Файл: Понятие территориальных основ местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы территориальной организации местного самоуправления.

Каждое МО обладает следующими признаками: - наличие собственной населенной территории

- наличие собственной компетенции

- наличие собственной экономической основы (собственность, бюджет, имущественные права)

- наличие собственных выборных и иных ОМСУ

- наличие устава МО и иных МПА

- возможность МО устанавливать свои официальные символы, которые отражают их исторические, культурные и иные местные традиции.

Сельское поселение представляет собой либо 1 населенный пункт с численностью населения более 1000 человек, либо объединение общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью менее 1000 человек каждый.

Сельское поселение, объединяющее несколько населенных пунктов имеет свой административный центр – населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры, и в котором в соответствии с законом субъекта РФ находится представительный орган сельского поселения.

Городское поселение представляет собой город или поселок, в состав которого могут входить территории, необходимые для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры.

Муниципальный район представляет собой несколько городских и сельских поселений, а также межселенных территорий. Муниципальный район имеет свой административный центр. Осуществление МСУ в муниципальном районе имеет следующие особенности:

- МСУ в муниципальном районе осуществляется в целях решения вопросов межпоселенческого характера

- ОМСУ муниципального района могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им ФЗ и законами субъектов РФ.

- в состав муниципального района входят территории других МО

Городской округ представляет собой городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ, при наличии сложившейся транспортной, социальной и иной инфраструктуры, позволяющей ОМСУ городского округа самостоятельно решать вопросы местного значения, относящиеся к ведению и муниципального района и городского поселения.


Статусом городского поселения наделяются города-наукограды и ЗАТО.

Внутригородская территория города федерального значения – это часть города федерального значения (район города).

Закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО) признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Статус ЗАТО урегулирован Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

Своеобразие ЗАТО в том, что они по ряду вопросов находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Это установление административной подчиненности, границ ЗАТО и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам; определение полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в отношении ЗАТО; обеспечение режима безопасного функционирования предприятий (объектов), включающего специальные условия проживания граждан. Решения по данным вопросам принимаются Правительством РФ.

Специфика ЗАТО влечет наделение органов местного самоуправления особой группой полномочий по: координации деятельности предприятий (объектов), подразделений охраны, милиции, гражданской обороны при угрозе чрезвычайных ситуаций; разработке схем оповещения и эвакуации населения в случаях аварий либо при их угрозе; участию в определении пропускного режима (совместно с руководством предприятий (объектов); осуществлению контроля за санитарным, экологическим и другим состоянием территории; разрешению на въезд и выезд из ЗАТО. Законодательное закрепление этих полномочий за муниципальными органами продиктовано соображениями обеспечения особого режима безопасного функционирования ЗАТО.

Города-наукограды. — недавно возникшая категория муниципальных образований. При том она остается еще и довольно малочисленной1.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ с установленном срока этого статуса. Территория, претендующая на звание наукограда, должна отвечать нескольким критериям. Во-первых, градообразующий комплекс должен быть расположен в границах одного муниципального образования. Во-вторых, основные фонды комплекса должны составлять не менее 50% общего объема основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных в данном муниципальном образовании. Возможен иной вариант. Градообразущий комплекс должен выпускать научно-технискую продукцию в стоимостном выражении не менее 50% общего объема продукции.