Файл: Сущность и роль коммерческой деятельности в социально экономическом развитии общества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие №1 по теме 1.1. «Методологические основы коммерческой деятельности.
Семинар на тему: «Сущность и роль коммерческой деятельности в социально - экономическом развитии общества».
Цель: закрепление, углубление и расширение знаний обучающихся о сущности, функциях и роли коммерции в экономике
Задание:
Обучающимся предлагается обсудить на семинарском занятии основные понятия и сущность коммерческой деятельности. Изучив соответствующие параграфы базового учебника, ответить на контрольные вопросы по теме 1:
-
Какое место занимает дисциплина в системе экономических наук? -
Каково экономическое содержание категорий «коммерция», «бизнес», «торговля»? Что общего в этих понятийных категориях? -
Каковы экономические предпосылки развития коммерции в России.
Дайте определение коммерческой деятельности.
-
Раскройте понятие «инфраструктура коммерческой деятельности». -
Перечислите основные функции и принципы коммерческой деятельности. -
Приведите примеры инноваций в коммерции -
Охарактеризуйте место коммерции в воспроизводственном процессе национальной экономики. -
Объясните, в чем состоит специфика осуществления коммерческой деятельности в сфере торговли. Можно ли сочетать коммерческие интересы производителя и коммерсанта? -
Каким образом, на ваш взгляд, факторы внешней среды в России оказывают влияние на соблюдение этических норм в коммерческом предпринимательстве? В чем заключается деловой этикет и культура коммерсанта? -
Раскройте особенности поведения потребителей в условиях влияния факторов внешней среды на коммерческую деятельность. -
Какие факторами влияют на развитие коммерческой деятельности в России? -
С помощью каких методов и средств осуществляется государственное регулирование коммерческой деятельности? Назовите основополагающие нормативно-правовые документы -
Проанализируйте и оцените влияние инновационных технологий на развитие бизнес-процессов
Темы докладов с презентацией к теме 1.1.:
-
Структура коммерческой деятельности торгового предприятия при взаимодействии с внешней средой -
Емкость и конъюнктура рынка и их влияние на организацию коммерческой деятельности субъектов рынка -
Принципы и закономерности взаимодействия основных элементов коммерческой деятельности -
Исследование структуры потребительских расходов домашних хозяйств как субъектов потребительского рынка -
Методы государственного регулирования коммерческой деятельности -
Анализ структуры ВВП по видам экономической деятельности (в том числе, оптовая и розничная сфера) -
Анализ развития РТС (на выбор) -
Инновации в торговле -
Известные коммерсанты 20-21 века
Ожидаемый результат: приобретение студентами умений самостоятельного поиска, обобщения и анализа информации о коммерческих процессах, формирование навыков выступать, мыслить логически, аргументировано излагать свою точку зрения в рамках обсуждаемых вопросов, умение критически оценивать выступления остальных участников и развивать культуру ведения дискуссии в процессе поиска путей решений по методологическим основам организации коммерческой деятельности.
Предметы Оценивания | Показатели Оценки | Критерии оценки показателей | Шкала оценивания (баллы) |
Умение понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии (ОК1) | Знание и толкование основных категорий, понятий, связанных с методологическими основами коммерческой деятельности (понятийный аппарат). | Ответ на вопрос подтверждает знание теоретических основ организации коммерческой деятельности; продемонстрированы навыки продуктивной командной работы. Понимание сущности коммерческой деятельности и ее месте в экономическом развитии общества | «10» - доклад выполнен в соответствии с заявленной темой, презентация легко читаема и ясна для понимания, грамотное использование терминологии, свободное изложение рассматриваемых проблем, самостоятельный анализ с иллюстрацией примеров, логичность и обоснованность выводов, обобщающих авторскую позицию, докладчик правильно ответил на все вопросы в ходе дискуссии; «9-8» - доклад выполнен в соответствии с заявленной темой, презентация легко читаема и ясна для понимания, грамотное использование терминологии по теме, частично верные суждения в рамках рассматриваемой темы, недостаточно четко выражена собственная авторская позиция, выводы недостаточно обоснованы и аргументированы, «7-6» - доклад выполнен, в основном, в соответствии с требованиями, не все слайды презентации корректно оформлены, грамотное использование терминологии дисциплины, в основном свободное изложение проблематики, имеются ошибки в изложении сути проблемы, не достаточная обоснованность выводов, неполнота аргументации собственной точки зрения. докладчик частично правильно ответил на вопросы в ходе дискуссии; «5-4» - доклад выполнен в основном в соответствии с требованиями, не все слайды презентации правильно оформлены, докладчик был «привязан» к тексту и испытывал затруднения при ответах на задаваемые вопросы; недостаточно грамотное использование терминологии по теме, слабая способность видения проблемы, имеются ошибки в изложении сути проблемы, необоснованность выводов, неполнота аргументации собственной точки зрения. «3-2» - доклад выполнен не в соответствии с требованиями, не все слайды презентации правильно оформлены, грамотное использование и, в основном свободное изложение рассматриваемых проблем, докладчик был «привязан» к тексту, частично правильно ответил на все вопросы в ходе дискуссии; «1» - некорректное оформление либо отсутствие презентации, докладчик не смог ответить на задаваемые вопросы, необоснованность выводов, неполнота аргументации собственной точки зрения. |
Знание действующего законодательства и соблюдение обязательных требований нормативных документов, а также требований стандартов, технических условий (ОК12) | Выявление характеристик нормативно-правовых основ функционирования коммерческих организаций | Ответ на вопрос подтверждает знание нормативно-правовых основ функционирования коммерческих организаций, продемонстрированы навыки продуктивной командной работы |
Условия выполнения:
1. Место (время) выполнения задания: самостоятельная (внеаудиторная) работа.
2. Максимальное время выполнения: 1.5 академических часа, изложение доклада в аудитории 7 минут.
3. Источники информации и используемое оборудование: рабочая программа по дисциплине, рекомендованная в рабочей программе литература по теме 1, интернет источники, другие источники, самостоятельно найденные автором, компьютер, принтер.
4. Инструкции/рекомендации по выполнению:
-
используется для формирования навыков публичного выступления по
результатам изучения темы и обсуждения профессиональных вопросов;
-
подготовка докладов осуществляется в режиме самостоятельной (внеаудиторной работы); -
представляется на семинаре с обязательной презентацией.
Требования к докладу
-
должен отражать знания студентом теории соответствующего вопроса; -
должен содержать самостоятельный анализ выбранной темы и аргументированные выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме методологии коммерческой деятельности; -
должен иметь ссылки на используемые источники информации и иллюстировать тему в форме презентации.
Методические указания для обучающихся по подготовке доклада-презентации
Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию.
Последовательность подготовки презентации:
1. Четко сформулировать цель презентации: вы хотите свою аудиторию мотивировать, убедить, заразить какой-то идеей или просто формально отчитаться.
2. Определить каков будет формат презентации: живое выступление (тогда, сколько будет его продолжительность) или электронная рассылка (каков будет контекст презентации).
3. Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить логическую цепочку представления.
4. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их.
5. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала.
6. Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество картинок и текста, их расположение, цвет и размер).
7. Проверить визуальное восприятие презентации.
К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы, таблицы. Иллюстрация – представление реально существующего зрительного ряда.
Практические советы по подготовке презентации:
-
готовьте отдельно: печатный текст, слайды (10-15), раздаточный материал; -
обязательная информация для презентации: тема, фамилия и инициалы выступающего; -
план сообщения; -
краткие выводы из всего сказанного; -
список использованных источников.
Доклад - сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме учебного занятия. Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям и быть указаны в докладе. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными. Работа студента над докладом включает отработку умения самостоятельно обобщать материал и делать выводы в заключении, умения ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей, отработку навыков ораторства, умения проводить диспут.
Докладчик должен знать и уметь:
-
сообщать новую информацию; -
использовать технические средства; хорошо ориентироваться в теме всего семинарского занятия; -
дискутировать и быстро отвечать на заданные вопросы; четко выполнять установленный регламент (не более 10 минут); -
иметь представление о композиционной структуре доклада и др.
Структура выступления.
Вступление должно содержать:
-
название, сообщение основной идеи; -
современную оценку предмета изложения, краткое перечисление рассматриваемых вопросов; -
живую интересную форму изложения; -
акцентирование внимания на важных моментах, оригинальность подхода.
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий
, аудиовизуальных и визуальных материалов. Заключение – ясное, четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.