Файл: Курс лекций дисциплины Безопасность жизнедеятельности Для специальностей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 396
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
СПб ГБПОУ «Петровский колледж»
методичаское пособие
Курс лекций дисциплины
Безопасность жизнедеятельности
Для специальностей:
Компьютерные системы и комплексы 09.02.01; Сварочное производство 22.06.06; Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий 08.02.09; Технология машиностроения 15.02.08; Техническое регулирование и управление качеством 27.02.02; Программирование в компьютерных системах 09.02.03;Стилистика и искусство визажа 43.02.03; Специалист страхового дела 38.02.02; Банковское дело 38.02.07; Правоохранительная деятельность 40.02.02; Право и организация социального обеспечения 40.02.01; Реклама 42.02.01; Дизайн в промышленности 54.02.01; Туризм 43.02.10; Парикмахерское исскуство 43.02.02; Информационные системы и программирование, квалификация Разработчик веб и мультимедийных приложений 09.02.07; Cудостроение 26.02.02.
среднего профессионального образования
Санкт-Петербург
2019г.
ОДОБРЕНА Предметной цикловой методической Комиссией Протокол № | Составлена в соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) соответствии с ФГОС |
| |
ОДОБРЕНА
Методическим советом
Петровского колледжа
Протокол №
Методическое пособие курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на основе программы подготовки специалистов среднего звена – ППССЗ в соответствии с ФГОС. Представленные лекции, способствуют закреплению знаний, приобретенных на занятиях, прививают умение получать необходимые данные с помощью учебной литературы. Лекции предназначены для самостоятельной и аудиторной работы учащихся.
Разработчик:
А.А. Медников, преподаватель БЖ.
Пояснительная записка
Уважаемые студенты, данный курс лекций предназначен для организации вашей самостоятельной и аудиторной работы в процессе обучения и контроля знаний преподавателем. Информация, приведенная в методическом пособии, развивает мышление, способствуют закреплению материала, изученного на теоретических занятиях, позволяют применять эти знания в жизни, прививают умение самостоятельно получать необходимые сведения с помощью учебной литературы.
Цели работы:
Организация познавательной деятельности во время самостоятельных и аудиторных занятий, в которых обозначается содержание дисциплины, ее проблематика и практическая значимость, студентам выдается методическое пособие. Тематика работы определяется преподавателем и должна иметь профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов безопасности и будущей профессиональной деятельности выпускника, т.е. иметь системно - деятельностную направленность. Тематическая направленность должнатребовать активной творческой и познавательной работы.
Содержание
Безопасность жизнедеятельности
Раздел 1 Государственная безопасность Российской Федерации
Тема1 Национальная безопасность
Занятие 1.1 Основные угрозы безопасности
Занятие 1.2 Кибербезопасность
Занятие 1.3 Понятие терроризма
Занятие 1.4 Противодействие терроризму
Раздел II Основы военной службы в вооруженных силах Российской Федерации
Тема 1 Верность отечеству
Занятие 1.1 Военная история
Занятие 1.2 Дни воинской славы
Занятие 1.3 Символы воинской чести и ритуалы
Занятие 1.4 История военно-патриотического воспитания
Занятие 1.5 Воинский коллектив
Тема 2 Порядок призыва на военную службу
Занятие 2.1 Воинская обязанность
Занятие 2.2 Организация вооруженных сил
Занятие. 2.3 Альтернативная гражданская служба и пребывание в запасе
Тема 3 Прохождение военной службы
Занятие 3.1 Размещение и быт
Занятие 3.2 Распорядок дня
Занятие 3.3 Дисциплина
Занятие 3.4 Основные положения строевого устава
Занятие 3.5 Выполнение строевых приемов на месте и в движении
Тема 4 Огневая подготовка.
Занятие 4.1 Техника безопасности. Назначение, состав и принцип работы автомата АК-74.
Занятие 4.2 Выполнение начального упражнения № 1 из автомата.
Занятие 4.3 Выполнение начального упражнения № 3 из автомата.
Занятие 4.4 Выполнение контрольного упражнения из автомата.
Занятие 4.5 Стрельба из ПВ
Занятие 4.6 Минно-взрывные устройства
Тема 5 Состав вооруженных сил
Занятие 5.1 Сухопутные войска
Занятие 5.2 Воздушно-космические силы
Занятие 5.3 Военно-морской флот
Занятие 5.4 Ракетные войска стратегического назначения и воздушно десантные войска
Тема 6 Современных средства поражения
Занятие 6.1 Ядерное оружие
Занятие 6.2 Химическое и биологическое оружие
Занятие 6.3 Высокоточное оружие
Занятие 6.4 Нормативы№ 1,2,4а,4б,8.
Занятие 6.5 Технические средства РХБ разведки и контроля
Раздел 3 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
Тема 1 МЧС
Занятие 1.1 История развития
Занятие 1.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Гражданская оборона
Занятие 1.3 Устойчивость объектов экономики
Занятие 1.4 Мероприятия по защите населения
Тема2 Выживание в чрезвычайных ситуациях
Занятие 2.1 Бытовая и производственные пожаробезопасность
Занятие 2.2 Самооборона
Занятие 2.3 Автономное выживание
Тема 3 Охрана здоровья
Занятие 3.1 Организм как единая биологическая система
Занятие 3.2 Правильное питание
Занятие 3.3 Закаливание
Занятие 3.4 Виды ранений
Занятие 3.5 Принципы оказания первой помощи
Безопасность жизнедеятельности Форма занятия_________ | Число | Месяц | Год |
| | |
Безопасность жизнедеятельности –это область научных знаний изучающая опасности и способы защиты от них.
Биосфера это (от греч. bios жизнь и sphaira шар: Зюсс, 1875; Вернадский, 1926) четвертая оболочка Земли, содержащая все живые организмы и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этимиорганизмами, область существования живых организмов на Земле
Техносфера(от греч. techne искусство, мастерство и sphaira шар, сфера), 1) часть биосферы, преобразованнаялюдьми с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств (научнотехнической революции) вцелях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человечества.
Безопасность состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
Производственная среда совокупность физических, химических, биологических и социальных факторов, воздействующих на человека впроцессе его трудовой деятельности.
Бытовая среда среда
– это совокупность условий и факторов, позволяющих человеку на территории населенных мест осуществлять свою непроизводственную деятельность.
Социальная среда совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение
Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.
Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Это делается в ходе специальных медико-биологических исследований. Соблюдение предельно допустимых значений создает безопасные условия жизнедеятельности.
Аксиома 2. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы.
Опасности возникают при наличии дефектов, неисправностей, неправильной эксплуатации технических систем, а также наличия отходов.
ЧАЭС является ярким примером.
Аксиома 3. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени.
Травмоопасные факторы дейтсвуют как правило кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве.
Вредные факторы обычно проявляются в течение длительного времени, воздействуя на человека и окружающую среду.
Аксиома 4. Техногенные опасности оказывают негативное влияние на человека, окружающую среду и элементы техносферы одновременно.
Аксиома 5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды.
Аксиома 6. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, применением способов защиты.
Аксиома 7. Показатели комфортности процесса жизнедеятельности взаимосвязаны с видами деятельности и отдыха человека.
Аксиома 8. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них - необходимее условие достижения безопасности жизнедеятельности.
Основная аксиома(постулат) БЖД: любая человеческая деятельность потенциально опасна.Знание аксиом позволит нам своевременно выявлять и устранять причины ЧС, несчастных случаев или профессиональных заболеваний.
Пирамида потребностей человека по А. Маслоу (1908-1970), первоначально занимался изучением социального поведения приматов, а в последствии стал основоположником теории мотивации.
1. Физиологические потребности включают еду, питье, особь другого пола и др.;
2. Потребности безопасности: защита жизни, сохранение здоровья, собственности и др. Приобретение чувства уверенности, стабильности, преодолении страха и т.д. Человеку не до общения и самоуважения, если он не чувствует себя достаточно защищенным;
3. Потребности в социальном общении и любви к семье, к каким-то коллективам и группам, клубу, человек хочет почувствовать себя нужным, важно, чтобы его навыки, достижения и в целом он сам были нужны.
4. Потребность в самоуважении. Человек демонстрирует это окружающим, делая дорогие покупки (косметику, спортивные автомобили, модную одежду, товары, связанные с подержанием имиджа.
5.Потребность в самоактуализации, что тесно связано с самореализацией, развитием личности, достижением цели и стремлением к совершенству. Человек делает то, к чему, как ему кажется, он призван.
Основные негативные факторы современных сред обитания человека:
1.По происхождению:
естественные (кинетическая энергия ветра и водной стихии, высвобождающаяся энергия напряжений земной коры, термическая энергия вулканов)
антропогенные (связаны с появлением человеческого общества и его хозяйственной деятельности; общей главной причиной реализации антропогенных НФ с самого начала был неконтролируемый выход энергии)
2.По природе воздействия:
а)физические (определяющим признаком является вид энергии (например, механической, тепловой или электромагнитной).
-основные неблагоприятные характеристики воздушной среды и освещенности;
-механические факторы, включающие воздействие движущихся машин и механизмов, вибрации и ускорения;
-акустические факторы (инфразвук, шум и ультразвук);
-большой перечень электромагнитных излучений (ультрафиолетовая и инфракрасная радиация, высоко- и сверхвысокочастотные излучения, ионизирующая радиация, лазерное излучение и т.д.).
б)химические (определяется химической структурой вещества).
-отклонения в естественном составе воздуха (слишком низкие или слишком высокие уровни парциального давления О2, и т.п.),
-запылённость и загазованность воздуха.
в)биологические
-прямое воздействие живых организмов: повреждения от животных, пресмыкающихся и насекомых,