Файл: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Ооо тид Русское слово рс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существуют государственные образова
тельные стандарты — требования к уров
ню подготовки школьников по различным областям знаний, в которых прописано,
что именно должен знать, уметь ученик на каждой ступени обучения, какой опыт, ка
кую компетентность он должен приобре
сти и какими способами деятельности овладеть. Этот документ является важной основой деятельности любой школы неза
висимо от типа и вида. Законом предусмо
трено проведение итоговой государствен
ной аттестации (проверки) подготовки школьников, которая позволяет судить об уровне его обученности. По итогам такой аттестации выпу
скник получает государственный документ — аттестат, который обяза
тельно заверяется печатью школы. Он является свидетельством о полу
ченном образовании и позволяет продолжить обучение дальше,
приобретая специальные знания по выбранной специальности в техни
куме, вузе и т.д.
В школах не допускается создание общественнополитических и ре
лигиозных движений, организаций. Однако по инициативе детей могут создаваться детские объединения.
В общеобразовательном учреждении должно быть организовано пи
тание, выделяться помещение для хранения и приготовления пищи.
Законом предусмотрено медицинское обслуживание обучающихся.
При наличии лицензии по договорам с организациями можно осу
ществлять профессиональную подготовку учеников в качестве допол
нительной услуги, в том числе за плату.
Образовательный процесс выстраивается в школе на основе учебного плана, который разрабатывается самостоятельно на базе примерного,
создаваемого Министерством образования и науки РФ и регламентиру
ется расписанием занятий.
Существуют специальные санитарногигиенические требования, в которых прописана предельная учебная нагрузка и режим занятий.
Учебный год начинается 1 сентября. Его продолжительность устана
вливается для первоклассников — 33 недели, а для других школьни
ков — не менее 34 недель. Продолжительность каникул в течение года должна составлять не менее 30 календарных дней, а летом — не менее
8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются дополни
тельные каникулы.
Экономические, социальные и культурные права
Глава IV
202
1 сентября
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:18 Page 202

Обучение может выстраиваться поразному. Закон разрешает выби
рать различные его формы. Например, предусмотрено семейное образо
вание. В этом случае родители и школа подписывают соглашение, по которому школа предоставляет семье программы занятий, учебники,
консультации. Школа обязана контролировать знания ребенка. На лю
бом этапе такого образования разрешается изменить его форму: так можно продолжить обучение в школе.
Школы сами подбирают кадры, проводят работу по оборудованию помещений, ведут прием учащихся.
Школа разрабатывает свой устав. В нем определяется порядок осу
ществления учебного процесса, права и обязанности администра
ции, педагогов, обслуживающего персонала, учащихся, их роди
телей.
Руководство общеобразовательным учреждением осуществляет про
шедший аттестацию руководитель — директор. Основными формами самоуправления являются совет общеобразовательного учреждения,
попечительский совет, общее собрание, педагогический совет.
Практикум для закрепления материала
Проверьте себя
1. Какие права и обязанности имеют обучающиеся?
2. Какими правами и обязанностями наделены родители и педагоги
ческие работники школы?
3. Какую ответственность несут участники образовательного про
цесса?
4. Как и где можно защитить свои права, если они были нарушены в школе?
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте международные документы и Конституцию Рос
сии. Ответьте на вопросы:
• Какие гарантии существуют при реализации права на образование?
• Соответствует ли гарантии в праве на образование в Конституции
России международным документам?
• Как вы относитесь к тому, что основное общее образование в нашей стране является обязательным? Может ли получение образования быть личным делом каждого?
Право на образование
§ 27—28
203
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:18 Page 203


Конституция Российской Федерации (извлечение)
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольно
го, основного общего и среднего профессионального образова
ния в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить вы
сшее образование в государственном или муниципальном обра
зовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или ли
ца, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные госу
дарственные образовательные стандарты, поддерживает различ
ные формы образования и самообразования.
Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах (извлечение)
Статья 13
1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают пра
во каждого человека на образование. Они соглашаются, что обра
зование должно быть направлено на полное развитие человече
ской личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее со
глашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способство
вать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нация
ми и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по под
держанию мира.
2. Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что для полного осуществления этого права: a) начальное образование должно быть обязательным и бес
платным для всех; b) среднее образование в его различных формах, включая про
фессиональнотехническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплат
ного образования; c) высшее образование должно быть сделано одинаково досту
пным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бес
платного образования;
Экономические, социальные и культурные права
Глава IV
204
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:18 Page 204
d) элементарное образование должно поощряться или интенси
фицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования; e) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступе
ней, должна быть установлена удовлетворительная система сти
пендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.
3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются ува
жать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные госу
дарственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религи
озное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
Конвенция ООН о правах ребенка (извлечение)
Статья 28
1. Государстваучастники признают право ребенка на образова
ние, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования,
как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступ
ность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; с) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; е) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
2. Государстваучастники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддержива
лась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.
3. Государстваучастники поощряют и развивают международ
ное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности с целью содействия ликвидации невежества и негра
мотности во всем мире и облегчения доступа к научнотехниче
ским знаниям и современным методам обучения. В этой связи
Право на образование
§ 27—28
205
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:18 Page 205

особое внимание должно уделяться потребностям развивающих
ся стран.
Статья 29
1. Государстваучастники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на: а) развитие личности, талантов и умственных и физических спо
собностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свобо
дам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации
Объединенных Наций; с) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обще
стве в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, нацио
нальными и религиозными группами, а также лицами из числа ко
ренного населения; е) воспитание уважения к окружающей природе.
2. Спланируйте и проведите в школе акцию для учащихся младших классов «Детям о правах ребенка!». Для этого разбейтесь на группы
(количество групп должно соответствовать количеству классов в начальной школе). Напишите сценарий выступления на 15—20 ми
нут, подготовьте листовки с информацией по правам ребенка, дого
воритесь с учителями о проведении акции. Акцию можно провести в Международный день прав человека — 10 декабря.
3. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ре
бенка в Российской Федерации» в каждой школе на доступном для учеников и родителей месте должна находиться информация о пра
вах и обязанностях, Устав школы, информация об организациях и должностных лицах с указанием их адресов и телефонов, защи
щающих права участников образовательного процесса. Имеется ли такая информация в вашей школе? Если нет, оформите с одноклас
сниками специальный стенд или стенгазету.
4. Решите задачи:
• Выпускнику школы было отказано в приеме в 10й класс его школы изза большого количества «троек» в аттестате о получении основного общего образования. После обращения в органы упра
вления образованием ребенок был принят в школу условно, до ре
зультатов полугодия, а после первого полугодия он был отчислен в
Экономические, социальные и культурные права
Глава IV
206
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:18 Page 206

связи с неаттестацией по нескольким предметам. Права ли адми
нистрация школы?
• В конце учебного года администрация школы потребовала от каждого ученика внести средства на ремонт школы в размере 200
рублей. Деньги необходимо было сдать классному руководителю,
только после этого он выдавал ведомости с итоговыми оценками за год. Оцените правомерность действий администрации школы.
Какие принципы образовательного права были нарушены?
• В школе работает очень принципиальный учитель, который ставит оценки справедливо. Но в выпускном классе учащиеся по
требовали от него ставить более высокие оценки. Учитель отказал
ся. Тогда школьники написали жалобу, в которой оклеветали учите
ля, а ему пригрозили физической расправой. Родители учащихся также пытались оказать на него давление, но учитель остался тверд и требуемых оценок не поставил. Дайте правовую оценку си
туации. Как может защититься учитель в подобных ситуациях?
• Первокурсницу профессионального училища, обучающуюся по специальности «поваркондитер», отправили на производствен
ную практику в столовую. Девушке велели вымыть электромясо
рубку, которая не была отключена от сети. В момент, когда она промывала внутренний винт, электромясорубка неожиданно включилась, и девушка лишилась пальцев руки. Какие нормы об
разовательного права были нарушены?
5. Ознакомьтесь с принципами государственной образовательной по
литики. Поясните их, используя конкретные примеры.
Принципы государственной политики
гуманизм (он предполагает уважение прав человека, сохране
ние его жизни и здоровья, свободного развития, воспитание тру
долюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье);
единство федерального культурного и образовательного про:
странства (в области образования поддерживаются и защищают
ся национальные культуры, традиции и особенности каждого на
рода нашей многонациональной страны);
общедоступность образования (важно, чтобы образование было доступно всем людям независимо от уровня их доходов, ра
сы или других различий);
светский характер образования (школа отделена от церкви и в ней не может осуществляться религиозное образование, за ис
ключением специализированных религиозных школ);
автономность и демократический характер управления обра:
зованием (он запрещает сковывать свободу образовательных учреждений, позволяет им развиваться самостоятельно на основе закона).
Право на образование
§ 27—28
207
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:18 Page 207


6. Организуйте работу с Уставом школы. Ознакомьтесь с его структу
рой. Разделитесь по группам, каждая из которых будет работать с отдельным разделом документа. Подготовьте устное сообщение об основных идеях раздела, представьте графическую модель сформу
лированных в нем правил. Составьте три вопроса по своему разде
лу документа и адресуйте их одноклассникам.
7. Разработайте необходимые правила для решения важных школь
ных проблем, оформите их в отдельные локальные акты, дайте им названия. Какими принципами при создании документов вы будете руководствоваться в первую очередь? Следует предусмотреть созда
ние различных Положений, например «О школьной дисциплине»,
«О порядке проведения внеклассных мероприятий», «О школьной службе примирения» и пр.
8. Составьте памятку «Если в школе нарушены ваши права», отразите в ней, куда может обратиться ребенок, каков порядок обращения,
укажите адреса и телефоны органов, где можно получить защиту.
Темы для рефератов и сообщений
1. Право на образование: содержание и гарантии реализации.
2. Права, обязанности и ответственность обучающихся.
3. Роль Устава школы в регулировании отношений между учащимися,
их родителями и педагогами.
4. Нарушения прав учащихся и педагогов в школе: причины, виды и пути предотвращения.
5. Защита прав участников образовательного процесса.
6. Обучение правам человека в школе как составляющая качествен
ного образования
Словарь понятий
Образование — целенаправленный, специально организованный процесс обучения и воспитания, а также результат этого процесса.
Воспитание — педагогическая деятельность с целью передачи уча
щимся традиций, ценностей, усвоение ими определенных правил поведения в обществе.
Обучение — процесс познавательной деятельности обучающихся по усвоению знаний, умений и приобретению ими навыков, необхо
димых для продолжения образования и осуществления последую
щей трудовой деятельности.
Экономические, социальные и культурные права
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22