ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел долгосрочного плана: Дети и взрослые | Краткосрочный план №___ Школа: ТОО «Школа имени Абая Кунанбаева» | |||||
Дата: | ФИО учителя: Ундербаева Дамира Мусрепбековна | |||||
Класс: 8 | Количество: присутствующих_______ отсутствующих________ | |||||
Предмет | Русская литература | |||||
Тема урока | Ч.Т. Айтматова «Первый учитель» | |||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке | 8.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов. 8.1.6.1. давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты. | |||||
Цели урока | Учащиеся могут: определять особенности композиции повести; отвечать на проблемный вопрос, используя цитаты из текста. | |||||
Языковые цели | Использование учащимися всех четырех языковых навыков в различных комбинациях. Вовлечение учащихся в диалог-дискуссию. | |||||
Привитие ценностей | Привитие ценностей осуществляется посредством работы в команде, поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся. Прислушиваясь к мнению другого, учащийся воспитывает в себе толерантное отношение к другим учащимся класса. | |||||
Межпредметные связи | Связь с самопознанием, когда анализируются поступки героев рассказа и смысл названия произведения. Связь с русским языком при использовании четырех языковых навыков в различных комбинациях. Связь с историей при подготовке исторической справки о жизни киргизского народа до революции. | |||||
Предварительные знания | Это первый урок при изучении повести Ч. Айтматова «Первый учитель». Активизация знаний осуществляется через работу в парах и группе, в процессе которой учащиеся находят дополнительную информацию о жизни и творчестве Ч. Айтматова.Также учащиеся, опираясь на полученные ранее знания, будут выделять композиционные элементы в повести «Первый учитель». | |||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | ||||
Начало урока 0-8 | 1. Стартер. Учитель демонстрирует слайд, на котором изображены герои произведений Ч. Айтматова. Учащиеся будут письменно отвечать на вопрос: Как вы думаете, кто является героями произведений Ч. Айтматова? Используется прием «Письмо по кругу». Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. | Презентация | ||||
8-10 | 2. Целеполагание. Совместно с учащимися определяются цели урока: определять особенности композиции повести. отвечать на проблемный вопрос, используя цитаты из текста. | ФО «Линейка» | ||||
Середина урока 10-20 20–26 26-40 | Ч. Айтматов Повесть Ч. Айтматова «Первый учитель». –Какой смысл вкладывает писатель в понятие «первый учитель»? -Какие черты личности Дюйшена выявляются писателем в рассказе о жизни героя? (слайд: кадр из фильма). Ч. Айтматов рисует самое тяжелое для Киргизии и для всей страны время 1924 год. Гражданская война закончилась, но в стране разруха. Начинается культурная революция в Киргизии, а первые шаги всегда трудные…Место действия: глухой аил, отсталая масса людей. Именно в это время в аиле начинает учительствовать малограмотный сын беднейшего дехканина, в недавнем прошлом красноармеец – Дюйшен. – В чем же заключалась сила Дюйшена? (слайд: кадр из фильма) -.Какие черты характера проявляет учитель? Это позиция человека, наделенного светлым умом, большим благородным сердцем, беспокойной совестью, выбравшего самый трудный участок – борьбу за души людей. Школа Дюйшена – это родник, из которого черпают особые знания – политические, нравственные, духовные.» Поражают слова, сказанные его ученицей, потрясенной великодушием Дюйшена : Индивидуальная работа. Учащиеся работают над поиском дополнительной информации
Учащиеся поочередно выступают. После каждого выступления задают друг другу 1 «тонкий» и 2 «толстых» вопроса. Критерий: отвечать на проблемный вопрос, используя цитаты из текста. Дескрипторы: 1. Работает над поиском дополнительной информации. 2. Анализирует полученную информацию и на ее основе готовит сообщение. 3. Отвечает на «тонкий» и «толстые» вопросы. 4. Приводит примеры из проанализированных текстов. Ф взаимооценивание по дескрипторам. Анализ композиции Стратегия «Копилка вопросов» - Как жители аила встречают Дюйшена? (С недоверием, глумлением и враждебностью баев, ещё чувствующих себя хозяевами жизни.) - Как Дюйшен готовил школу к открытию? Как учил первых своих учеников? - Какими чертами характера наделён Дюйшен? (Наивен, неопытен, но при всех своих промахах “первый учитель” заражает своим энтузиазмом, смелостью, благородством, когда вступает в опасную и неравную борьбу с противником.) - В каких эпизодах проявляется жестокость и непримиримость ко всему, что враждебно новым жизненным началам? (Текст: “Значит, вы против этой бумаги, где сказано об обучении детей… Отвечай!” Он выкрикнул слово “отвечай” с такой звенящей, гневной силой, что оно, как пуля, прорезало теплынь осенней тиши и, словно выстрел, отозвалось коротким эхом в скалах”.) - В каких эпизодах проявляется благородство, любовь к детям? (На руках переносит детей в школу через зимний ручей, не останавливается ни перед какими лишениями и трудностями – лишь бы учить детей, жертвует любовью к Алтынай, боясь помешать её большому будущему, которое чутко угадывает.) - Какой эпизод служит преддверием отчаянной борьбы за спасение девушки от замужества-рабства? (На одинокого всадника в степи нападают волки, и Дюйшен рвётся в одиночку сразиться со стаей хищников, терзающих загнанную лошадь.) - Где проявился героизм учителя? (Он избавляет Алтынай от грозившей ей судьбы – навсегда остаться рабыней мужа-бая, сделаться похожей на свою предшественницу, встреченную в байской юрте. Текст: “Её потухшие, подобно холодному пеплу, глаза смотрели, ничего не выражая. Бывают собаки, забитые ещё со щенячьего возраста”. Учитель едва не погиб в стычке с “двуногими волками”, но всё же вырвал из-под власти бая свою ученицу. “Ты думаешь, что истоптал её, как траву, погубил её? – бросает он насильнику. – Врёшь, прошли твои времена, теперь её время…”) - Какова дальнейшая судьба Алтынай? (Индивидуальное задание.) - Почему Алтынай больше не приезжала в свой аил? - Забыла ли она своего учителя? (Случай в поезде.) - Расскажите о дальнейшей судьбе учителя. (Индивидуальное задание.) - Что послужило причиной для написания этой истории? (Спустя много лет туповатые и самодовольные люди посмеивались над тем, что были времена, когда Дюйшена “всерьёз считали…учителем”.) - А вы считаете Дюйшена учителем? Почему? (Его школа и впрямь послужила для многих прекрасной стартовой площадкой. “С бугра, где стояла наша школа, - вспоминает Алтынай, - открывался глазам прекрасный мир весны”.) - Да, поистине весенний мир, дали будущего открывались глазами детей и подростков, понявших из страстных речей Дюйшена, что настало новое время - их время. Писатель не побоялся рассказать трудную правду о дальнейшей судьбе первого учителя, для которого школа “на бугре” оказалась высшей жизненной точкой. Критерий: выделяет в тексте произведения элементы композиции, объясняет значение вставных эпизодов. Дескрипторы: 1. Выделяет в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, эпилог. 2. Объясняет значение отдельного эпизода для сюжета; 3. Комментирует особенности композиции. ФО оценивание учителем. Аналитическая беседа по повести.
| http://www.litra.ru/composition/get/coid/00037701184864038926/ Жизнь и творчество Ч. Айтматова https://mybook.ru/author/chingiz-ajtmatov/pervyj-uchitel/read/ Ч. Айтматов «Первый учитель» | ||||
Конец урока 40–45 | 5. Рефлексия. - На уроке мне больше всего запомнилось... - Меня удивило то, что... - После урока я расскажу своим друзьям о... - Ещё мне хотелось бы узнать... - Знания, полученные на уроке, я могу использовать в... - Лучше всех на уроке работал... | Стикеры | ||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащихся? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | ||||
На уроке используется учебная информация с учетом различных типов восприятия информации. На этапе закрепления менее способным учащимся предлагаются различные подмостки. Дифференциация реализуется через работу в группах и в парах, через анализ композиции повести «Первый учитель». | Диагностическое оценивание на этапе вызова с определением зоны ближайшего развития. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям. Взаимооценивание через комментарий деятельности одноклассников в процессе анализа новой информации о жизни и творчестве Ч. Айтматова, оценивание через рефлексию. | 1. Здоровьесберегающие технологии: - активные виды деятельности; - выполнение санитарных норм; - создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе; - личностно-ориентированный подход к детям. 2. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. |