Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине Современный русский язык разработано для студентов специальности 0111000 Основное среднее образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВОСТОЧНО- КАЗАХСТАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Мельникова Л.В.
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Грамматические разборы »
Часть-1 «Фонетический анализ слова»
Для студентов- филологов:
Специальность: 0111000 «Основное среднее образование»
Квалификация: 0111023 «Учитель русского языка и литературы»
Усть-Каменогорск- 2019 г.
УДК 811.161.1´27 (075.32)
ББК 81.2 РусЯ 72
М 48
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Современный русский язык» разработано для студентов специальности: 0111000 «Основное среднее образование», квалификации: 0111023 «Учитель русского языка и литературы»
Фонетический разбор слова, изучаемый студентами-филологами, существенно отличается от того разбора, который обучающиеся выполняли в школе. Новая сложная терминология, научная классификация звуков по месту и способу образования, фонетические законы вызывают трудности у студентов при выполнении данного вида разбора. Данное пособие предназначено для закрепления пройденного материала, ликвидации пробелов в знаниях и подготовке к экзаменам.
Пособие содержит необходимый теоретический и практический материалы для выполнения фонетического разбора: план, образец фонетического разбора, алгоритмы работы, классификации звуков, словарь терминов.
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов специальности: 0111000 «Основное среднее образование», квалификации: 0111023 «Учитель русского языка и литературы»
Составитель: Мельникова Л.В., преподаватель русского языка и литературы Восточно-Казахстанского гуманитарного колледжа им. Абая
Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано на заседании научно-методического совета колледжа
Протоколо № 5 от 24 апреля 2019 г.
Председатель НМС__________________________ Ж.Слямбекова
Содержание:
1. План фонетического разбора в школе и вузе…………………………………4
2. Образец фонетического разбора в школе и вузе……………………………..5
3. Теоретический материал к пунктам разбора
3.1. Правила транскрипции слов и предложений……………………..6
3.2. Алгоритм транскрибирования звуков ……………………………7
3.3. Основные фонетические законы русского языка………………..10
3.4. Правила слогораздела, типы слогов…………………………….13
4. Терминологический словарь…………………………………………….....15
5. Ресурсы………………………………………………………………………19
Фонетическим разбором лингвисты называют анализ с позиций слогового состава и качества звуков, из которых состоит слово.
1. План фонетического разбора
Фонетический разбор слова в вузе проводится по следующей схеме:
1) представить наиболее точную фонетическую транскрипцию;
2) охарактеризовать все звуки слова;
3) на фонетической транскрипции слова показать вертикальными чертами места слогоразделов и охарактеризовать типы слогов;
4) определить фонетические законы, действующие в слове;
5) под буквами фонетической транскрипции обозначить знаками (+) и (-) сильные и слабые позиции по звонкости/глухости (з/г) и твердости/мягкости (т/м); знаком (*) обозначить согласные, не имеющие парных звуков.
Фонетический разбор слова в школе осуществляется по следующей схеме:
1) затранскрибировать слово, поставив ударение;
2) на транскрипции дефисами (или вертикальными линиями) обозначить слогораздел;
3) определить количество слогов, указать ударный слог;
4) показать, какому звуку соответствует каждая буква; определить количество букв и звуков;
5) в столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие;
6) указать количество букв и звуков;
7) охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
гласный: ударный / безударный;
согласный: глухой / звонкий с указанием парности, твердый / мягкий с указанием парности.
2.Образец фонетического разбора:
Фонетический разбор слова в вузе | Фонетический разбор слова в школе |
пожелтевший 1) [пъжыэлт’.э´фшыj ] 2) [п] – согласный, шумный, глухой, губно-губной, смычно-взрывной, непалатализованный [ъ] – гласный, среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный [ж] – согласный, шумный, звонкий, переднеязычный, передненебный, щелевой, непалатализованный [ыэ] – гласный, среднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный [л] – согласный, сонорный, переднеязычный, зубной, смычно-проходной, непалатализованный [т’] – согласный, шумный, глухой, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, палатализованный [.э´] – гласный, переднего ряда, среднего подъема, продвинутый вперед и вверх в конце подъема, нелабиализованный, ударный [ф] – согласный, шумный, глухой, губно-зубной, щелевой, непалатализованный [ш] – согласный, шумный, глухой, переднеязычный, передненебный, щелевой, непалатализованный [ы] – гласный, среднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный [[j] – согласный, сонорный, среднеязычный, щелевой, напряженный 3) [пъ|жыэ|лт’.эф|шыi] – 1-й слог открытый, прикрытый, 2-й слог открытый, прикрытый, 3-й слог закрытый, прикрытый, 4-й слог закрытый, прикрытый 4) а)[ъ] – качественная редукция 2-й степени б) [.э] – аккомодация в) [ф] – ассимиляция по глухости 5) [пъжыэлт’.эфшыi] з/г + + * + - + * т/м + * - + + + * гл. - - + - | пожелтевший [па|жыл|т’эф|шый’] – 4 слога, 3-й ударный п - [п] - согласный, глухой парный, твердый парный о - [а] - гласный, безударный ж- [ж] - согласный, звонкий парный, твердый непарный е - [ы] - гласный, безударный л- [л] -согласный, звонкий непарный, твердый парный т - [т’] -согласный, глухой парный, мягкий парный е - [э] -гласный, ударный в - [ф] - согласный, глухой парный, твердый парный ш -[ш] - согласный, глухой парный, твердый непарный и - [ы] - гласный, безударный й- [й']-согласный, звонкий непарный, мягкий непарный 11 букв, 11 звуков |
3. Теоретический материал к пунктам разбора
3.1. Правила транскрипции
В фонетической транскрипции используют буквы традиционного алфавита, при этом запись ведётся по особым неорфографическим законам. В дополнение к буквам используют диакритические символы.
Основной принцип русской транскрипции реализуется в правилах:
Знаки, принятые в фонетической транскрипции:
Λ - редуцированный гласный [о], [а] в первом предударном слоге и абсолютном начале слова: [вΛда], [Λна];
Иэ - звук, средний между [и] и [э];
Ыэ - звук, средний между [ы] и [э];
Ъ, Ь - редуцированные гласные [о], [а], [э] во всех безударных слогах, кроме первого предударного и абсолютного начала слова;
Т' - обозначение мягкости согласного звука;
- или : - обозначение долготы согласного звука;
[ ] - выделение звука, слова или его части.
/- короткая пауза
//- длинная пауза
В транскрипции предложения или текста знаки препинания не ставятся, коротка пауза обозначается- /, длинная- //
При составлении транскрипции следует учитывать фонетические законы. (см. п.3.3)
3.2. Алгоритм транскрибирования звуков
3.2.1.Алгоритм транскрибирования гласных звуков
1. Разбейте слово на слоги, расставьте ударение
2. Определите позиции звуков (сильная – под ударением, слабая- безударное положение)
3.Обратите внимание на буквы Е, О, А, в безударном положении они дают редуцированные звуки
4. Определите местоположение данных безударных звуков( абсолютное начало слова, первый предударный слог, остальные предударные и заударные слоги) , степень редукции.
1 степень редукции: абсолютное начало слова ( ар/буз- [^]р/бу´з), первый предударный ударный слог ( мо/ло/ко´- мо/л[^]/ко´)
2 степень редукции: остальные предударные и заударные слоги. ( мо/ло/ко´- м[ь]/ло/ко´)
5. Воспользуйтесь таблицей, чтобы определить редуцированный звук
6. Обратите внимание на буквы Е,Ё, Ю,Я они могут давать один звук и два в зависимости от позиции.
7. Обратите внимание, что буквы И,У,Ы дают звуки [И,У,Ы],- они не подвергаются качественное редукции и пишутся, как слышатся.
Образец работы над составлением транскрипции слова
3.2.2. Алгоритм транскрибирования согласных звуков
1.Определите сильные и слабые позиции согласных (по глухости/звонкости, твердости/мягкости )
2. В слабой позиции у парных согласных наблюдается ассимиляция (уподобление соседнему парному согласному звуку) по твердости- мягкости, глухости- звонкости, отобразите изменения в транскрипции
Образец:
| с | д | е | л | а | н | о |
| [з´] | [д'] | [э] | [л] | [ъ] | [н] | [ъ] |
г/з | - | + | | * | | * | |
т/м | - | + | | + | | + | |
(-)- слабая позиция
(+)-сильная позиция
(*)- нет пары (по по гл/зв или тв/мг)
3. Обратите внимание на согласные стоящие перед буквами Е,Ё, Ю, Я, данные буквы являются показателями мягкости согласных, отразите это в транскрипции.
4. Обратите внимание на парные звонкие согласные в конце слова,в данной позиции они оглушаются.
(Прочие возможные изменения согласных указаны в фонетических законах)
3.3. Основные фонетические законы современного русского языка.
1. Фонетический закон конца слова.
Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т. е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п.
Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:
1) перед паузой: [пр'ишол поjьст] (пришел поезд);
2) перед следующим словом с начальным глухим + гласным +сонорным, + [j] и [в]: прав он [праф он],сад наш [сат наш].
Сонорные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.
2. Ассимиляция (уподобление) согласных по звонкости и глухости.
Если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. (Регрессивная ассимиляция)
Звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; создает омофоны: [душкъ - душкъ]. Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, свой, твой.
Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:
1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор);
2) на стыке предлогов со словом: [гд'элу] (к делу), [зд'элъм] (с делом);
3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы);
4) на стыке слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п'ат'] (раз пять).
3. Ассимиляция согласных по мягкости.
Согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному.
Согласные парные по твердости-мягкости смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед буквой «е» ; [б'эл], [в'эс]; 2) перед [иЪ: [м'ил], [п'ил'и] (мил, пили).
Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л'] (конце - кольце).
Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т. п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным, следующим перед частицей. (вот лес)
Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт'эн'ч'ик], [н'эфт'], [вз'ат'] (птенчик, нефть, взять).
4. Ассимиляция согласных по твердости.
Осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т. п.
Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс'ит'] - [проз'бъ], [мълΛт'ит'] - [мълΛд'ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т. д.
Ассимиляции не подвергается [л']: [пол'ь] - [зΛпол'ныj] (поле, запольный).
5. Ассимиляция зубных перед шипящими.
Распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.
Полная ассимиляция [з], [с] происходит:
1) на стыке морфем: [ ж ат'], [рΛ ж ат'] (сжать, разжать); [ ш ыт'], [рΛ ш ыт'] (сшить, расшить); [ ш'от], [рΛ ш'от] (счет, расчет); [рΛзно ш'ик], [изво ш'ик] (разносчик, извозчик);