Файл: Ч. Т. Айтматова Первый учитель Цели обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел долгосрочного плана: Дети и взрослые


Краткосрочный план №___
Школа:

ТОО «Школа имени Абая Кунанбаева»

Дата:

ФИО учителя: Ундербаева Дамира Мусрепбековна

Класс: 8

Количество: присутствующих_______ отсутствующих________

Предмет

Русская литература

Тема урока

Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»

Цели обучения,

которые достигаются

на данном уроке

8.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов.

8.1.6.1. давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты.

Цели урока

Учащиеся могут:

определять особенности композиции повести;

отвечать на проблемный вопрос, используя цитаты из текста.

Языковые цели


Использование учащимися всех четырех языковых навыков в различных комбинациях.

Вовлечение учащихся в диалог-дискуссию.

Привитие ценностей



Привитие ценностей осуществляется посредством работы в команде, поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся. Прислушиваясь к мнению другого, учащийся воспитывает в себе толерантное отношение к другим учащимся класса.

Межпредметные связи

Связь с самопознанием, когда анализируются поступки героев рассказа и смысл названия произведения.

Связь с русским языком при использовании четырех языковых навыков в различных комбинациях.

Связь с историей при подготовке исторической справки о жизни киргизского народа до революции.

Предварительные знания


Это первый урок при изучении повести Ч. Айтматова «Первый учитель». Активизация знаний осуществляется через работу в парах и группе, в процессе которой учащиеся находят дополнительную информацию о жизни и творчестве Ч. Айтматова.Также учащиеся, опираясь на полученные ранее знания, будут выделять композиционные элементы в повести «Первый учитель».

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

0-8

1. Стартер.

Учитель демонстрирует слайд, на котором изображены герои произведений Ч. Айтматова. Учащиеся будут письменно отвечать на вопрос: Как вы думаете, кто является героями произведений

Ч. Айтматова?

Используется прием «Письмо по кругу».

Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.


Презентация




8-10





2. Целеполагание. Совместно с учащимися определяются цели урока:

определять особенности композиции повести.

отвечать на проблемный вопрос, используя цитаты из текста.



ФО «Линейка»

Середина урока

10-20

20–26

26-40

Ч. Айтматов

Повесть Ч. Айтматова «Первый учитель».

–Какой смысл вкладывает писатель в понятие «первый учитель»?

-Какие черты личности Дюйшена выявляются писателем в рассказе о жизни героя?

(слайд: кадр из фильма). Ч. Айтматов рисует самое тяжелое для Киргизии и для всей страны время 1924 год. Гражданская война закончилась, но в стране разруха. Начинается культурная революция в Киргизии, а первые шаги всегда трудные…Место действия: глухой аил, отсталая масса людей. Именно в это время в аиле начинает учительствовать малограмотный сын беднейшего дехканина, в недавнем прошлом красноармеец – Дюйшен. – В чем же заключалась сила Дюйшена? (слайд: кадр из фильма)

-.Какие черты характера проявляет учитель? Это позиция человека, наделенного светлым умом, большим благородным сердцем, беспокойной совестью, выбравшего самый трудный участок – борьбу за души людей. Школа Дюйшена – это родник, из которого черпают особые знания – политические, нравственные, духовные.» Поражают слова, сказанные его ученицей, потрясенной великодушием Дюйшена : Индивидуальная работа.

Учащиеся работают над поиском дополнительной информации

  1. Расскажите о самых ярких страницах биографии Ч. Айтматова.

  2. Подготовьте историческую справку о жизни киргизского народа до революции (о правах женщин).

  3. Расскажите о творчестве писателя.

Учащиеся поочередно выступают. После каждого выступления задают друг другу 1 «тонкий» и 2 «толстых» вопроса.
Критерий: отвечать на проблемный вопрос, используя цитаты из текста.

Дескрипторы:

1. Работает над поиском дополнительной информации.

2. Анализирует полученную информацию и на ее основе готовит сообщение.

3. Отвечает на «тонкий» и «толстые» вопросы.

4. Приводит примеры из проанализированных текстов.
Ф взаимооценивание по дескрипторам.

Анализ композиции

Стратегия «Копилка вопросов»

- Как жители аила встречают Дюйшена? (С недоверием, глумлением и враждебностью баев, ещё чувствующих себя хозяевами жизни.)

- Как Дюйшен готовил школу к открытию? Как учил первых своих учеников?

- Какими чертами характера наделён Дюйшен? (Наивен, неопытен, но при всех своих промахах “первый учитель” заражает своим энтузиазмом, смелостью, благородством, когда вступает в опасную и неравную борьбу с противником.)

- В каких эпизодах проявляется жестокость и непримиримость ко всему, что враждебно новым жизненным началам? (Текст: “Значит, вы против этой бумаги, где сказано об обучении детей… Отвечай!” Он выкрикнул слово “отвечай” с такой звенящей, гневной силой, что оно, как пуля, прорезало теплынь осенней тиши и, словно выстрел, отозвалось коротким эхом в скалах”.)

- В каких эпизодах проявляется благородство, любовь к детям? (На руках переносит детей в школу через зимний ручей, не останавливается ни перед какими лишениями и трудностями – лишь бы учить детей, жертвует любовью к Алтынай, боясь помешать её большому будущему, которое чутко угадывает.)

- Какой эпизод служит преддверием отчаянной борьбы за спасение девушки от замужества-рабства? (На одинокого всадника в степи нападают волки, и Дюйшен рвётся в одиночку сразиться со стаей хищников, терзающих загнанную лошадь.)

- Где проявился героизм учителя? (Он избавляет Алтынай от грозившей ей судьбы – навсегда остаться рабыней мужа-бая, сделаться похожей на свою предшественницу, встреченную в байской юрте. Текст: “Её потухшие, подобно холодному пеплу, глаза смотрели, ничего не выражая. Бывают собаки, забитые ещё со щенячьего возраста”. Учитель едва не погиб в стычке с “двуногими волками”, но всё же вырвал из-под власти бая свою ученицу. “Ты думаешь, что истоптал её, как траву, погубил её? – бросает он насильнику. – Врёшь, прошли твои времена, теперь её время…”)

- Какова дальнейшая судьба Алтынай? (Индивидуальное задание.)

- Почему Алтынай больше не приезжала в свой аил?

- Забыла ли она своего учителя? (Случай в поезде.)

- Расскажите о дальнейшей судьбе учителя. (Индивидуальное задание.)

- Что послужило причиной для написания этой истории? (Спустя много лет туповатые и самодовольные люди посмеивались над тем, что были времена, когда Дюйшена “всерьёз считали…учителем”.)


- А вы считаете Дюйшена учителем? Почему?

(Его школа и впрямь послужила для многих прекрасной стартовой площадкой. “С бугра, где стояла наша школа, - вспоминает Алтынай, - открывался глазам прекрасный мир весны”.)

- Да, поистине весенний мир, дали будущего открывались глазами детей и подростков, понявших из страстных речей Дюйшена, что настало новое время - их время.

Писатель не побоялся рассказать трудную правду о дальнейшей судьбе первого учителя, для которого школа “на бугре” оказалась высшей жизненной точкой.

Критерий: выделяет в тексте произведения элементы композиции, объясняет значение вставных эпизодов.

Дескрипторы:

1. Выделяет в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, эпилог.

2. Объясняет значение отдельного эпизода для сюжета;

3. Комментирует особенности композиции.

ФО оценивание учителем.

Аналитическая беседа по повести.

  1. Ваше впечатление о повести?

  2. Какова тема? Идея произведения?

  3. Какова композиция повести?

  4. В каком году происходят описываемые события? (1924год)

  5. Что вы знаете об этом периоде нашей истории? (Сообщение учащегося.)

  6. Кто главные герои повести? При каких обстоятельствах мы с ними знакомимся?

  7. От чьего лица ведётся основное повествование? (Алтынай Сулайманова – академик.)

  8. Как жители аила относятся к Алтынай Сулаймановой? (С уважением.) К Дюйшену? (С пренебрежением.)

  9. Расскажите о появлении Дюйшена в ауле.


http://www.litra.ru/composition/get/coid/00037701184864038926/

Жизнь и творчество

Ч. Айтматова


https://mybook.ru/author/chingiz-ajtmatov/pervyj-uchitel/read/

Ч. Айтматов «Первый учитель»

Конец урока

40–45


5. Рефлексия.

- На уроке мне больше всего запомнилось... 

- Меня удивило то, что...

- После урока я расскажу своим друзьям о...

- Ещё мне хотелось бы узнать...

 - Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...

- Лучше всех на уроке работал...

Стикеры

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как

Вы планируете

проверить

уровень усвоения

материала

учащихся?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




На уроке используется учебная информация с учетом различных типов восприятия информации. На этапе закрепления менее способным учащимся предлагаются различные подмостки.

Дифференциация реализуется через работу в группах и в парах, через анализ композиции повести «Первый учитель».

Диагностическое оценивание на этапе вызова с определением зоны ближайшего развития. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям.

Взаимооценивание через комментарий деятельности одноклассников в процессе анализа новой информации о жизни и творчестве

Ч. Айтматова, оценивание через рефлексию.

1. Здоровьесберегающие

технологии:

- активные виды деятельности;

- выполнение санитарных

норм;

- создание благоприятной

эмоциональной обстановки в

классе;

- личностно-ориентированный подход к детям.

2. Соблюдение правил

техники безопасности в

кабинете.