Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Прилепин Олег Сергеевич Преподаватель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основная причина появления ошибок в правописании идет от неразвитого орфографического “чутья” школьников. Соответственно, одним из условий успешного обучения младших школьников грамотному письму является усиленная работа по их овладению орфографической грамотности. В орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаружить орфограмму, именуемое «орфографической зоркостью», выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Источники положительной мотивации орфографической работы обучающихся состоят в следующем:

- возбуждение познавательных интересов,

- поиск занимательных форм и методов работы,

- чёткий отбор дидактического материала.

При обучении орфографии в начальных классах учителю следует организовать работу над следующими группами опознавательных признаков:

  1. Фонетические признаки включают в себя фонетическую позицию в слове, при которой нельзя доверять произношению, например, для гласных - положение в безударном слоге, для парных согласных - положение в абсолютном конце слова или перед согласными. Это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на формирование языкового чувства, интуиции, на развитие речевого слуха у обучающихся;

  2. Звуки, звукосочетания, буквы, содержащие ситуацию выбора верного нормативного написания из графически возможных. Например, гласные а , о, и, е, я; парные согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с; сочетания -стн- ( -сн- ), -здн- ( -зн- ) и др.;

  3. Морфемные признаки учитывают положение звука или буквы в слове по отношению к морфеме, место «опасных» звуков или букв в приставке, корне, суффиксе или в окончании;

  4. Морфологические признаки указывают на положение звука или буквы в слове определённой части речи, например: безударное падежное окончание имени существительного - и усваиваются при изучении основных грамматических категорий;

  5. Семантические признаки выделяют собственные имена и наименования и усваиваются в процессе наблюдения над собственными и нарицательными именами существительными;

  6. При переносе слов с одной строки на другую учитываются слоговой и морфемный состав слова.



Зрительное, слуховое, речевое и рукодвигательное (моторное) восприятие младших школьников составляют чувственную базу орфографического навыка.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текст упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, с использованием сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении любых упражнений.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости даёт комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звуко-буквенного и орфографического разборов. Данные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.

Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

Работа над формированием навыков грамотного письма волнует всех учителей. Очень часто бывает так, что школьник знает правила, а всё же допускает ошибки при письме. Кроме того, что учитель должен учить ученика видеть и узнавать орфограммы, ему необходимо способствовать формированию навыков самоконтроля обучающихся. Звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль - вот необходимые условия выработки грамотного письма.
К еще не маловажному условию успешного обучения грамотному письму можно отнести: гигиенические условия письма. Успешность в обучении чистописанию во многом определяется созданием гигиенических условий: правильного подбора и расстановки школьной мебели, соответствие парты (стола) росту ученика, удобства ее (его) конструкции для письма, должного уровня освещенности рабочих мест, класса в целом и другого. От создания соответствующих условий зависит выполнение важнейших гигиенических требований в процессе письма: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и ее продвижения во время письма, что в итоге способствует профилактические нарушения осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию четкого, быстрого письма.


Какую роль в формировании условий для обучения грамотному письму играет предметно-развивающая среда (в т.ч. технические средства обучения)?

Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности учащегося, функционально моделирующая содержание его духовного развития.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ученику найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании обучающегося.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра.

Созданная среда вызывает у ученика чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию учеников младшего школьного возраста.

Образовательная среда начальной школы — это:

·современная удобная мебель,

·магнитные плакаты,

·деревянные раздаточные дидактические материалы,

·игровые пособия,

·программные продукты,

·конструкторы и многое другое.

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

·Принцип открытости

·Принцип гибкого зонирования

·Принцип стабильности-динамичности развивающей среды

·Принцип полифункциональности.

Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширения его адаптивных возможностей.

Таким образом, формирование всех условий предметно-развивающей среды для обучения грамотному письму играет важную роль для обучающихся.


Задание 4.

(максимальное количество баллов – 5 баллов)
4.1. Опираясь на одну из программ по русскому языку для начальной школы, определите требования к связной речи младших школьников на каждом из этапов обучения. Проанализируйте методический аппарат соответствующего учебника: какие виды и жанры речи представлены; какие виды упражнений, направленных на развитие связной речи учащихся, имеются; обеспечивается ли постепенное увеличение трудности заданий и самостоятельности учащихся при их выполнении; имеются ли памятки, на которые можно было бы опереться при создании связного высказывания.


Обратим внимание на образовательную программу «Школа России». Одним из достоинств данной системы является учебник-тетрадь для первого класса. При определении содержания учебника исходным является положение о том, что обучение русскому языку в 1-ом классе - это пропедевтический этап в системе начального курса обучения. Здесь предусматривается работа над словом, предложением, текстом, их функциями в общении.

Пропедевтический этап системы ставит целью подготовить первоклассников к усвоению во 2-ом - 4-ом классах теории языка на речевой основе, то есть создать условия для осуществления коммуникативно-речевой направленности обучения. В первом классе центральное место занимают упражнения, нацеленные на осознание в перспективе взаимосвязи функций слова, предложения, текста, их своеобразия и оформления в устной и письменной речи. Предметом постоянного внимания является лексическое значение слова, его употребление в тексте, связь между предложениями в тексте, роль текстовых синонимом. Слово как единица языка не представлено в 1-ом классе на уровне части речи. Учебник нацелен на то, чтобы в структуре простого двусоставного предложения первоклассники выделяли его смысловую и грамматическую основу - главные члены (без знания терминов), учились распространять предложения, опираясь на потребность речевого общения, обращали внимание на связь слов в предложении в процессе создания своих предложений или восстановления - деформированных.

Системно-концентрический принцип обучения русскому языку реализуется во 2-ом - 4-ом классах. Изучение части «Слова. Части речи.» направлено на поэтапное формирование понятие «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «местоимение» и на развитие умения употреблять их в речи. Во 2-м классе от общего понятие «слова» (как названия предмета или действия предмета) учащиеся переходят к знакомству с особенностями каждой из указанных групп слов. В 3-м классе исходным является понятие «часть речи», на базе которого изучается имена существительные, имена прилагательные, глаголы, проводится ознакомление с местоимениями, наречиями, числительными. При этом каждая часть речи изучается исходя из тех признаков, которые уже на ранних этапов позволяют сравнивать части речи между собой, устанавливают общее для всех и характерное для каждой из них. В качестве составной части в раздел входит и материал по лексике: синонимы и антонимы, многозначность слов, употребление слов в прямом и переносном значение. Преемственность и перспективные связи реализованы в разделах «Предложение». Начинается изучение предложения во 2-м классе с наблюдений за употреблением предложений в речи. Первоначальное представление о предложение как единицы речи формируется в процессе создания собственных высказываний, то есть в условиях функционирования предложения в тексте. Систематически в течение всего года проводится работа по составлению предложений их анализу, что формирует умение выделять в предложении главные члены и слова, связанные по смыслу. В 3-м классе знания о связи слов в предложении расширяются, что происходит, прежде всего, в процессе изучения словосочетаний. Не менее важным является также ознакомление с видами предложений по цели высказывания и по интонации. В 4-м классе в связи с изучением падежных форм имен существительных и имен прилагательных знания в словосочетаниях несколько углубляются, практически происходит ознакомление с типами связи слов в словосочетании: с управлением и согласованием. Новым для обучающихся 4-го класса является изучение предложений с однородными членами.


Опираясь на вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что усложнение учебного материала от класса к классу происходит путем включение в систему курса новых признаков понятий, то есть путем их дальнейшего развития.

В разделе «Связная речь» центральное место отводится работе с текстом, овладению обучающимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создания собственных высказываний. В каждом классе работа с текстом ,также как и с предложением, проводится в течение 4-го года, что обусловлено общей речевой направленностью обучения языка. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной и письменной форме; только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь развивается.

4.2. Перед Вами несколько текстов. Целесообразно ли их использование для изложений? Какого вида? В каком классе? Сформулируйте задачи, которые Вы будете решать при проведении изложения по каждому из подходящих для этого текстов. Спланируйте урок обучающего изложения по одному из них.

Осенняя елочка

Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.

Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка растерянная, счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся нарядная и разноцветная. (По Н.Сладкову)

Дятел

Хорошо в лесу, когда только что выпадет первый снег. Все кругом: и земля, и ветки кустов, деревьев – все белое, пушистое.

Шел я как-то по лесу в эту пору. Воздух был удивительно чист. Иду, прислушиваюсь, каждый звук далеко слышен. Вот застучал где-то впереди меня дятел. Я пошел осторожнее, чтобы не спугнуть птицу. Пусть себе кормится. Вышел на старую гарь.

Засохшие деревья повсюду торчат.

Вижу, на одном из них дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке ярко-красное пятно, а на черных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пестрый, потому его пестрым дятлом и прозвали.

Уселся дятел прямо на ствол, зацепился за него острыми коготками, оперся на жесткий хвост и давай колотить по трухлявому стволу дерева своим крепким клювом.