Файл: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Ооо тид Русское слово рс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ции). К числу таких соглашений относится, например, Конвенция о за
прещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция по предот
вращению загрязнения с судов 1973 г., Конвенция об охране фауны и флоры в Европе 1979 г. и др. Декларации, резолюции, решения между
народных конференций носят рекомендательный характер. Например,
широко известен документ под названием «РИО92», принятый Бра
зильской конференцией ООН по окружающей среде и развитию, пред
ставляющий собой долгосрочную программу всемирных действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального использова
ния природных ресурсов.
Главную роль в решении экологических проблем должно играть госу
дарство, которое проводит специальную экологическую политику. Ее цель — оздоровление экологической обстановки в стране, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранение жиз
необеспечивающих функций биосферы, участие в международной при
родоохранительной деятельности.
Заботясь о сохранении природной среды обитания, люди могут объе
диняться, создавать организации по охране природы, разрабатывать проекты, программы, проводить конкретные мероприятия по улучше
нию окружающей среды. Природоохранные организации имеют право требовать проведения государственной или общественной экологиче
Экономические, социальные и культурные права
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

Глава IV
218
Ежедневно на свалках оказываются сотни тонн мусора
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:18 Page 218
ской экспертизы. Так, разрабатывая новые проекты по строительству городов, благоустройству территорий, необходимо удостовериться, что эти мероприятия не навредят природе и будут полезны людям. Массо
вые мероприятия могут играть важную роль в защите экологических прав человека. Гражданам разрешено проводить митинги, собрания,
шествия, демонстрации, а также писать жалобы, заявления по различ
ным вопросам охраны окружающей среды.
Практикум для закрепления материала
Проверьте себя
1. Сформулируйте собственное понимание экологических проблем.
2. Способно ли, по вашему мнению, право решить все проблемы эко
логического характера? Что вам известно об экологических меро
приятиях в России?
3. Перечислите экологические права граждан России. Объясните их суть. Сталкивались ли вы с их нарушениями?
4. Какие обязанности несут граждане Российской Федерации в обла
сти охраны окружающей среды?
Право на благоприятную окружающую среду
§ 30
219
Спасение окружающей среды — в наших руках
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:19 Page 219

Задания для самостоятельной работы
1. Организуйте исследовательскую группу по изучению экологиче
ских проблем в вашем городе, районе, деревне. Подготовьте отчет об экологическом состоянии вашего региона и о мероприятиях,
проведенных в целях решения экологических проблем. Обсудите этот материал в классе.
2. Попытайтесь разработать систему мероприятий по улучшению экологической ситуации вашего региона.
3. Прочитайте текст.
Молодежь на всех уровнях может активно участвовать в происхо
дящем посредством переписки по электронной почте, участия в кампаниях и мероприятиях, которыми во всем мире отмечаются такие знаменательные даты, как Всемирный день окружающей среды или День Земли. Всемирный день окружающей среды, от
мечаемый 5 июня, был учрежден Генеральной Ассамблеей Органи
зации Объединённых Наций в 1972 году. Этот день можно праз
дновать поразному, например, организацией уличных маршей,
велосипедных парадов, зеленых концертов, конкурсами очерков и плакатов в школах, посадкой деревьев, сбором отходов для утили
зации и кампаниями по уборке территории. Каждый год предлага
ется новая главная тема. Из тем прошлых лет можно назвать «За жизнь на Земле — спасите наши моря», «Бедность и окружающая среда — разорвать порочный круг» и «Дети и окружающая среда».
Координатором Дня Земли, проводимого 22 апреля, является
Сеть Дня Земли, которая совместно с такими природоохранными и правозащитными организациями, как «Сиерра Клуб» и «Между
народная Амнистия», через празднование знаменательных дат и проведение других мероприятий настраивает общественность на выступления протеста против нарушений прав человека и злоупо
треблений окружающей средой.
Организуйте в эти дни мероприятие по защите окружающей среды.
Привлеките внимание к проблеме защиты природы местное сооб
щество. Сообщите другим людям через сеть Интернет о том, что вы сделали для защиты экологических прав человека.
Темы для рефератов и сообщений
1. Глобальные экологические проблемы и права человека.
2. Экологические права и обязанности человека.
3. Защита права на благоприятную окружающую среду.
Экономические, социальные и культурные права
Глава IV
220
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:19 Page 220


Словарь понятий
Экологические правонарушения — виновные противоправные поступки, нарушающие природоохранное законодательство и при
чиняющие вред окружающей среде и здоровью человека.
Экологическое право — совокупность юридических норм, пред
назначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей природной среде.
Экология — наука о среде обитания человека и окружающем мире.
Право на благоприятную окружающую среду
§ 30
221
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:19 Page 221

СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Государство и права человека
§ 1—2. Права человека: подходы, происхождение, ценности и принципы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
§ 3. История развития идей прав человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
§ 4. История прав и свобод человека в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
§ 5—6. Естественные и позитивные права человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
§ 7. Закон и права человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
§ 8. Гражданское общество, правовое государство и права человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
§ 9. Права и обязанности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Глава II. Личные (гражданские) права
§ 10. Всеобщая декларация прав человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
§ 11. Право на жизнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
§ 12. Свобода от жестокого обращения и пыток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
§ 13. Право на справедливый суд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
§ 14. Право на неприкосновенность частной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
§ 15. Свобода мысли, совести и религии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
§ 16. Право на собственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
§ 17—18. Право на семейную жизнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Глава III. Политические права
§ 19—20. Политические права и свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
§ 21. Свобода выражения мнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
§ 22. Право на информацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
§ 23. Право на объединение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:19 Page 222

Глава IV. Экономические, социальные
и культурные права
§ 24—25. Право на труд и свободный выбор занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
§ 26. Право на достойный уровень жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
§ 27—28. Право на образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
§ 29. Право на участие в культурной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
§ 30. Право на благоприятную окружающую среду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
223
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:19 Page 223


Болотина Татьяна Владимировна
Певцова Елена Александровна
Миков Павел Владимирович
Суслов Александр Борисович
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Учебник для 10 класса
общеобразовательных учреждений
Ответственный редактор
Г.Н. Хондкариан
Художественный редактор
Н.Г. Ордынский
Корректоры
М.Г. Курносенкова, Т.Г. Люборец, Г.А. Голубкова
Верстка
Л.Х. Матвеевой, И.Д. Петровской, Н.Б. Поповой
Санитарноэпидемиологическое заключение
№ 77.99.02. 953.Д. 000614.02.06
от 02.02.06 выдано Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Подписано в печать 01.12.06. Формат 84 х 108 / 16.
Бумага офсетная. Гарнитура «NewtonC».
Печать офсетная. Усл. печ. л. 23,52.
Тираж 310 экз. Заказ
ООО «Торговоиздательский дом «Русское слово — РС».
125009, Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.
Тел.: (495) 6297506, 6293615, 3557069.
9 7 8 5 9 4 8 5 3 6 5 4 5
ISBN 5948536548
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:19 Page 224