Файл: Тема 10. Теоретические основы рисования (рисунка, живописи, композиции).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1.10. Теоретические основы рисования (рисунка, живописи, композиции)

План:

  1. Рисунок как вид графики. Из истории рисунка.

  2. Теоретические основы композиции. Восприятие и изображение формы предмета. Пропорция. Перспектива.

  3. Свет и тень. Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве.

  4. Композиция рисунка и последовательность его выполнения.


Рисунок как вид графики. Из истории рисунка

Рисование зародилось в глубокой древности во времена, когда человек начал изображать на стенах пещер сцены охоты при помощи древесного угля и земляных пигментов. Древние египтяне первыми стали использовать ручки, изготовленные из заточенных тростниковых палочек и чернила из измельченной земли, чтобы рисовать иероглифы на листах папируса. Однако все эти ранние рисунки носили символический характер.

Так продолжалось до наступления периода греческого классицизма. Тогда художники начали изображать реалистические пейзажи, разрабатывать концепции пропорций, пространства и объема, которые до сих пор являются классическими основами искусства рисования.

В период Средневековья работа художников была тесно связана с Христианской церковью, которая требовала отказа от объемных и реалистичных изображений и одобрялла только символические образы. Всё изменилось с расцветом Ренессанса, в период между 14 и 16 веками. Термин "ренессанс" означает "Возрождение". В эту новую эру на смену догматам Средневековья вновь пришел интерес к классическим идеалам греческого и римского искусства. Рисование стало одним из основных направлений в искусстве. Предметом пристального и внимательного изучения стали анатомия, пропорции и видение перспективы, а учеников поощряли рисовать с натуры или копировать работы старых мастеров.

Самые разные по своему характеру и назначению изображения, выполненные различными художественными материалами, называют рисунками. Не только в произведениях искусства, но и в самых разных видах деятельности рисунок играет важную роль. Например, надо зарисовать какие-либо детали, графически ясно выразить свою мысль и т.п.

Рисовать можно графитным карандашом на бумаге и картоне, углем на стене, фломастером на стекле, тушью и пером на ткани, краской на холсте, золотом на металлическом подносе, палочкой на песке, карандашом на лице и другими материалами.


Рисунок помогает художнику в изучение натуры и постижение секретов ее изображения на плоскости или на объемном предмете, в декоративной переработке натурных объектов, при воспроизведении жизненных наблюдений и фантастических идей, сюжетов.

Рисунок- основной вид графики. Графика- вид изобразительного искусства, который включает рисунок, и печатные художественные изображения: гравюра на дереве, металле и картоне. Рисунок относится уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде.

Языки графики и главные выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно, тон. Все это активно участвует в создании общего впечатления и белый лист бумаги. Графике доступны разнообразные жанры – портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др., ее возможности изображения и образного истолкования мира практические неограниченны.

Теоретические основы композиции. Восприятие и изображение формы предмета.

Пропорции. Перспектива.

Бесконечное разнообразие природных форм всегда служит источником вдохновения и творческих идей художника. Нас поражает разнообразие форм окружающего мира: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др. Выразительность форм очень важна при ее восприятии в повседневной жизни, но еще в большей мере она важна художнику. Для него выразительные, то есть экспрессивные, свойства являются средством общения. Они привлекают его внимание и определяют формы создаваемых им моделей.

В любой созданной природой или руками человека форме можно увидеть геометрическую основу. Предметы простой формы в своей основе имеют геометрическую фигуру, а предметы сложной формы несколько геометрических фигур. Сложные формы представляют комбинацию различных поверхностей (плоских, выпуклых, вогнутых). Обычно их называют комбинированными, имея в виду, что данный объект представляет собой сумму геометрических тел. Простые формы предметов классифицируют как граненные или круглые. Граненные - куб, призма, пирамида, их поверхность образована плоскими гранями. Круглой формы – шар, цилиндр, конус.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым. В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение –
конструкцию.

Перспектива ( пер. с лат. «ясно вижу») – наука, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным восприятием, система отображения на плоскости глубины пространства.

   Перспектива используется не только затем, чтобы нарисованный предмет казался трехмерным, но также и для создания иллюзии, будто он находится ближе или дальше от зрителя, или же для того, чтобы у смотрящего на картину создалось ощущение пространства.

Виды перспективы

Линейная перспектива – это вид перспективы, рассчитанной на одну фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта, т.е. предметы, уменьшаются пропорционально в зависимости от удаления их от переднего плана – наука, позволяющая изображать на плоскости предметы окружающей действительности с учетом их положения в пространстве.

 Линия горизонта - плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая в виде прямой горизонтальной линии.

Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта, мы видим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность.

Точка схода - называется точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предмета.

Воздушная перспектива - кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Законы перспективы

  • Предметы, равные по величине, по мере удаления кажутся все меньше и меньше и на линии горизонта превращаются в точку

  • Удаляющиеся в глубину параллельные линии зрительно воспринимаются сближающимися

  • Все ближние предметы воспринимаются четко со многими деталями и фактурой, а удаленные обобщенно без подробностей

  • Контуры ближних предметов выглядят резче, а дальних мягче

  • Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, а дальние слабовыраженной светотенью и кажутся плоскими

  • Цвета всех удаленных предметов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздушной дымки – голубой, молочно-белый, фиолетовый.

  • Ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными.



Соблюдение пропорций и их значение столь велико и значимо, что без них практически невозможно обойтись не только в изобразительном искусстве и архитектуре, но и в науке, технике, медицине и многих других сферах жизнедеятельности человека. Вот почему такое пристальное внимание уделяют изучению столь важного и необходимого предмета, как пропорция.

Пропорции предметов – это соотношение величин частей предмета и части предмета и целого. Правдивое реалистическое изображение объектов действительности предполагает соответствие реальных пропорций пропорциям изображаемого предмета на рисунке.

Хорошие пропорции в рисунке предполагают наличие полного сходства с изображаемым предметом. Иначе говоря, чем точнее определены пропорции предмета на рисунке, тем большего сходства с натурой достигает его изображение.

Чтобы правильно определять соотношения частей предмета, рисующий должен, помимо знаний, обладать чувством пропорции/Чувство пропорции подразумевает наличие хорошего глазомера, а глазомер, как правило, развивается в процессе длительных упражнений в рисовании с натуры. Тренируя глазомер, необходимо развивать аналитическое мышление. Полагаясь только на глазомер, можно вновь повторить свои ошибки. Подобный подход недопустим при рисовании более сложных предметных форм, особенно таких, как голова человека.

Немало примеров, когда студенты, полагаясь на глазомер, становятся заложниками натуры, срисовывая подряд все, что видит глаз. Такое рисование следует исключить из своей практики, так как это не грамотное рисование, а всего лишь слепое поверхностное копирование. Великий педагог П.П. Чистяков писал: "... Прежде всего, расположите фигуру на бумаге, а затем приступай к ее построению. Построить - это значит взять правильные пропорции и поставить фигуру".

Свет и тень. Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.


Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

Цвет – это определенная длина цветовой волны, которая влияет на глаз. Цвет имеет 4 функции и в разных видах искусства представлен по-разному.

Функции цвета:

- Изобразительная – отвечает за реальную окраску предметов. В реальной жизни цвет применяется: от характера освещенности, от времени года и суток, от заслоняемости другим предметом (от тени), от удаленности предмета от зрителя, от того какие предметы/явления находятся рядом (блики).

Все цвета можно разделить на теплые и холодные. Наука, которая изучает закономерности цвета в природе – цветоведение – и цветоощущение человека (химия, физика, биология, искусствоведение).

Цвета различаются по составу оттенков: чем больше синего, тем холоднее, чем больше желтого, тем теплее. Основные цвета делятся на основные и дополнительные.

Три основных цвета: желтый, красный, синий.

Основные цвета составные / дополнительные называются хроматические – это цвета, которые имеют цвет, окраску.

Черный, белый, все оттенки серого – ахроматические цвета.
Насыщенность – количество краски на единицу площади.

Светлота – обозначает оттенки одного цвета, которые получаться в результате смешивания в результате смешивания белой/черной краски с основной.

Контрастные по тону – далеко друг от друга, они дисгармоничны, т.к. не создают ощущения равновесия, близкие по тону – рядом по цветовой гамме.

Каждый цвет можно представить в трех видах:

1. ассоциативный – по ассоциации, субъективное, т.к. вызывает разные ассоциации.

2. техническое название цвета по материалу, который используется для приготовления краски этого цвета. Не доступно для многих.

3. по цветовому тону, который применяется в цветоведении

Характеристика колорита:

- по светлоте: темный или светлый

- по насыщенности, яркий или приглушенный

- по теплоте: теплый или холодный.

Таким образом, веселое настроение – это светлый, яркий, теплый, контрастные или близкие по тону. Страшное/мрачное настроение – это темный, яркий, близкие или контрастные по тону, холодные. Грустное/печальное – это светлый / темный приглушенный, близкий по цвету, холодные, теплые тона. Спокойное – это светлые приглушенные, близкие по тону, теплые тона.