Файл: Татьяна Сергеевна Шевцова москва 20 23 Практическое занятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Конституционное право



Группа 21ГУ111в

Студент
Татьяна Сергеевна Шевцова

МОСКВА 2023

Практическое занятие № по темам 1-3

1.Гражданин России Д. переехал на постоянное место жительства в Америку, приобрѐл там гражданство США (т. е. стал иметь двойное гражданство России и США). Возвратившись домой, в Россию, этот человек обнаружил, что его исключили из списка избирателей, как иностранного гражданина. Потом ему отказали в приѐме на государственную службу РФ, а затем и на другие работы (дворником, посудомойкой), сославшись на то, что приоритет в приѐме на работу имеют российские граждане. В связи с таким положением дел Д. отказывается платить подоходный налог, заявляя, что заплатит его в Америке, так как между США и Россией существует соглашение об исключении двойного налогообложения, а также отказывается принять повестку в армию, заявляя, что будет служить в США.

Оцените правильность указанных утверждений?

ОТВЕТ: Согласно статьи 6 Конституции РФ гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Поэтому исключение из списков избирателей и отказы в приеме на работу не правомерны.

Статья 62 Конституции РФ устанавливает, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации


Согласно статье 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Поэтому гражданин Д. неправомерно не принимает повестку в армию.

Согласно статье 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц  признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения. Объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации. Если гражданин Д. с момента возвращения прожил в России более 183 дней, то он обязан заплатить подоходный налог на территории РФ.

2. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обратился с запросом в прокуратуру о предоставлении ему материалов по определѐнному делу в 5-тидневный срок. Ответ был получен Уполномоченным по правам человека в месячный срок, но Уполномоченный считает, что данные действия работников прокуратуры противоречат действующему законодательству. В связи с чем, он подал жалобу на действия работников прокуратуры в суд.

Какое решение должен вынести суд?

ОТВЕТ: Согласно статьи 34 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок. Поэтому, суд руководствуясь положениями статьи 17.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может наложить на должностных лиц прокуратуры административный штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей за неисполнение законных требований Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а равно неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».



Практическое занятие № по темам 4-6

1. Как вы понимаете следующие черты конституции: народность; основополагающий; учредительный характер; реальность; стабильность и динамизм.

ОТВЕТ: Народность конституции предполагает: участие народа в создании и принятии конституции (общенародные дискуссии о новой конституции, разработка, принятие конституции избранным народом парламентом, принятие конституции народом на референдуме); отражение в нормах конституции мнения, пожеланий народа (конституция должна соответствовать желанию народа, чтобы конституционные отношения регулировались именно так, как это есть в конституции, и не иначе).

Основополагающий характер конституции означает то, что конституция регулирует главные, определяющие, ключевые для жизни государства общественные отношения (как правило, конституция не регулирует второстепенные вопросы). Те отношения, которые регулирует конституция, оказывают влияние на все иные общественные отношения и, как правило, носят общий характер. Обычно конституция, несмотря на свой небольшой объем, пытается всесторонне охватить важнейшие общественные отношения.

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую существенную черту понятия конституции – ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета: единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства

Реальность конституции подразумевает ее соответствие сложившимся общественным отношениям, политическому и экономическому строю. Противоположностью реальной конституции является фиктивная конституция, которая не отражает фактического состояния общества (например, конституции ряда авторитарных и тоталитарных государств декларируют права и свободы человека, устанавливают демократическую по форме систему органов государственной власти, однако на практике права и свободы человека, закрепленные в конституции, не соблюдаются, а формирование и деятельность органов государственной власти происходят под жестким контролем со стороны правящей партии, хунты и т. д. и носят показной, фиктивный характер).


Стабильность предполагает повышенную устойчивость конституционных норм. Это достигается:

-спецификой регулируемых конституцией общественных отношений (носят неизменный, длительный характер на протяжении большого периода времени);

-особой процедурой принятия конституции, внесения в нее изменений и дополнений (как правило, конституция принимается высшими органами государственной власти - квалифицированным большинством - либо народом на референдуме).

Что же касается динамизма Конституции, то сегодня, на основе 20-летнего опыта ее реализации, можно со всей определенностью отметить, что речь должна идти как о формально-юридических, так и о социокультурных факторах, социологическом динамизме. В этом плане сам по себе динамизм Конституции должен связываться не только с текстом, буквой Конституции, но прежде всего с ее духом, принципами, ценностями, другими основополагающими конституционными началами, их воплощением в правовой и социальной действительности. Одновременно это предполагает ее способность быть восприимчивой к конкретно-историческим, социокультурным условиям и соответственно возможность всегда, в разные времена по-современному быть прочитанной, понятой и воспринятой современниками как акт своей, а не прошлой эпохи.

2. Что такое поправки к конституции? Каков порядок внесения поправок к конституции?

ОТВЕТ: Поправки к Конституции России — изменение положений Конституции Российской Федерации 1993 года путём процедур, предусмотренных главой 9 Конституции. Собственно поправками именуются конституционные поправки, принятые в форме законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, одобренные органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. По простоте внесения изменений российская Конституция считается жёсткой, поскольку любые проекты содержательных поправок требуют принятия в рамках усложненного законодательного порядка, не характерного для других законопроектов.

Соответствующие предложения вносятся уполномоченными на это органами власти и должностными лицами в Государственную Думу в качестве законопроектов. Сначала они рассматриваются профильным комитетом нижней палаты российского парламента, а затем – всеми депутатами на пленарном заседании. Если не менее двух третей от общего количества народных избранников поддержали проект конституционного закона во всех трех чтениях, то документ направляется в Совет Федерации для одобрения. В этом органе представительной власти за него должны проголосовать, как минимум, три четверти всех сенаторов.


Получивший поддержку конституционный закон направляется для ознакомления в региональные парламенты. Органы представительной власти субъектов РФ в случае несогласия с предложенными поправками в текст Конституции РФ могут в течение семи дней обжаловать постановление Совета Федерации в Верховном суде, известив об этом Президента России.

Если все региональные парламенты согласились с одобренным проектом конституционного закона, то он направляется главе государства для подписания.

Документ вступает в силу со дня его официального опубликования, если в его тексте не установлена другая дата. В течение месяца принятая поправка вносится в соответствующую главу Конституции РФ, затем основной закон страны публикуется в новой редакции.

Иной порядок предусмотрен для внесения изменений в статью 65 Конституции РФ, в которой перечисляются названия субъектов, входящих в состав Российской Федерации. Официальное наименование какой-либо республики, автономного округа, края, области или города федерального значения может быть скорректировано по представлению самого субъекта РФ, такое изменение оформляется в виде федерального закона.

Совсем другое дело, если речь идет о включении в состав России нового региона, пересмотре федеративного устройства нашей страны, формировании новой административно территориальной единицы. Такие серьезные решения утверждаются Государственной Думой и Советом Федерации с соблюдением всех процедур, необходимых для принятия конституционного закона.

Практическое занятие № по темам 7-10

1. Соотношение понятий «личность», «человек», «гражданин», «права», «свободы», «обязанности».

ОТВЕТ: «Человек», «личность», «гражданин» — понятия не тождественные, хотя и тесно связанные друг другом.

Понятие «человек» характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира.

«Личность» — понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания.