсь не только на их содержание, но и на возможный характер решения их ребенком.

Ниже представлены игры и упражнения с помощью которых вы сможете самостоятельно начать коррекционную работу над данной проблемой с вашим ребенком или небольшой группой детей. Данные игры простые и эффективные, доступные и понятные.

Игры и упражнения для развития зрительного восприятия

Найди сходства и различия.

Суть игры в рассматривании и назывании реальных предметов, выделении в них главных и второстепенных деталей, поиске в предметах черт сходства и различия. Ведущий дает ребенку инструкцию: «Назови все красное (круглое, деревянное...)». Ребенок перечисляет окружающие предметы по названому признаку. По ходу игры ведущий задает основание для выделения в окружающих предметах того или иного признака. Повторять уже названные предметы нельзя. Игра проходит несколько циклов, каждый из которых начинается тогда, когда будут названы все окружающие ребенка предметы, соответствующие названному признаку.

Одинаковые по форме.

Перед началом игры выбирают ведущего, и каждый участник получает набор геометрических фигур. Ведущий выкладывает любую фигурку, а остальные должны выложить из имеющегося у них набора фигуру, имеющую ту же Форму. Если кто-то ошибается, ведущий вручает ему штрафную карточку. Игра продолжается до тех пор, пока будет возможен следующий ход. Проигрывает тот, у кого будет больше всех штрафных карточек.



Аналогично организуется игра «Одинаковые по цвету».

Рассели жильцов.

Перед началом игры рисуется многоэтажный дом (или дается готовая схема), где видны этажи, квартиры. Дается также и набор геометрических фигур, каждую из которых следует поселить на «своем» этаже и в «своей» квартире. Признак, определяющий принцип размещения фигур на этажах, может быть выбран на усмотрение ребенка (форма, цвет, материал, из которого он сделан, и т.д.).

Отгадай признак.

Взрослый берет по своему выбору два предмета, имеющие один общий Признак, ребенок должен назвать этот признак, затем они меняются ролями и т.д.


Чем похожи? Чем отличаются?

Перед началом игры взрослый подбирает пары предметов так, чтобы между ними возможно было установить некоторое число черт как сходства, так и различия. В ходе игры эти пары последовательно предъявляются ребенку, а за каждый правильно указанный им признак сходства или отличия. Начисляется поощрительный балл, в конце игры подводится итог.

Разноцветные пуговицы.

Название игры условно, так как пуговицы отличаются друг от друга не только по цвету, но и форме, количеству отверстий для пришивания, наличию или отсутствию «ножки» и др. Взрослый предлагает ребенку в ходе игры разделить собранную совместными усилиями богатую «коллекцию» пуговиц сначала на две группы – подходящие к подходящим, потом – на три, четыре и т.д. Каждый раз после того, как выполняется задание, необходимо обсудить с ним основание выделения групп и оценить соответствие результата группировки выбранному основанию.

Найди в мешочке.

В «чудесном» мешочке находится некоторое количество предметов, которые можно объединить в группы (например, игрушечные машинки, муляжи фруктов, овощей и др.) Ребенок по очереди достает из мешочка предметы и объединяет их в группы – подходящие к подходящим. Для того чтобы это было сделано правильно, в начале игры необходимо несколько предметов по очереди достать, положить на стол и внимательно рассмотреть, наметив тем самым возможные принципы объединения их в группы. Задача взрослого: корректировать (но не прямым вмешательством, а с помощью наводящих вопросов) действия игрока с тем, чтобы группы были сформированы с опорой на существенные признаки предметов.

Найди одинаковые множества.

Игровой материал для этой игры – коллекция почтовых открыток. Участники игры получают игровое задание – найти «парные» открытки, т.е. те, на которых было бы нарисовано одинаковое число предметов. Выигрывает тот, кто составит таких пар открыток больше других игроков.


Найди отличия.

Для проведения этой игры заранее готовится альбом игровых заданий, на каждой странице которого располагается по два рисунка с изображением листьев (или плодов, цветов, ягод и т.д.). В каждой паре один рисунок отличается от другого лишь одним каким-либо признаком, который и должен быть замечен детьми при их рассматривании. Выигрывает тот, кто заметит больше других отличий в изображениях.

Заплатки.

В этой игре ребенку предлагается «починить» коврики с несложным узором, выбрав необходимую «заплатку» среди предложенных. Игровая задача может быть значительно усложнена в том случае, если ребенку будет предложено правильно подобрать утраченные фрагменты к сюжетным картинкам самостоятельно с помощью карандашей.
Задание 2. Подберите игры и упражнения для развития слухового восприятия детей дошкольного возраста (не менее 10)

ОТВЕТ:

Игры и игровые упражнения

1. “Оркестр”, “Что звучит?”

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

1 вариант. Педагог воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.)Дети прослушав воспроизводят звучание, “Поиграй, как я”.

2 вариант. У педагога большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно педагогпоказывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.

2. “Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

1 вариант Дети закрывает глаза. Педагог тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.

3. “Найди пару”, “Тихо – громко”

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.

1 вариант. У педагога звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.

2 вариант. Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Педагога стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.


4. “Найди картинку”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Игра может проводиться в двух вариантах:

а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,

б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).

5. “Хлопки”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Педагог сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

6. “Запомни слова”.

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Педагог называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов даются картинки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительного подкрепления.

7. “Угадай, кто сказал”.

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

Детей предварительно знакомят со сказкой. Затем Педагог произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Дети поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

8. «ПОХЛОПАЕМ»

Оборудование: бубен, большой экран или ширма.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно.

Ход игры

Игра проводится аналогично описанным выше. В ответ на удары по бубну дети хлопают в ладоши перед грудью (педагог стимулирует их сопровождать хлопки произнесением слогов папапа или татата (как могут), а после их прекращения опускают руки.

9. «РАЗБУДИМ КУКЛУ»

Цель: развивать внимание детей к звукам окружающего мира.

Оборудование: кукла, часы будильник, пылесос, телефон, картинки с подписями ЧАСЫ, ПЫЛЕСОС, ТЕЛЕФОН.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, Кукла (...) спит, Кукла (...) не спит, ЧАСЫ, ПЫЛЕСОС, ТЕЛЕФОН.