Файл: I. Образ фараона в живописи 4 Раздел ii. Образ фараона в скульптуре 7.docx
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
Раздел I. Образ фараона в живописи 4
Раздел II. Образ фараона в скульптуре 7
Раздел III. Образ фараона в литературе 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Введение
Египет – одно из древнейших государств мира, а его искусство – один из самых древних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Шесть тысяч лет тому назад
в плодородной долине Нила, изолированной от внешних врагов песками пустынь, возникли первые государства, объединенные в конце четвертого – начале третьего тысячелетия
до нашей эры в централизованную деспотию.
К этому же времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства и архитектуры, до сих пор поражающие своим величием, грандиозностью и мощью. Нигде и никогда до этого времени не было создано столь зрелых
и совершенных скульптурных портретов, столь ясных и монументальных архитектурных форм. Никогда еще человек и его жизнь не играли в искусстве такой важной роли,
не привлекали такого пристального внимания художников, а тема человеческого труда
не была так акцентирована.
В искусстве Древнего Египта образ фараона был связан с религиозным культом,
с прославлением и выполнялся в соответствии с каноном изображения.
Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, ставившие целью прославление земных и небесных владык, свидетельствовали о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира, увлекательно и ярко рассказывали о его жизни, о красоте природы и людей, которых искусство обессмертило. Особенности величественной природы Египта: дыхание засушливых и грозных ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в недрах гор различных пород камня и отсутствие леса — во многом определили суровую красоту родившегося на этой почве искусства.
Египетская культура развивалась медленно. Сложившиеся в древности каноны, правила и традиции, сохраняясь тысячелетиями, передавались из поколения в поколение. Это объяснялось застойным характером древневосточных общин, деспотической властью фараонов, предельно ограничившей свободу личности, и пережитками первобытнообщинного строя, сохранившимися до позднего времени.
Устойчивость искусства определили веками, установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и в живописи, поз и жестов в религиозных представлений и культовое назначение памятников круглой скульптуре. На протяжении веков в египетском искусстве отбирались наиболее совершенные способы изображения
и выразительные средства. В пределах канонов мастера сумели передать сложный
и величавый образ как обычного человека, так и знатного, отразить богатство мифологических представлений о богах и фараонах.
Раздел I. Образ фараона в живописи
Правила изобразительного искусства требовали канонизированной трактовки форм,
в особенности при изображении человеческих фигур. Для этого были установлены правила
и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклоненного, присевшего на корточки и т. д. Были также разработаны они и для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов. Эти раз и навсегда установленные каноны, с одной стороны, помогали начинающему художнику быстро усваивать процесс построения изображения предметов, а с другой — сковывали и ограничивали его творческие возможности. Они не давали возможности художнику изобразить мир таким, каким он его видел в действительности, то есть живо, непосредственно, а требовали только определенных правил.
Поскольку художник в Древнем Египте должен был изображать предметы не такими, какими он видел их в действительности, а такими, как этого требовали каноны, то вполне понятно, что и обучение рисованию строилось не на основе изучения натуры,
а на заучивании (зазубривании) выработанных школой правил (канонов). Обучая рисованию, художник-педагог заставлял ученика не наблюдать природу — натура как объект изучения не существовала, а заучивать отдельные формулы и схемы изображения форм предметов
по таблицам и образцам. Очевидно, обучение в египетской школе требовало только механического навыка.
Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры. С этой целью был разработан специальный канон, который египтяне установили путем изучения и измерения, как всей фигуры, так и каждой ее части. Измерение частей человеческого тела египтяне производили с математической точностью, не упуская
ни малейшей детали. Для разработки канона египетские художники-теоретики использовали такую систему пропорционального членения фигуры па части, которая позволяла по части определить целое и по одной части тела определить размер другой. Диодор Сицилийский указывал, что египтяне «разделяли человеческое тело на 21 1/4 часть и на основании этого регулировали всю экономию произведения».
Эта цифра, которую дробь делала странной, долгое время заставляла ученых сомневаться в правильности сообщений Диодора. И только благодаря изысканиям Лепсиуса эта цифра стала понятной.
Лепсиус нашел в Египте рисунок человеческой фигуры, которая была изображена стоящей прямо, лицом к зрителю, и тело этой фигуры было разделено параллельными горизонтальными линиями на 21 1/4 равную часть. Единицей измерения служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. Фигура разделена на 19 равных частей, 2 1/4 часть приходится на традиционный головной убор. Таким образом, сообщения Диодора научно подтвердились.
Ш. Блан на основании литературных изысканий, изучения египетских статуй
и рисунков установил, что измерение фигуры следовало снизу вверх.
По египетскому канону фигура человека имела следующие размеры: высота стопы считалась равной одному пальцу. Расстояние от верхней части коленной чашечки до лобка равняется четырем пальцам. Лобковая кость делит всю фигуру па две равные части. Пупок располагается на одиннадцатом делении снизу. На двенадцатом — верхний край гребня подвздошной кости. Грудные соски находятся между 14-м и 15-м пальцами,
на шестнадцатом делении — кадык. Голова равнялась двум пальцам. На 17-м делении снизу располагается кончик носа; на 18-м — лобные бугры.
Предписаны были также все подробности изображения фигуры, например размеры ширины носа, глаз, рта и т. д., подобным же образом — ширина груди, толщина руки
в различных местах — словом, для всех частей тела была определена точная величина.
Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. Кроме того, этот канон давал возможность художнику
при изображении фигуры очень больших размеров (колосса) судить по размерам целого
о размерах отдельной части и, наоборот, по размерам какой-либо части — о размере всей фигуры. Известно, что египетские ваятели выполняли скульптуры огромных размеров (колоссов) по частям, то есть каждую часть одной и той же фигуры выполняли несколько мастеров порознь. Были случаи, когда несколько художников выполняли фигуру в разных местах жительства; один художник выполнял верхнюю половину фигуры, другой — нижнюю. Затем, когда складывали обе половины вместе, они точно сходились, не было никакого нарушения пропорций. Были также случаи, когда один художник выполнял правую половину фигуры, а другой — левую.
В задачу художника Древнего Египта не входило реальное изображение жизни так, как мы это понимаем теперь. Жизнь на земле египтяне рассматривали как временное явление, основное существование начиналось после смерти. Поэтому фараон уже при жизни начинал строить себе гробницу, рассматривая ее как вечное жилище, которое художник должен украсить по достоинству его сана. Отсюда рисунок, стенная роспись, рельеф являлись для зрителя не картиной жизни, а своеобразной книгой, которая рассказывала зрителю о деятельности фараона, его окружении, знаменательных событиях в стране
во время его царствования. Поскольку изображение не могло всего рассказать, на стене рядом с рисунком давались иероглифы, которые дополняли изображение, делали повествование более подробным.
Однако точное соблюдение пропорциональных соотношений частей человеческого тела не учитывало характерных особенностей пропорций подростков и детских фигур. Если художник изображал рядом две фигуры — мужчины и женщины, взрослого человека
и ребенка, — то он изображал их по одному и тому же канону, одну фигуру — крупного размера, а другую — маленького.
Разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием их социального положения.
Фигура фараона изображалась в несколько раз крупнее приближенного или простого раба. Искусство носило ярко выраженный классовый характер. Разница же в пропорциях других предметов (в особенности неодушевленных) по сравнению с человеческой фигурой вообще не принималась в расчет.
Условно существуют две типологии для изображения фараона:
1) сидящая – фигура сочленяется под прямыми углами, образуя единое целое из двух планов блока — одного вертикального, а другого горизонтального. Руки - на бедрах
или скрещены на груди. Ноги располагаются параллельно с босыми ступнями;
2) стоящая – туловище выпрямлено, а его объем равномерно распределяется по обе стороны оси. Руки вытянуты вдоль туловища со сжатыми кулаками, а левая нога выставлена вперед, начиная шаг.
Раздел II. Образ фараона в скульптуре
Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль. Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ – ка – обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души «ка».
Другая особенность скульптуры Египта — строгие каноны (правила), по которым создавались все изображения. С одной стороны, скульптура должна была быть достаточно реалистичной, чтобы душа могла «распознать» свою оболочку, с другой стороны, канон требовал полной симметричности в изображении человека, а телосложение также подчинялось строгим правилам. Именно поэтому многочисленные изображения фараонов, жрецов и богов кажутся однотипными, а различия существуют лишь в чертах лица.
Абсолютное большинство скульптур Древнего Египта статичны. Чаще всего цари
и боги изображаются сидящими на троне, или стоящими, руки фигур покоятся на коленях, или скрещены на груди, взгляд устремлен прямо перед собой. Подобный ракурс создавал удивительный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, с какого
бы ракурса он не смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур — также имеет культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.
Особого внимания заслуживают храмовые скульптуры фараонов и богов. Выполненные в строгом соответствии с каноном, египетские цари представлены величественными, отлично сложенными и отрешенными. Изображать фараона, живого бога, можно было только вне времени и быта. Все стоящие скульптуры изображают царя делающим шаг вперед (так называемый «шаг в вечность»), символически это обозначает переход повелителя от земной жизни в жизнь вечную.
Необыкновенно интересны скульптурные маски фараонов, которые закрывали лицо фараонов в саркофагах. Мастера использовали для создания масок драгоценные металлы
и разноцветные эмали. Самая известная маска — фараона Тутанхамона.
Скульптурные портреты египетских мастеров оставили нам блестящие образцы реализма и пластики. Портреты Нефертити, Тейе, Микерина, Аменхотепа III и других – несомненные шедевры древнего искусства. Чаще всего скульптурные портреты – сохранившиеся части статуй, утерянных в веках.
Пластическое искусство Древнего Египта было неотделимо от архитектуры; скульптура являлась органической частью гробниц, храмов и дворцов. Скульптура появляется в гробницах как страховой случай, если тело умершего не сохранится. Произведения египетских скульпторов свидетельствуют о высокой степени технического мастерства; их работа требовала больших усилий — они вырезали, тщательно отделывали
и отшлифовывали статуи из самых твердых пород камня (гранита, порфира и др.). При этом они достаточно достоверно передавали формы человеческого тела; меньше удавалась им прорисовка мускулатуры и сухожилий. Главным объектом творчества скульпторов был фараон или вельможа, реже простолюдин. Образ божества не являлся центральным; обычно богов изображали довольно схематично, часто с головами птиц или животных.
Статуи фараонов производят впечатление торжественной монументальности
и строгого спокойствия; для них характерны скованность позы, бесстрастное выражение лица, крепкая и сильная мускулатура. В особой степени эти черты присущи огромным статуям фараонов с преувеличенно мощным торсом и величавой бесстрастностью поз (статуи Джосера, Хафра); в своем максимальном выражении идея божественной царской власть представлена в гигантских каменных сфинксах-львах с головой фараона (первые царские статуи вне пределов храмов).