Файл: Протокол от 2021 г Согласовано Ответственный за увр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тополинская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено» на

заседании ШМО

Протокол № __

от «__-»___________2021 г

________________

«Согласовано»

Ответственный за УВР

________Н.В. Хайбулина

от«__»______2021 г.

«Утверждаю»

Директор школы

________И.Г. Фельк

Приказ № _____

от «_» ___________2020 г.
.


Рабочая программа

учебного предмета

«Обществознание»

Предметная область: общественные дисциплины

Среднее общее образование

10 класс
2021/2022 учебный год

Программу разработал

Калашникова Татьяна Викторовна

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

с. Топольное, 2021 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010

№1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

– Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ Тополинская СОШ ;

– Учебного плана среднего общего образования на 2021/2022 учебный год МКОУ Тополинская СОШ ;

– Календарного учебного графика на 2021/2022 учебный год МКОУ Тополинская СОШ ;

– Положения о рабочей программе учебного предмета, учебного курса, курса внеурочной деятельности, МКОУ Тополинская СОШ ;Рабочей программы по обществознанию предметной линии учебников под редакцией Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2014г) ;

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен тем, что программа по обществознанию разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [ Л.Н. Боголюбов и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020

Цели:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  •  воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

  • совершенствование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.


Задачи:

способствовать углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

сформировать способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;

сформировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;

способствовать развитию у учащихся умений получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

сформировать у учащихся умение применять полученные знания и умения для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно бытовой сфере, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом, для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

сформировать у учащихся способности самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.) оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Место учебного предмета в учебном плане ОУ:

В соответствии с учебным планом основного общего образования МКОУ Тополинская СОШ на изучение предмета «Обществознание» в 10 классе отводится 70 часов в год (2 часа в неделю, 35 учебных недели).

В рабочую программу внесены изменения: так как в календарно- учебном графике на 2021-2022 учебный год в 10 классе (35 учебных недель – 70 часов, и в авторской программе по 105 часов, если учитель располагает меньшим количеством часов, он может по своему усмотрению уменьшить время на изучение отдельных тем) часть из этих уроков выпало на праздничные дни, то корректировка программы проведена за счёт уроков повторения и систематизации знаний.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:


1. Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова —  М. : Просвещение, 2019

2. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [ Л.Н. Боголюбов и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020

3. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Ю.И. Аверьянов и др.). 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты:
Личностными результатами выпускников старшей школы при изуче­нии курса обществознания являются:

— осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в современном обществе, готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать различные социальные роли;

— мотивированность к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем вы-боре сферы деятельности;

— ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах морали и требованиях права, отражающие идеалы общественного блага, укрепления государственности и патриотизма, гражданского мира .

Метапредметные результаты изучения обществознания в старшей школе проявляются в:

  • умении на основе полученных в курсе знаний о качествах личности и самопознании адекватно оценивать себя: оценивать собственные способ­ности, устанавливать уровень притязаний, ставить адекватные возможностям цели, осуществлять самопроверку, видеть связь между усилиями и достиг­нутым результатом;

  • умении на основе изученных в курсе моделей реализации типичных социальных ролей решать проблемы, связанные с выполнением человеком определённой социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жи­теля определённой местности, члена общественного объединения и т. п.);

  • способности анализировать с опорой на полученные знания об обще­ственных отношениях конкретные жизненные ситуации, выбирать и реали­зовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям;

  • ключевых навыках работы с информацией, её поиска, анализа и об­работки, коммуникации, сотрудничества;

  • готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования определённого профиля;

— ключевых компетентностях
, сформированных в курсе и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (обобщённые способы решения учебных задач, исследовательские, коммуникативные и информационные умения, умение работать с разными источниками соци­альной информации).

Предметными результатами освоения на базовом уровне выпускниками полной средней школы содержания программы по обществознанию являются:

  • понимание общества как целостной развивающейся системы в един­стве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития, уме­ние выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

  • владение основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами осмысления окружающей социальной дей­ствительности;

  • опыт использования получаемых знаний и умений для принятия обо­снованных и социально одобряемых решений в условиях реально складыва­ющихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных соци­альных ролей (гражданин, член семьи, работник, собственник, потребитель);

  • умение извлекать социальную информацию из различных неадаптиро­ванных источников, анализировать её, соотносить со знаниями, полученны­ми при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;

социальная самоидентификация личности обучающегося как гражда­нина России, наследника традиций и достижений своего народа, современника и в ближайшем будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни;

  • мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин, развитие интереса к их проблематике;

  • умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстети­ческих ценностей: различать факты, суждения и оценки, их связь с опре­делённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • уважение ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осо­знание глобальных проблем современности, своей роли в их решении.



Содержание учебного предмета.


  1. Общество как способ объединения и взаимодействия людей

Человеческая общность. Общественные отношения. Общество как систе­ма. Связи между подсистемами и элементами общества. Единство человече­ства и окружающей среды. Влияние человека на биосферу.


Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функ­ции социальных институтов. Типы обществ. Информационное общество и его особенности.

Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, рефор­ма, социальная революция. Общественный прогресс, его критерии. Проти­воречивый характер прогресса.

Интеграционные связи современного мира. Признаки и последствия гло­бализации. Глобализация и международный терроризм. Глобальные пробле­мы современного мира. Экологическая ситуация в глобальном мире. Эко­логическая ответственность.

  1. Социальная и деятельностная сущность человека

Природа человека. Природное и социально-духовное в человеке. Инди­вид. Социализация индивида. Агенты и институты социализации.

Личность. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека.

Индивидуальность. Индивидуальные потребности. Связь потребностей и деятельности.

Человеческая деятельность и её мотивы. Структура деятельности. Раз­личные классификации видов деятельности человека. Сознание и деятель­ность. Творческая активность.

Познание как деятельность. Формы познания. Виды человеческих зна­ний. Особенности научного познания. Особенности познания общественных явлений.

Истина. Аспекты объективности, абсолютности и относительности исти­ны. Критерии истины.

Самопознание и самосознание. Самореализация личности. Свобода и от­ветственность.

  1. Право на защиту человека и гражданина

Право и другие социальные нормы. Теории происхождения права. При­чины возникновения права. Современное понимание права. Право как ци­вилизационный прорыв человечества.

Система российского права. Элементы системы права. Нормы права. От­расли права. Материальное и процессуальное право. Система законодатель­ства. Международное право и его роль в правовой системе России.

Конституция Российской Федерации. Конституционное право и сфера его регулирования. Структура Конституции Российской Федерации. Консти­туция о правах и обязанностях человека и гражданина. Взаимозависимость прав и обязанностей.

Гражданин России. Что такое гражданство. Права и обязанности граж­данина. Принципы гражданства в Российской Федерации. Способы приоб­ретения гражданства. Гражданская культура.