Файл: Сущность и роль коммерческой деятельности в социально экономическом развитии общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие №1 по теме 1.1. «Методологические основы коммерческой деятельности.

Семинар на тему: «Сущность и роль коммерческой деятельности в социально - экономическом развитии общества».

Цель: закрепление, углубление и расширение знаний обучающихся о сущности, функциях и роли коммерции в экономике

Задание:

Обучающимся предлагается обсудить на семинарском занятии основные понятия и сущность коммерческой деятельности. Изучив соответствующие параграфы базового учебника, ответить на контрольные вопросы по теме 1:

  • Какое место занимает дисциплина в системе экономических наук?

  • Каково экономическое содержание категорий «коммерция», «бизнес», «торговля»? Что общего в этих понятийных категориях?

  • Каковы экономические предпосылки развития коммерции в России.

Дайте определение коммерческой деятельности.

  • Раскройте понятие «инфраструктура коммерческой деятельности».

  • Перечислите основные функции и принципы коммерческой деятельности.

  • Приведите примеры инноваций в коммерции

  • Охарактеризуйте место коммерции в воспроизводственном процессе национальной экономики.

  • Объясните, в чем состоит специфика осуществления коммерческой деятельности в сфере торговли. Можно ли сочетать коммерческие интересы производителя и коммерсанта?

  • Каким образом, на ваш взгляд, факторы внешней среды в России оказывают влияние на соблюдение этических норм в коммерческом предпринимательстве? В чем заключается деловой этикет и культура коммерсанта?

  • Раскройте особенности поведения потребителей в условиях влияния факторов внешней среды на коммерческую деятельность.

  • Какие факторами влияют на развитие коммерческой деятельности в России?

  • С помощью каких методов и средств осуществляется государственное регулирование коммерческой деятельности? Назовите основополагающие нормативно-правовые документы

  • Проанализируйте и оцените влияние инновационных технологий на развитие бизнес-процессов

Темы докладов с презентацией к теме 1.1.:


  1. Структура коммерческой деятельности торгового предприятия при взаимодействии с внешней средой

  2. Емкость и конъюнктура рынка и их влияние на организацию коммерческой деятельности субъектов рынка

  3. Принципы и закономерности взаимодействия основных элементов коммерческой деятельности

  4. Исследование структуры потребительских расходов домашних хозяйств как субъектов потребительского рынка

  5. Методы государственного регулирования коммерческой деятельности

  6. Анализ структуры ВВП по видам экономической деятельности (в том числе, оптовая и розничная сфера)

  7. Анализ развития РТС (на выбор)

  8. Инновации в торговле

  9. Известные коммерсанты 20-21 века




Ожидаемый результат: приобретение студентами умений самостоятельного поиска, обобщения и анализа информации о коммерческих процессах, формирование навыков выступать, мыслить логически, аргументировано излагать свою точку зрения в рамках обсуждаемых вопросов, умение критически оценивать выступления остальных участников и развивать культуру ведения дискуссии в процессе поиска путей решений по методологическим основам организации коммерческой деятельности.

Предметы

Оценивания

Показатели

Оценки

Критерии оценки показателей

Шкала оценивания (баллы)

Умение понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии (ОК1)


Знание и толкование основных категорий, понятий, связанных с методологическими основами коммерческой деятельности (понятийный аппарат).


Ответ на вопрос подтверждает знание теоретических основ организации коммерческой деятельности; продемонстрированы навыки продуктивной командной работы.

Понимание сущности коммерческой деятельности и ее месте в экономическом развитии общества



«10» - доклад выполнен в соответствии с заявленной темой, презентация легко читаема и ясна для понимания, грамотное использование терминологии, свободное изложение рассматриваемых проблем, самостоятельный анализ с иллюстрацией примеров, логичность и обоснованность выводов, обобщающих авторскую позицию, докладчик правильно ответил на все вопросы в ходе дискуссии;

«9-8» - доклад выполнен в соответствии с заявленной темой, презентация легко читаема и ясна для понимания, грамотное использование терминологии по теме, частично верные суждения в рамках рассматриваемой темы, недостаточно четко выражена собственная авторская позиция, выводы недостаточно обоснованы и аргументированы,

«7-6» - доклад выполнен, в основном, в соответствии с требованиями, не все слайды презентации корректно оформлены, грамотное использование терминологии дисциплины, в основном свободное изложение проблематики, имеются ошибки в изложении сути проблемы, не достаточная обоснованность выводов, неполнота аргументации собственной точки зрения. докладчик частично правильно ответил на вопросы в ходе дискуссии;

«5-4» - доклад выполнен в основном в соответствии с требованиями, не все слайды презентации правильно оформлены, докладчик был «привязан» к тексту и испытывал затруднения при ответах на задаваемые вопросы; недостаточно грамотное использование терминологии по теме, слабая способность видения проблемы, имеются ошибки в изложении сути проблемы, необоснованность выводов, неполнота аргументации собственной точки зрения.

«3-2» - доклад выполнен не в соответствии с требованиями, не все слайды презентации правильно оформлены, грамотное использование и, в основном свободное изложение рассматриваемых проблем, докладчик был «привязан» к тексту, частично правильно ответил на все вопросы в ходе дискуссии;

«1» - некорректное оформление либо отсутствие презентации, докладчик не смог ответить на задаваемые вопросы, необоснованность выводов, неполнота аргументации собственной точки зрения.

Знание действующего законодательства и соблюдение обязательных требований нормативных документов, а также требований стандартов, технических условий

(ОК12)

Выявление характеристик нормативно-правовых основ функционирования коммерческих организаций

Ответ на вопрос подтверждает знание нормативно-правовых основ функционирования коммерческих организаций, продемонстрированы навыки продуктивной командной работы



Условия выполнения:

1. Место (время) выполнения задания: самостоятельная (внеаудиторная) работа.

2. Максимальное время выполнения: 1.5 академических часа, изложение доклада в аудитории 7 минут.

3. Источники информации и используемое оборудование: рабочая программа по дисциплине, рекомендованная в рабочей программе литература по теме 1, интернет источники, другие источники, самостоятельно найденные автором, компьютер, принтер.

4. Инструкции/рекомендации по выполнению:

  • используется для формирования навыков публичного выступления по

результатам изучения темы и обсуждения профессиональных вопросов;

  • подготовка докладов осуществляется в режиме самостоятельной (внеаудиторной работы);

  • представляется на семинаре с обязательной презентацией.

Требования к докладу

  • должен отражать знания студентом теории соответствующего вопроса;

  • должен содержать самостоятельный анализ выбранной темы и аргументированные выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме методологии коммерческой деятельности;

  • должен иметь ссылки на используемые источники информации и иллюстировать тему в форме презентации.

Методические указания для обучающихся по подготовке доклада-презентации


Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию.

Последовательность подготовки презентации:

1. Четко сформулировать цель презентации: вы хотите свою аудиторию мотивировать, убедить, заразить какой-то идеей или просто формально отчитаться.

2. Определить каков будет формат презентации: живое выступление (тогда, сколько будет его продолжительность) или электронная рассылка (каков будет контекст презентации).

3. Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить логическую цепочку представления.

4. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их.

5. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала.

6. Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество картинок и текста, их расположение, цвет и размер).

7. Проверить визуальное восприятие презентации.


К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы, таблицы. Иллюстрация – представление реально существующего зрительного ряда.

Практические советы по подготовке презентации:

  • готовьте отдельно: печатный текст, слайды (10-15), раздаточный материал;

  • обязательная информация для презентации: тема, фамилия и инициалы выступающего;

  • план сообщения;

  • краткие выводы из всего сказанного;

  • список использованных источников.

Доклад - сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме учебного занятия. Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям и быть указаны в докладе. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными. Работа студента над докладом включает отработку умения самостоятельно обобщать материал и делать выводы в заключении, умения ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей, отработку навыков ораторства, умения проводить диспут.

Докладчик должен знать и уметь:

  • сообщать новую информацию;

  • использовать технические средства; хорошо ориентироваться в теме всего семинарского занятия;

  • дискутировать и быстро отвечать на заданные вопросы; четко выполнять установленный регламент (не более 10 минут);

  • иметь представление о композиционной структуре доклада и др.

Структура выступления.

Вступление должно содержать:

  • название, сообщение основной идеи;

  • современную оценку предмета изложения, краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

  • живую интересную форму изложения;

  • акцентирование внимания на важных моментах, оригинальность подхода.

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий
, аудиовизуальных и визуальных материалов. Заключение – ясное, четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.