Файл: Урок биологии в 7 классе по теме Класс Насекомые.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок биологии в 7 классе по теме «Класс Насекомые»
План проведения урока:

I.Организационный момент

(Слайд № 1) 1. Назовите животных, которых вы видите на экране:

  1. Гусеница.

  2. Божья коровка.

  3. Стрекоза.

  4. Оса.

  5. Жук-олень.

  6. Кузнечик.

  7. Колорадский жук.

  8. Комар.

  9. Богомол.

  10. Пчела.

  11. Муравей.

  12. Бабочки.

Спасибо за ответы!

2. К какой группе животных относятся все эти животные? (Насекомые).

3. Какая же тема сегодняшнего урока?
(Слайд № 2) Тема урока «Класс Насекомые».
Тип урока: Объяснение нового материала (комбинированный).

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, презентация.
(Слайд № 3) Цель урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями внешнего строения и жизнедеятельности животных класса Насекомые.

.

Задачи урока:

  • Образовательная: расширить знания о типе Членистоногих, показать особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания; изучить особенности внешнего строения насекомых; продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, выявлять черты приспособленности к среде обитания;

  • Развивающая: продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности, строить доказательства и обосновывать их; развить у учащихся память, мышление и внимание; развить у учащихся способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; развить у учащихся социальную компетентность: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

  • Воспитательная: воспитать у учащихся бережное отношение к природе, живым существам; сформировать у учащихся мировоззрение, научное видение органического мира; воспитать у учащихся отношение к компьютеру как к одному из технических средств обучения.

Ход урока:

II. Изучение нового материала:

(Слайд № 4) Класс Насекомые – самая многочисленная группа животных.

(Слайд № 4) (Диаграмма). Как видно из диаграммы, насекомые преобладают по численности над всеми живыми организмами. На нашей планете насчитывается около 1,5 млн. видов насекомых, обитающих на земле, под землёй, в воздухе и в воде. Произошли насекомые от древних членистоногих, напоминающих современных многоножек. Об этом свидетельствует тот факт, что строение личинок многих насекомых – гусениц – имеет много общего с древними многоножками. Такое огромное количество видов насекомых возникло в связи с эволюцией наземной растительности. Апогея в своём развитии насекомые как растительноядные животные и опылители достигли после возникновения покрытосеменных растений. Большинству насекомых присуща способность к полёту. Есть полезные и есть вредные (по отношению к человеку), есть красивые и есть безобразные, но все очень интересны, обо всех хочется знать как можно больше.

Ребята, к какому типу животных относят представителей классов Ракообразные, Паукообразные, Насекомые? Представители данных классов относятся к типу Членистоногие. Какова особенность строения тела этих животных? Членистое строение.

Ребята, вспомните, как называется наука, изучающая насекомых? (Слайд № 4) Энтомология.

(Слайд № 5) Ребята, как вы думаете, почему насекомые получили своё название? На теле имеются насечки. Какую симметрию имеет тело насекомых? Двустороннюю. (Запись в тетради)

(Слайд № 6) Тело насекомого, как и у всех членистоногих, покрыто хитиновым покровом. Ребята, как вы думаете, какую роль играет хитиновая кутикула у насекомых? Наружный скелет. (Запись в тетради)

(Слайд № 7) Обратимся к внешнему строению насекомых на примере пчелы. Ребята, какие отделы различают в теле насекомого? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.1, который лежит на ваших столах. (Тело насекомых сегментировано. В теле насекомого различают следующие отделы: 1 – голова, 2 – грудь, 3 - брюшко). (Слайд № 7) (Запись в тетради)

(Слайд № 7) Ребята, определите по рисунку на экране, какие органы располагаются на голове насекомого? Глаза, усики.

Какие органы располагаются на груди насекомого? Крылья и ноги.

(Слайд № 8) Рассмотрим, какие органы располагаются на голове насекомого? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.2 (На голове большинства насекомых располагаются сложные глаза, которые называют фасеточными. Из большого количества фасеток формируется мозаичное изображение, которое и видят насекомые (Слайд № 8). Ротовой аппарат. Пища насекомых очень разнообразна, причём у видов, приспособленных к питанию определённой пищей, ротовой аппарат имеет определённое строение. Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим, как у мух, грызущим, как у жуков или кузнечиков, колюще-сосущим, как у комаров и клопов (Слайд № 8). Имеется на верхней стороне головы пара усиков (антенн) (Слайд № 8)).

Органы чувств хорошо развиты у насекомых. Они могут воспринимать самые различные раздражения: механические, химические, зрительные, звуковые. Многие насекомые сами способны издавать звуки. Глаза фасеточного строения. Имеются и простые глазки у некоторых групп насекомых. (Запись в тетради)

Пользуясь рисунком учебника 45. Ротовые аппараты насекомых (с.63), назовите насекомое и тип его ротового аппарата: (Слайд № 9): оса – грызуще-сосущий, пчела – грызуще-сосущий; (Слайд № 10): комар – колюще-сосущий; муха – лижущий; (Слайд № 11): олеандровый бражник: бабочка –сосущий; гусеница – грызущий.

(Слайд № 12) Рассмотрим, какие органы располагаются на груди насекомого? Каково их количество? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.3 (На груди у насекомых располагается три пары ног и крылья (Слайд № 12). Характерная особенность насекомых – способность к полёту и наличие на груди одной или двух пар тонких двухслойных крыльев, которые представляют собой складки стенок тела. В различных отрядах насекомых передние и задние крылья развиты по-разному. У стрекоз обе пары крыльев развиты одинаково, у жуков передняя пара крыльев преобразована в защитные приспособления – толстые и твёрдые надкрылья (задние крылья складываются и прячутся под надкрылья, задние крылья в основном и участвуют в полёте у жуков)).

Как уже было сказано ранее, характерная особенность насекомых – способность к полёту. Передвижение насекомых в пространстве осуществляется с помощью крыльев. Крылья насекомых — это тонкие однослойные боковые выросты кутикулярных покровов груди (Слайд № 13). (Запись в тетради)

Прочитайте материал приложения 2. Используя рисунок приложения 2, выполните следующее задание: назовите насекомое и тип его ног: (Слайд № 14): медведка – копательные ноги, жук-плавунец – плавательные ноги; (Слайд № 15): кузнечик – прыгательные ноги; жук-олень – бегательные ноги.

Рассмотрим брюшко насекомых (Слайд № 16). Каковы особенности строения брюшка насекомого? Почему брюшко насекомых всё время сокращается? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.4 (Брюшко состоит из многих, в целом однотипных, сегментов, исходно из 10. Нередко число сегментов сокращается до 5—6 и менее. На его последнем сегменте расположено анальное отверстие. На VIII и IX сегментах находятся половые отверстия и очень часто — наружные половые придатки. По бокам брюшка имеются отверстия – дыхальца, сокращая брюшко – насекомое дышит.) (Слайд № 16). Посмотрите на рисунок, какую функцию выполняет брюшко у уховертки и у скорпионницы? Защитную.

(Слайд № 17) (Диаграмма).Насекомые – самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой частью экосистем суши и пресных вод.

А теперь попытаемся ответить на вопрос: каковы же причины необычайного процветания класса Насекомых? Способность к полёту обеспечила насекомым широкое распространение по планете, возможность находить брачных партнёров на большой площади, уклоняться от врагов, ловить добычу. Деление тела насекомых на три отдела обеспечило некоторую подвижность головы и брюшка. Небольшие размеры тела насекомых дали им возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных. Пища насекомых очень разнообразна, причём у видов, приспособленных к питанию определённой пищей, ротовой аппарат имеет определённое строение. Есть насекомые, которые питаются, казалось бы, совершенно несъедобными веществами, такими, как воск, шерсть, костное или роговое вещество, перо, древесина, навоз.
III. Закрепление знаний:

Ребята сегодня на уроке мы познакомились с особенностями внешнего строения и жизнедеятельности животных класса Насекомые.

Вспомним:

Проверь свои знания: (Слайды № 18 – 27)

  1. Отгадайте загадку и узнаете насекомое:

(Слайд № 18) Не зверь и не птица,

Нос, как спица;

Летит – кричит;

Сядет – молчит;

Кто его убьёт –

Свою кровь прольёт. (Комар)

(Слайд № 19) Те, с кем рядом я жужжала,

Помнят - у меня есть жало

И на брюшке полоса,

Потому что я ... (Оса)

(Слайд № 19) Если пил ты чай с медком,

С ней ты хорошо знаком.

Много меду собрала

Работящая ... (Пчела)

(Слайд № 20) Как жужжу я жарким днем,

Слышало любое ухо.

Я влетаю в каждый дом,

Знают все меня!

Я - ... (Муха)

(Слайд № 20) Необычный я усатик.

Я отважный клоп - … (Солдатик)

(Слайд № 21) Теплым днем, весною, в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский ... (Жук)

(Слайд № 21) Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? ... (Муравей)

  1. Как называется наука, изучающая насекомых? (Слайд № 22) (Энтомология).

  2. Почему насекомые получили своё название? (Слайд № 23) (На теле имеются насечки.)

  3. Вспомним внешнее строение насекомых. а) Какие отделы различают в теле насекомого? (В теле насекомого различают 3 отдела: голова, грудь, брюшко). б) Какие органы насекомых обозначены цифрами 1 – 7? (Слайд № 24) (Органы: 1 – усики; 2 – голова; 3 – грудь; 4 – ноги; 5 – брюшко; 6 – крылья; 7 – глаза).

  4. Какие органы расположены на голове насекомого? (Слайд № 25) (Сложные глаза, которые называют фасеточными. Из большого количества фасеток формируется мозаичное изображение, которое и видят насекомые, ротовой аппарат, пара усиков).

  5. (Слайд № 26) Сколько ног у насекомых?(3 пары). Где они располагаются? (На груди). У летающих насекомых где располагаются крылья? (На груди).

  6. (Слайд № 27) Какую роль играет хитиновая кутикула у насекомых? (Наружный скелет).

IV. Выводы (Слайд № 28):

Заполним таблицу, приведённую на экране «Особенности строения и жизнедеятельности насекомых».

  1. Сегментация телаесть.

  2. Ротовой аппаратразличны по строению.

  3. Конечностичленистые.

  4. Отделы телаголова, грудь, брюшко.

  5. Симметрия теладвусторонняя.

  6. Способы передвиженияразличны, многие летают.

  7. Органы чувствхорошо развиты.

  8. Количество крыльеводна или две пары, есть бескрылые.


VI. Подведение итогов урока, оценка работы некоторых учеников и выставление отметок
VII. Домашнее задание: §15. (Слайд № 29)


Рекомендуемая литература для учителя:


  1. Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В,Латюшина и В.А.Шапкина «Биология. Животные»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2003.

  2. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Справочник для учителей, репетиторов и абитуриентов. – М., Айрис-Пресс, 2003.

  3. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1996.

  4. Радченко Н.М., Бузановская М.В. и др. Насекомые вокруг нас. В 2 частях. Методические рекомендации для студентов и учителей биологии. – Вологда, 1992.

  5. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России. – М.:Топикал, 1994.



Рекомендуемая литература для обучающихся:


  1. Власова З.А. Биология. Справочник школьника. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», ТКО АСТ, Центр гуманитар. наук при ф-те журналистике МГУ им.М.В.Ломоносова, 1996.

  2. Лернер Г.И. Справочник школьника по биологии. – М.: Аквариум, 1997.

  3. Макгевин Джордж. Юному знатоку природы. Насекомые. Школьный путеводитель. – СПб.: Изд-во Тимошка, 1997.

  4. Молис С.А. Хрестоматия по зоологии для VI – VII классов. – М.: Просвещение, 1971.

  5. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные. Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.

  6. Никишов А.И. Справочник школьника по биологии: 6 – 9 классы. – М.: Дрофа, 1996.

  7. Своллоу С., Стефенс М. Мир ручьев, прудов и рек. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

  8. Томсон Р., Стефенс М. Наблюдаем насекомых. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.