Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине Современный русский язык разработано для студентов специальности 0111000 Основное среднее образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОСТОЧНО- КАЗАХСТАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ



Мельникова Л.В.

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Грамматические разборы »
Часть-1 «Фонетический анализ слова»

Для студентов- филологов:
Специальность: 0111000 «Основное среднее образование»
Квалификация: 0111023 «Учитель русского языка и литературы»

Усть-Каменогорск- 2019 г.
УДК 811.161.1´27 (075.32)

ББК 81.2 РусЯ 72

М 48
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Современный русский язык» разработано для студентов специальности: 0111000 «Основное среднее образование», квалификации: 0111023 «Учитель русского языка и литературы»
Фонетический разбор слова, изучаемый студентами-филологами, существенно отличается от того разбора, который обучающиеся выполняли в школе. Новая сложная терминология, научная классификация звуков по месту и способу образования, фонетические законы вызывают трудности у студентов при выполнении данного вида разбора. Данное пособие предназначено для закрепления пройденного материала, ликвидации пробелов в знаниях и подготовке к экзаменам.

Пособие содержит необходимый теоретический и практический материалы для выполнения фонетического разбора: план, образец фонетического разбора, алгоритмы работы, классификации звуков, словарь терминов.

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов специальности: 0111000 «Основное среднее образование», квалификации: 0111023 «Учитель русского языка и литературы»
Составитель: Мельникова Л.В., преподаватель русского языка и литературы Восточно-Казахстанского гуманитарного колледжа им. Абая


Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано на заседании научно-методического совета колледжа

Протоколо № 5 от 24 апреля 2019 г.
Председатель НМС__________________________ Ж.Слямбекова

Содержание:

1. План фонетического разбора в школе и вузе…………………………………4

2. Образец фонетического разбора в школе и вузе……………………………..5

3. Теоретический материал к пунктам разбора

3.1.    Правила транскрипции слов и предложений……………………..6

3.2. Алгоритм транскрибирования звуков ……………………………7

3.3. Основные фонетические законы русского языка………………..10

3.4.   Правила  слогораздела, типы слогов…………………………….13

4. Терминологический словарь…………………………………………….....15

5. Ресурсы………………………………………………………………………19


Фонетическим разбором лингвисты называют анализ с позиций слогового состава и качества звуков, из которых состоит слово.

1. План фонетического разбора

Фонетический разбор слова в вузе проводится по следующей схеме:

1)      представить наиболее точную фонетическую транскрипцию;

2)      охарактеризовать все звуки слова;

3)      на фонетической транскрипции слова показать вертикальными чертами места слогоразделов и охарактеризовать типы слогов;

4)      определить фонетические законы, действующие в слове;

5)      под буквами фонетической транскрипции обозначить знаками (+) и (-) сильные и слабые позиции по звонкости/глухости (з/г) и твердости/мягкости (т/м); знаком (*) обозначить согласные, не имеющие парных звуков.

 Фонетический разбор слова в школе осуществляется по следующей схеме:

1) затранскрибировать слово, поставив ударение;

2) на транскрипции дефисами (или вертикальными линиями) обозначить слогораздел;

3) определить количество слогов, указать ударный слог;

4) показать, какому звуку соответствует каждая буква; определить количество букв и звуков;

5) в столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие;

6) указать количество букв и звуков;

7) охарактеризовать звуки по следующим параметрам:

гласный: ударный / безударный;

согласный: глухой / звонкий с указанием парности, твердый / мягкий с указанием парности.

2.Образец фонетического разбора:

 

Фонетический разбор слова в вузе

Фонетический разбор слова в школе

пожелтевший

1) [пъжыэлт’.э´фшыj ]

2)

[п] – согласный, шумный, глухой, губно-губной, смычно-взрывной, непалатализованный

[ъ] – гласный, среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный

[ж] – согласный, шумный, звонкий, переднеязычный, передненебный, щелевой, непалатализованный

э] – гласный, среднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный

[л] – согласный, сонорный, переднеязычный, зубной, смычно-проходной, непалатализованный

[т’] – согласный, шумный, глухой, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, палатализованный

[.э´] – гласный, переднего ряда, среднего подъема, продвинутый вперед и вверх в конце подъема, нелабиализованный, ударный

[ф] – согласный, шумный, глухой, губно-зубной, щелевой, непалатализованный

[ш] – согласный, шумный, глухой, переднеязычный, передненебный, щелевой, непалатализованный

[ы] – гласный, среднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный

[[j] – согласный, сонорный, среднеязычный, щелевой, напряженный

3) [пъ|жыэ|лт’.эф|шыi] –

1-й слог открытый, прикрытый,

2-й слог открытый, прикрытый,

3-й слог закрытый, прикрытый,

4-й слог закрытый, прикрытый

4)   

 а)[ъ] – качественная редукция 2-й степени

б) [.э] – аккомодация

в) [ф] – ассимиляция по глухости

5)  [пъжыэлт’.эфшыi]

з/г  + + * + - + *

т/м + * - +  + + *

гл. - - + -

пожелтевший

[па|жыл|т’эф|шый’] – 4 слога, 3-й ударный

п - [п] - согласный, глухой парный, твердый парный

о - [а] - гласный, безударный

ж- [ж] - согласный, звонкий парный, твердый непарный

е - [ы] - гласный, безударный

л- [л] -согласный, звонкий непарный, твердый парный

т - [т’] -согласный, глухой парный, мягкий парный

е - [э] -гласный, ударный

в - [ф] - согласный, глухой парный, твердый парный

ш -[ш] - согласный, глухой парный, твердый непарный

и - [ы] - гласный, безударный

й- [й']-согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

11 букв, 11 звуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Теоретический материал к пунктам разбора

3.1. Правила транскрипции

В фонетической транскрипции используют буквы традиционного алфавита, при этом запись ведётся по особым неорфографическим законам. В дополнение к буквам используют диакритические символы.

Основной принцип русской транскрипции реализуется в правилах:



Знаки, принятые в фонетической транскрипции:

Λ - редуцированный гласный [о], [а] в первом предударном слоге и абсолютном начале слова: [вΛда], [Λна];

Иэ - звук, средний между [и] и [э];

Ыэ - звук, средний между [ы] и [э];

Ъ, Ь - редуцированные гласные [о], [а], [э] во всех безударных слогах, кроме первого предударного и абсолютного начала слова;

Т' - обозначение мягкости согласного звука;

- или : - обозначение долготы согласного звука;

[ ] - выделение звука, слова или его части.

/- короткая пауза

//- длинная пауза

В транскрипции предложения или текста знаки препинания не ставятся, коротка пауза обозначается- /, длинная- //



При составлении транскрипции следует учитывать фонетические законы. (см. п.3.3)

3.2. Алгоритм транскрибирования звуков

3.2.1.Алгоритм транскрибирования гласных звуков

1. Разбейте слово на слоги, расставьте ударение

2. Определите позиции звуков (сильная – под ударением, слабая- безударное положение)

3.Обратите внимание на буквы Е, О, А, в безударном положении они дают редуцированные звуки

4. Определите местоположение данных безударных звуков( абсолютное начало слова, первый предударный слог, остальные предударные и заударные слоги) , степень редукции.

1 степень редукции: абсолютное начало слова ( ар/буз- [^]р/бу´з), первый предударный ударный слог ( мо/ло/ко´- мо/л[^]/ко´)

2 степень редукции: остальные предударные и заударные слоги. ( мо/ло/ко´- м[ь]/ло/ко´)

5. Воспользуйтесь таблицей, чтобы определить редуцированный звук



6. Обратите внимание на буквы Е,Ё, Ю,Я они могут давать один звук и два в зависимости от позиции.



7. Обратите внимание, что буквы И,У,Ы дают звуки [И,У,Ы],- они не подвергаются качественное редукции и пишутся, как слышатся.

Образец работы над составлением транскрипции слова



3.2.2. Алгоритм транскрибирования согласных звуков

1.Определите сильные и слабые позиции согласных (по глухости/звонкости, твердости/мягкости )



2. В слабой позиции у парных согласных наблюдается ассимиляция (уподобление соседнему парному согласному звуку) по твердости- мягкости, глухости- звонкости, отобразите изменения в транскрипции

Образец:




с

д

е

л

а

н

о




[з´]

[д']

[э]

[л]

[ъ]

[н]

[ъ]

г/з

-

+




*




*




т/м

-

+




+




+




(-)- слабая позиция

(+)-сильная позиция

(*)- нет пары (по по гл/зв или тв/мг)

3. Обратите внимание на согласные стоящие перед буквами Е,Ё, Ю, Я, данные буквы являются показателями мягкости согласных, отразите это в транскрипции.

4. Обратите внимание на парные звонкие согласные в конце слова,в данной позиции они оглушаются.

(Прочие возможные изменения согласных указаны в фонетических законах)

3.3. Основные фонетические законы современного русского языка.

1. Фонетический закон конца слова.

Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т. е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр'ишол поjьст] (пришел поезд);

2) перед следующим словом с начальным глухим + гласным +сонорным, + [j] и [в]: прав он [праф он],сад наш [сат наш].


Сонорные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция (уподобление) согласных по звонкости и глухости.

Если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. (Регрессивная ассимиляция)

Звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; создает омофоны: [душкъ - душкъ]. Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:

1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор);

2) на стыке предлогов со словом: [гд'элу] (к делу), [зд'элъм] (с делом);

3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы);

4) на стыке слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п'ат'] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости.

Согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному.

Согласные парные по твердости-мягкости смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед буквой «е» ; [б'эл], [в'эс]; 2) перед [иЪ: [м'ил], [п'ил'и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л'] (конце - кольце).

Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т. п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным, следующим перед частицей. (вот лес)

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт'эн'ч'ик], [н'эфт'], [вз'ат'] (птенчик, нефть, взять).

4. Ассимиляция согласных по твердости.

Осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т. п.

Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс'ит'] - [проз'бъ], [мълΛт'ит'] - [мълΛд'ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т. д.

Ассимиляции не подвергается [л']: [пол'ь] - [зΛпол'ныj] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими.

Распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ ж ат'], [рΛ ж ат'] (сжать, разжать); [ ш ыт'], [рΛ ш ыт'] (сшить, расшить); [ ш'от], [рΛ ш'от] (счет, расчет); [рΛзно ш'ик], [изво ш'ик] (разносчик, извозчик);