ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Институт детства

Кафедра педагогики и методики начального образования

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЕ

Курсовая работа

по дисциплине «Педагогика»

Выполнил(а) студент(ка)

А.В. Егорова

2 курса 6904 группы ФДиНО
Руководитель курсовой работы:

Г.Х. Вахитова, канд. пед.наук, доцент

Дата защиты__________________

Оценка_______________________

Подпись руководителя__________
Томск 2020

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы социальной адаптации первоклассников к школе…………………………………………………………………………………5

1.1. Социальная адаптация: понятие и общая характеристика…………………...5

1.2. Формы, методы социальной адаптации первоклассников к школе………….8

1.3. Психолого-педагогическая характеристика первоклассника...……………..11

Выводы по первой главе…………………………………………………………...15

Глава 2. Опытно-поисковая работа по социальной адаптации первоклассников……………………………………………………………………16

2.1. Диагностика социальной адаптации первоклассников..……………………16

2.2. Программа по социальной адаптации первоклассников к школе………….27

2.3. Выявление уровня школьной адаптации первоклассников на контрольном этапе исследования………………………………………………………………....34

Выводы по второй главе……………………………………………………………38

Заключение………………………………………………………………………….39

Список использованных источников и литературы……………………………...41

Приложение…………………………………………………………………………46

Введение

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, так как смена дошкольного периода на школьный – является важным и сложным временем в процессе психического развития личности. Эта сложность сопряжена с тем, что резко меняется ведущий вид психической деятельности. Если, в дошкольный период ведущим видом деятельности была игра, с помощью которой ребенок познавал мир, усваивал социальные роли, то в школьный период ведущей деятельностью является – учебная. Она предъявляет к ребенку высокие требования, с которыми он ранее редко встречался. Этот вид деятельности оценочный, ребенка. Продукт учебной деятельности оценивают педагоги, родители, одноклассники.


В современной школе адаптация первоклассников на начальном периоде обучения является актуальной проблемой, так как в этот период ребенок знакомится с новым коллективом, осваивает школьный режим, пытается соответствовать требованиям педагога, ребенок должен освоить новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебный. В первом классе изменяется социальное окружение: появляются новые друзья из числа одноклассников, появляются учителя; школа для ребенка становится большой социальной группой. С приходом в первый класс у ребенка меняется и изменяется уклад его жизни. У первоклассников уже есть основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе. Начиная с первого класса, младший школьник должен будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Задача учителя начальных классов в этот период помочь первокласснику не только обрести самого себя, но и научить его отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешному обучению в школе. Надо отметить, что адаптации первоклассников протекает по-разному. Это зависит от психофизиологических особенностей развития и социальных условий, в которых пребывал ребенок в период дошкольного детства.

Таким образом, в жизни ребенка возникает множество проблем, решить которые ему помогают родители, педагоги и психологи. Только при успешном взаимодействии педагогов и психологов возможна успешная школьная адаптация. Поэтому проблема социальной адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия.

Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Социальная адаптация первоклассников к школе».

Объект исследования: социальная адаптация первоклассников к школе.

Предмет исследования: Процесс социальной адаптации первоклассников к школе.


Цель исследования: рассмотреть на основе теоретических данных особенности социальной адаптации первоклассников к школе.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы социальной адаптации первоклассников к школе;

- провести опытно-поисковую работу по социальной адаптации первоклассников на уровне ее диагностики;

- разработать программу по социальной адаптации первоклассников к школе;

- провести контрольное исследование, после апробирования программы по социальной адаптации первоклассников к школе.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

База исследования: МБОУ «№3» г. Мариинск.

Глава 1. Теоретические основы социальной адаптации первоклассников к школе

1.1. Социальная адаптация: понятие и общая характеристика

Адаптация происходит от латинского слова – adaptatio, что а переводе означает – прилаживание либо приноравливание, приспособление самоорганизующейся структуры к меняющимся условиям внешней среды [31]. Под адаптацией понимается не только приспособление к успешной деятельности, но и умение и способность к последующему психологическому, индивидуальному, социальному процессу развития. Поэтому, адаптированным можно считать ребенка, который приспособлен к полноценному становлению своих индивидуальных, личностных, физиологических, интеллектуальных и прочих возможностей в окружающей его среде [34]. Адаптация как итог оказывается доказательством того, в какой степени ребенок приспособлен к условиям деятельности, имеющимся обстоятельствам и в какой мере его поведение, отношения и эффективность деятельности сочетаются с возрастом, социальными принципами и законами, признанными в данном обществе. В отношении ребенка адаптация – степень его социального развития. Другими словами – это анализ соответствия (несоответствия) социального формирования ребенка его возрасту [37]. Социальная адаптация понимается как особый процесс, оказывающий влияние на приспособление отдельной личности или более широкой социальной группы к каким либо новым условиям, либо к условиям, претерпевающим постоянные изменения. Иначе можно сказать, что социальная адаптация является результатом приспособления ребенка к тому коллективу, где он находится. Термин «социальная адаптация» у нас начал массово использоваться с середины шестидесятых годов двадцатого века
, но но трактовался разными авторами неодинаково. Рассмотрим, как понимается термин «социальная адаптация» различными авторами

Согласно мнению С. С. Степанова социальная адаптация понимается в качестве «активного приспособления к различным обстоятельствам социального окружения через освоение и приобретение целей, ценностей, правил и образов поведения, признанных в данном обществе» [41].

И. А. Милославова подтверждает объективно – субъективный характер адаптации и подчеркивает, что благодаря социальной адаптации «человек усваивает обязательные для жизнедеятельности модели, образцы, с содействием которых деятельно адаптируется к возобновляющимся ситуациям жизни» [27].

Т. Н. Вершинина считает, что если «социальная среда активна по отношению к человеку, то в адаптации преобладает приспособление, а если во взаимосвязи доминирует человек, то социальная адаптация выражается в активной деятельности» [11].

В соответствии с мнением С. Д. Артемова социальная адаптация как «определенный процесс приспособления человека к имеющимся отношениям в обществе, его правилам и стандартам» [1].

Итак, результатом благополучной социальной адаптацией является хорошая приспособленность ребенка в его новой коллективной среде [42].

Социальная адаптация первоклассника – это, овладение новыми социальными ролями, а также это социальная самоидентификация ребенка [5]. Видами социальной адаптации к школе являются физиологическая и социально-психологическая адаптация. Можно отметить три группы социально-психологической адаптации к школе [6].

Первая группа: адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения, бывают эпизодические сложности, но в целом все происходит успешно. За тот же период также проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Основными показателями благоприятной социально-психологической адаптации ребенка являются: адекватное поведение; установление позитивных контактов с одноклассниками и педагогами; овладение необходимыми навыками учебной деятельности [6].

Вторая группа: имеет более длительный адаптационный процесс, здесь период несоответствия детского поведения школьным требованиям затягивается до конца первого полугодия, только к концу обозначенного периода реакции обучающихся становятся адекватными требованиям школы и педагогов.

Третья группа в течении всего обучения в первом классе отрицательно либо безразлично воспринимает школьное обучение; часто жалуется на плохое самочувствие, либо плохое настроение; наблюдаются постоянные проблемы с дисциплиной; таким детям нужен постоянный контроль со стороны взрослых. Такое состояние ребенка уже является признаком «школьной дезадаптации» [6].


По мнению Е. В. Кагана школьная дезадаптация – это «создаваемая многомерными и многоуровневыми отношениями, неспособность ребенка найти в школьном пространстве «свое место»» [18]. Итак, под термином «дезадаптация», обычно подразумеваются отклонения в учебе и поведении ребенка. Но кроме этих признаков сюда относятся также отношения обучающегося внутри семьи [17].

Основными причинами возникновения дезадаптации являются причины социального и медицинского характера из-за непривычной для первоклассника физической и интеллектуальной нагрузки [13]. Физическая адаптация первоклассников обычно длится полтора – два месяца.

Показателями успешного прохождения адаптации к школе являются [16]: его удовлетворенность процессом учебы; положительные эмоции от пребывания в школе, уверенность в своих силах и отсутствие чувства страха; успешное освоение учебной программы; способность к самостоятельному выполнению учебных заданий; а также удовлетворенность первоклассника межличностными отношениями со своими ровесниками и учителями.

Таким образом, под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к условиям новой среды на основе выработки общих норм, ценностей, регламентированных правил поведения, в результате чего происходят определенные изменения личности, позволяющие ей сопоставлять себя с носителями ценностных ориентаций данного социума. На данном этапе осуществляется вступление первоклассника в новый мир взрослых людей: овладение элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности. Социальные переживания, которые отражают отношение ребенка к общественному окружению и своему месту в нем являются одним из условий успешной адаптации первоклассников.
1.2. Формы, методы социальной адаптации первоклассников к школе

Проблемы социальной адаптации первоклассников к школе актуальны для всей образовательной системы, основная задача, этого периода – сохранение, поддержка и развитие индивидуальности каждого ребенка.

Социальная адаптация проходит в активной или пассивной форме, но чаще всего в той и другой одновременно. Согласно мнению А. Г. Ковалева, активная форма социальной адаптации заключается в активном влиянии человека на свое окружение с целью подмять ситуацию под себя, насколько это возможно. Если повлиять на окружение ему существенно не удается, то это, как правило, приводит индивида к душевному дискомфорту или депрессии, либо формирует отрицательное