Файл: Конспекты уроков по родному русскому языку в 6 классе (70 часов).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Какие виды плана вы знаете? (Простой и сложный.)
– В чём особенности этих видов плана? (Простой план состоит из основных пунктов. Сложный план состоит из основных пунктов, из которых хотя бы один делится на подпункты.)
План может быть записан в форме назывных предложений, то есть таких, в которых есть подлежащее, но нет сказуемого;
В форме вопросов к тексту; в форме тезисов – кратко сформулированных основных положений, записанных в виде предложений.
2. Работа по учебнику
Чтение теоретического материала (с. 114).
IV. Закрепление изученного материала
Упр. 160, задания 1, 2 (с. 114), – редактирование плана сочинения.
Упр. 161, задания 1–4 (с. 114–115), – обсуждение вопросов и выполнение заданий.
Упр. 162 (с. 115) – устное выполнение.
Упр. 163 (с. 116) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
V. Подведение итогов урока
– Почему работу над сочинением необходимо начинать с составления плана?
– Как избежать грубой ошибки – отклонения от темы текста?
VI. Домашнее задание
Упр. 160, задание 3 (с. 114).
У р о к и 50–52. Тексты описательного типа
Цели: развить представление о типах речи; актуализировать знания об описательном типе речи, его признаках, об имени существительном; дать понятие о дефиниции; развивать навыки культуры чтения, эффективных приёмов чтения, составления плана, навыки групповой и самостоятельной работы.
Планируемые результаты: понимание необходимости совершенствования культуры чтения; умение определять тему и основную мысль текста, определять тип речи; знать признаки описательного типа текстов; умение строить дефиницию, составлять простой и сложный план; умение использовать эффективные виды чтения, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать орфографические и пунктуационные навыки, объяснять языковые явления, работать самостоятельно и в группе.
Х о д у р о к а 50
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 160, задание 3, – чтение высказываний о любимых книгах и обсуждение высказываний.
III. Самоопределение к деятельности
– Какие типы речи вы знаете?
– Что такое описание?
– На какие вопросы отвечает описательный текст?
– Что может являться предметом описания?
– Приведите примеры текстов описательного типа.
– Как бы вы сформулировали тему урока? («Тексты описательного типа».)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Окружающий мир в описании часто изображается статично. Такое описание можно сравнить с картиной, фотографией, которая фиксирует определённый момент. Основная цель описания – это характеристика предмета. Даётся не только подробное описание объекта, но и его характеристика, оценка, рисуется словесная картина, что делает описание образным и ярким.
Какова композиция текста-описания? Сначала даётся общая характеристика предмета, общее впечатление, затем взгляд как бы фокусируется на предмете, перечисляются и раскрываются его основные признаки, детали. Под предметом в данном случае мы имеем в виду предмет речи – то, что мы описываем. В конце даётся общая оценка.
Тексты-описания разнообразны. Большую роль играет сам объект описания: одушевлённый или неодушевлённый, портрет, пейзаж, событие и т. д. Важно, прерывает ли описание развитие текста или оно включено в событие. Значимы цель описания, его функция и роль автора текста.
При описании предмет нужно представить отдельно от других, выделить его, показать его целостность, выявить характерные свойства. Очень важен выбор главной, характерной черты, детали, делающей предмет интересным. При этом необходимо найти точное, яркое сравнение.
2. Работа по учебнику
Упр. 164 (с. 116) – чтение текста, обсуждение.
Понятие о дефиниции: чтение теоретического материала (с. 117).
V. Закрепление изученного материала
Упр. 165 (с. 117) – выполнение заданий. (Задания 2 и 3 выполняются в небольших группах.)
Упр. 166, задания 1, 2 (с. 118) – чтение текста, выполнение заданий.
VI. Подведение итогов урока
– Как строятся тексты описательного типа?
– Что называется дефиницией?
– Как построить дефиницию?
VII. Домашнее задание
Упр. 166, задание 3 (с. 118): подобрать материал для ответа на вопрос, подготовить презентацию (по группам).
Х о д у р о к а 51
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 166, задание 3, – выступления групп и обсуждение выступлений.
III. Закрепление изученного материала
Упр. 167, задания 1, 2, 4 (с. 118–119), – выполнение заданий и обсуждение вопросов.
Упр. 168 (с. 119) – выполнение заданий и обсуждение вопросов.
IV. Подведение итогов урока
– Какой вид эффективного чтения помог глубже понять разницу между словами честь и репутация? (Поисковое чтение.)
– В чём, по-вашему, заключаются главные отличия текстов художественного и научного стиля?
V. Домашнее задание
Упр. 167, задание 3 (с. 119).
Х о д у р о к а 52
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 167, задание 3, – чтение и обсуждение планов текста, изложений, рассуждений.
III. Закрепление изученного материала
Упр. 169 (с. 121) – чтение, выполнение заданий и обсуждение вопросов.
Упр. 170 (с. 122) – чтение, самостоятельная работа с последующей проверкой.
IV. Подведение итогов урока
– Что нового о работе с текстами описательного типа вы узнали на уроках?
– В чём, по-вашему, заключается сложность составления дефиниций?
V. Домашнее задание
Упр. 169, задание 4 (с. 122): подготовить рассказ о случае из жизни.
У р о к и 53–55. Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина
Цели: развить представление о разговорном стиле речи и его признаках; актуализировать знания о русских говорах, диалектах; развить умение составлять рассказ о событии; дать понятие о бывальщине и быличке; развивать навыки культуры чтения, составления плана, навыки групповой и самостоятельной работы.
Планируемые результаты: понимание необходимости совершенствования культуры чтения; умение определять тему и основную мысль текста, определять тип и стиль речи; знать признаки разговорного стиля речи, основные признаки диалектов; умение составлять план текста; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, использовать орфографические и пунктуационные навыки, работать самостоятельно и в группе.
Х о д у р о к а 53
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 169 – рассказы о случаях из жизни и обсуждение.
III. Самоопределение к деятельности
– Какой стиль речи вы преимущественно использовали в ваших рассказах?
– Что характерно для разговорного стиля? Каковы его основные функции?
– В каких случаях употребляется разговорный стиль?
– Есть ли у разговорного стиля письменные варианты? Какие?
– Сформулируйте тему урока. («Разговорная речь».)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Чаще всего разговорный стиль используется в устной речи и при этом имеет форму диалога. Такая речь обычно неподготовленная, спонтанная, говорящий при общении пользуется мимикой, жестами. Это добавляет беседе эмоциональности, характерной для разговорного стиля. Эмоциональности служат также слова с уменьшительными суффиксами, фразеологизмы, вводные слова, частицы. Простота, конкретность, обилие вопросительных и восклицательных предложений, неполных предложений, междометий, вводных слов, повторы, а порой языковая небрежность, неряшливость (например, неполный тип произношения) – также отличительные черты этого стиля речи.
К разговорному стилю относится и жанр рассказа. Он имеет форму монолога, его цель – сообщить о чём-либо и выразить оценку. Преимущественно к устному варианту разговорного стиля относится также спор, цель которого – защитить свою точку зрения.
Разговорный стиль речи имеет и письменные варианты: письма, записки, дневники, а также краткие сообщения в чатах, СМС-сообщения (в разговорной речи – эсэмэски).
Остановимся подробнее на некоторых жанрах разговорного стиля речи.
2. Работа по учебнику
Упр. 171 (с. 123) – чтение, выполнение заданий и обсуждение вопросов.
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 172, задания 1–4 (с. 124–125), – чтение текста учителем, выполнение заданий.
VI. Подведение итогов урока
– Какие лексические средства характерны для разговорного стиля речи?
– Какие грамматические средства отличают разговорную речь?
– Назовите устные и письменные жанры разговорного стиля речи.
VII. Домашнее задание
Упр. 172, задания 5, 6 (с. 124–125): выразительно прочитать текст; придумать историю о животном (по группам).
Х о д у р о к а 54
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 172, задания 5, 6, – выразительное чтение текста, чтение (или рассказ) историй от лица какого-либо животного, обсуждение выступлений.
III. Закрепление изученного материала
Упр. 173 (с. 125) – выполнение заданий и обсуждение вопросов.
Чтение текста рубрики «Моя Россия» (с. 127).
IV. Подведение итогов урока
– Как называются говоры, территориальные разновидности языка?
– К какой группе говоров русского языка относится говор местности, о которой идёт речь в тексте Л. Яхнина? Какая черта характерна для этого говора?
V. Домашнее задание
Упр. 174, задание 2 (с. 127): выполнить проект на тему «История названия» (по выбору).
Х о д у р о к а 55
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 174, задание 2, – выступления с проектами, связанными с топонимами («История названия»), и обсуждение выступлений.
III. Закрепление изученного материала
Чтение теоретического материала учебника о бывальщине и быличке (с. 127).
Упр. 175, задания 1–3 (с. 127–128), – чтение, выполнение заданий и обсуждение вопросов.
Упр. 176 (с. 129) – чтение, самостоятельная работа с последующей проверкой.
– Определите тип речи текста и аргументируйте свою точку зрения.
– К какому жанру относится этот текст?
IV. Подведение итогов урока
– Что нового о разговорном стиле речи вы узнали на уроках?
– В чём заключается различие между жанрами бывальщины и былички?
V. Домашнее задание
Упр. 175, задание 4 (с. 128): кратко записать рассказ родственника или знакомого об интересном событии прошлого.