Файл: Курс лекций дисциплины Безопасность жизнедеятельности Для специальностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 406

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-воздействие продуктов жизнедеятельности (например пыльцы) и биотехнологических производств. Последние, в частности, являются одним из основных источников аллергенов, т.е. веществ, вызывающих аллергические реакции и заболевания (например, бронхиальную астму или экзему).

г)психофизиологические (связана с трудовой деятельностью человека, т.е. это такие НФ, которые создают высокие уровни физических и нервно-психологических нагрузок и обусловленную ими степень тяжести и напряженности труда).

3.По характеру воздействия

активные, воздействующие собственной энергией (например движущиеся машины и механизмы, разрушающиеся конструкции, термические и электрические факторы)

пассивные, активизирующиеся за счёт энергии, носителем которой является сам человек (например, острые колющие и режущие предметы, неровности поверхности и т.д.).

4.По последствиям воздействия на человека

опасные (негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу)

вредные (негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию)

Перечислите основные ценности жизни человека: Благо, патриотизм, семья, самоограничение, ответственность, солидарность, свобода справедливость.

Основные цели и задачи БЖД как науки:

1.Обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в их жизни

2.Защита человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни

3.Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для высшей работоспособности и продуктивности

Перечислите основные цели и задачи БЖД как учебной дисциплины:

-формирование мировоззрения и воспитание социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности

-освоение теоретических, организационно-правовых и методических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности.

-приобретение знаний по идентификации опасностей в различных условиях жизни и деятельности человека и выработка практических навыков в принятии решений по защите населения и материальных ценностей от воздействия негативных факторов среды обитания и ликвидации их последствий

- обучение безопасности жизнедеятельности призвано развивать потребность в расширении и постоянном углублении знаний по проблемам обеспечения БЖД в современных условиях


1.Опасности бытовой среды:

Первый уровень. 

Система сооружений и городских пространств, образующих единый градостроительный комплекс – жилой район (улицы, дворы, парки, школы, центры общественного обслуживания).

Второй уровень

Элементы системы здесь выступают отдельные градостроительные комплексы, в которых реализуются трудовые, потребительские и рекреационные связи населения, единицей «городского организма» может служить определенный регион города, критерием целостности системы этого типа связей является замкнутый цикл «труд – быт – отдых»

Третий уровень.

На этом уровне отдельные регионы города выступают как элементы, сравнимые между собой по качеству жилой среды, приспособление человеческого организма к жилой среде в условиях крупного города не может быть беспредельным, основной чертой всех неблагоприятных воздействий жилой среды на здоровье человека является их комплексность.

Факторы жилой среды по степени опасности могут быть разделены на две основные группы:

-факторы, которые являются действительными причинами заболеваний (асбест, формальдегид, аллергены, бензапирен)

-факторы, способствующие развитию заболеваний, вызываемые другими причинами (химическое, микробное, пылевое загрязнение воздуха помещений)

Основные источники загрязнения воздушной среды помещения условно подразделяются на четыре группы:

1.Вещества, поступающие в помещение с загрязненным атмосферным воздухом

2.Продукты деструкции полимерных материалов

3.Антропотоксины

4.Продукты сгорания бытового газа и бытовой деятельности

В процессе жизнедеятельности человек выделяет примерно 400 химических соединений.

II класс опасности – высокоопасные вещества: диметиламин, сероводород, двуокись азота, окись этилена, бензол

III класс опасности – малоопасные вещества: уксусная кислота, фенол, метилстирол, толуол, метанол, винилацетат.

2. Опасности социальной среды:

Опасности социального характера — это неблагоприятные процессы и явления, возникающие между людьми в обществе, и представляющие угрозу для жизни и здоровья людей, их имущества, прав и законных интересов.

Виды социальных опасностей:
политические: терроризм; экстремизм; сепаратизм; национализм; геноцид; шовинизм и др.;
экономические: безработица; бедность; незаконная миграция; конфликты в сфере услуг и др.;
демографические:

перенаселение планеты; нарушение воспроизводства населения; социальные болезни (ВИЧ/СПИД, туберкулез);
семейные, бытовые: насилие в семье; безнадзорность; наркомания; алкоголизм; проституция; сектантство и др.
Возможна иная классификация социальных опасностей по другим признакам:
1.По природе:

–связанные с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство, вымогательство и др.);
–связанные с физическим насилием (разбой, бандитизм, террор, изнасилование, заложничество и др.);
–связанные с употреблением и распространением психоактивных веществ (наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение);
–связанные с болезнями, передающимися преимущественно половым путем(ВИЧ-инфекция, вензаболевания и др.);

–ситуации, связанные с опасностью суицида;

2.По масштабу:
– локальные;
– региональные;
– глобальные;
3.По половозрастному признаку — характерные для:
– детей;
– молодежи;
– женщин;
– мужчин;
– пожилых людей;
4.По организации:
–случайные;
–преднамеренные.

3.Опасности производственной среды:

Техногенные опасности — это опасности, связанные с техническими объектами. Научно-технический прогресс не только способствовал повышению производительности труда, качества техники, но и привел к появлению большого количества опасностей техногенного характера для человека и цивилизации в целом.

Глобальные проблемы человечества:

1.Сохранение мира любая современная крупномасштабная война с применением оружия массового поражения способна привести к уничтожению целых стран и даже континентов, необратимой мировой экологической катастрофе, а на территории промышленно развитых стран к таким последствиям может привести даже война с применением обычного оружия. 

Причины возникновения проблемы:

-появление в конце 20-го века оружия массового поражения и его распространение по планете;

-огромные накопленные мировые запасы современного оружия, способные многократно уничтожить все население планеты;

-постоянный рост военных расходов;

-постоянный рост масштабов торговли оружием;

-усиление неравномерности в уровне социально-экономического развития между развивающимися и развитыми странами, обострение энерго-сырьевой, территориальной и других проблем, приводящих к повышению возможности возникновения межгосударственных конфликтов и др.


Пути решения проблемы:

-комплексный подход к проблеме разоружения (подключение большего количества стран к договорам об ограничении или уничтожении вооружений;

-поэтапная ликвидация ОМП и др.);

-демилитаризация экономики стран (конверсия военно-промышленного комплекса);

-строгий международный контроль за нераспространением оружия массового поражения;

-уменьшение напряженности межгосударственных конфликтов политическими мерами;

-сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития стран, решение продовольственной и других проблем.  

Примеры и цифры: по расчетам специалистов в ходе войн погибло: 17 век – 3,3 млн. чел, 18 век – 5,4 млн, 19 век – 5,7 млн., 1-я мировая война – 20 млн, 2-я мировая война – 50 млн; мировые военные расходы превышают доходы всей беднейшей половины человечества и составляют более 700 млрд долларов в год; это значительно больше, чем военные расходы в годы второй мировой войны; военные расходы США на 2004 год – 400 млрд долларов; торговля оружием ныне достигает 25 – 30 млрд долл. в год; ведущие поставщики оружия — США, Великобритания, Франция, Россия; расходы на импорт вооружения и техники в развивающихся странах превышают расходы на импорт всех других товаров, включая продовольствие. 

2.Экология  

-изменение климата Земли;

-разрушение озонового слоя;

-трансграничный перенос вредных примесей и загрязнение воздушного бассейна;

-истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;

-оскудение биологического разнообразия;

-загрязнение земель, разрушение почвенного покрова.

3.Альтернативные источники энергии

Экологически чистые, возобновляемые ресурсы, при преобразовании которых, человек получает электрическую и тепловую энергию, используемую для своих нужд. К таким источникам относятся энергия ветра и солнца, воды рек и морей, тепло поверхности земли, а также биотопливо, получаемое из биологической массы животного и растительного происхождения. Когда запасы традиционных источников энергии, таких как нефть, газ и уголь, неумолимо уменьшаются и их стоимость достаточно высока, а использование приводит к образованию парникового эффекта на планете, все большее количество стран в своей энергетической политике, обращают свои взоры в сторону альтернативных источников энергии.

4.Демография

-стремительный прирост населения (перенаселение территорий) в развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки (свыше 80% по одним оценкам и около 95% по другим оценкам), для которых характерна низкая пространственная экономика;


-в большинстве стран Третьего мира отсутствует система контроля прироста населения и внятная демографическая политика;

-старение и депопуляция вследствие суженного воспроизводства населения (демографический кризис) в промышленно развитых странах, прежде всего, Западной Европы;

-неравномерность прироста населения в мировом масштабе;

-характерный в целом для планеты тип воспроизводства населения, когда снижение смертности не сопровождается соответствующим сокращением рождаемости.

5.Бедность

Невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Различают следующие виды уровней бедности:

-национальный;

-международный.

Национальный уровень бедности — это доля населения, живущего ниже национальной черты бедности. В большинстве стран мира, и в том числе в России, под национальной чертой бедности понимается доход ниже прожиточного минимума, т.е. не позволяющий покрывать стоимость потребительной корзины — набора самых необходимых по меркам данной страны в данный период времени товаров и услуг. Во многих развитых государствах бедными считаются люди с доходом в размере 40-50% от среднего дохода по стране.

Международный уровень бедности — это доход, обеспечивающий потребление менее чем на 2 долл. в день по ППС. Определяют также международный уровень чрезвычайной бедности (или иначе — сверхбедности) — доход, обеспечивающий потребление менее чем на 1 долл. в день. Это, по сути, предельный уровень бедности с точки зрения выживания человека.

Распространение бедности

По оценкам Всемирного банка, общее количество бедных, т.е. живущих менее чем на 2 долл. в день, составляет в мире 2,5-3 млрд человек. В том числе общее количество людей, живущих в чрезвычайной бедности (менее чем на 1 долл. в день) — 1-1,2 млрд чел. Иными словами, 40-48% населения мира — бедные, а 16-19% — сверхбедные.

Две трети бедноты мира по-прежнему проживает в Восточной и Южной Азии и одна четверть — в Африке южнее Сахары. Большая часть бедного населения сосредоточена в сельских районах развивающихся государств.