Файл: Конспекты уроков по родному русскому языку в 6 классе (70 часов).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Х о д у р о к а 36
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Упр. 110 – выступления с учебным проектом на тему «Происхождение фамилий учеников нашего класса» и обсуждение.
III. Самоопределение к деятельности

– Какие грамматические, морфологические характеристики имеют имена существительные?

– В чём могут заключаться трудности в употреблении имён существительных?

– Сформулируйте тему урока. («Нормы употребления имён существительных».)
IV. Работа по теме урока

1. Слово учителя

– Почему важно знать, к какому роду относится имя существительное?

Вспомним, что не так всё просто с определением рода: есть слова общего рода, а есть такие, в которых род не определяется (имена существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, каникулы); со склонениями: есть несклоняемые имена существительные (метро, жюри), а есть и разносклоняемые (имя, время, путь…).

В учебнике приведены сложные случаи употребления имён существительных в речи. Будем практиковаться, и в работе над темой нам помогут словари – «Словарь трудностей русского языка», «Словарь грамматических трудностей русского языка», «Орфографический словарь».

2. Работа по учебнику

Упр. 113 (с. 83) – чтение, обсуждение вопросов.

Упр. 114 (с. 84) – комментированное письмо.

Упр. 115 (с. 84) – устное выполнение.

Чтение текста рубрики «Лингвистические заметки» (с. 84).
V. Закрепление изученного материала

Упр. 116 (с. 84) – комментированное письмо, работа со словарями.

Упр. 117 (с. 85) – самостоятельная работа с последующей проверкой (чтением вслух).

Чтение правила и текста рубрики «Лингвистические заметки» (с. 85).

Упр. 118 (с. 86) – самостоятельная работа с последующей проверкой (чтением вслух).
VI. Подведение итогов урока

– Каковы причины вариативности окончаний в формах именительного падежа множественного числа некоторых имён существительных?

– Какие группы имён существительных в форме родительного падежа множественного числа обычно имеют нулевое окончание?
VII. Домашнее задание

Упр. 119 (с. 86).
Х о д у р о к а 37
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Упр. 119 – чтение и обсуждение составленных задач.
III. Закрепление изученного материала

Упр. 120 (с. 86) – чтение данных и исправленных предложений.

Чтение текстов рубрик «Лингвистические заметки» и «Говорите правильно» (с. 86–87).

Упр. 121, задание 1 (с. 87), – чтение, обсуждение вопроса.

Упр. 122 (с. 88) – чтение, выполнение задания, обсуждение вопроса.


Упр. 123, задания 1–5 (с. 88–89)

Упр. 124 (с. 89) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
IV. Подведение итогов урока

– Как влияет категория одушевлённости/неодушевлённости на выбор окончания имён существительных?

– Какие ошибки в употреблении имён существительных вам удалось выявить в своей речи?
V. Домашнее задание

Упр. 121, задание 2 (с. 87).

Упр. 123, задание 6 (с. 88).
У р о к и 38, 39. Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений
Цели: развивать представление об особенностях склонения имён прилагательных, имён числительных, местоимений; показать типичные ошибки в употреблении этих частей речи; развивать навыки работы со словарями, навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты: понимание необходимости грамотной речи, правильного склонения имён прилагательных, имён числительных, местоимений; владение изучающим и поисковым видами чтения; умения пользоваться словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать орфографические и пунктуационные навыки, объяснять языковые явления, работать самостоятельно.
Х о д у р о к а 38
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Упр. 121, задание 2, – пересказ текста.

Упр. 123, задание 6, – выразительное чтение.
III. Самоопределение к деятельности

– Какие грамматические, морфологические характеристики имеют имена прилагательные?

– Какие грамматические, морфологические характеристики имеют имена числительные?

– В чём особенность местоимений по сравнению с другими именными частями речи?

– В чём могут заключаться трудности в употреблении этих частей речи?

– Сформулируйте тему урока. («Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений».)
IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 125 (с. 89) – чтение, обсуждение вопроса.

Чтение текстов рубрик «Лингвистические заметки» и «Говорите правильно» (с. 90–91).
V. Закрепление изученного материала

Упр. 126 (с. 90) – комментированное письмо.

Упр. 127 (с. 90) – самостоятельная работа с последующей проверкой.

Упр. 128 (с. 90) – работа со словарями.

Упр. 129, задания 1, 2 (с. 91), – самостоятельная работа с последующей проверкой.
VI. Подведение итогов урока



– Каких ошибок следует остерегаться при употреблении имён прилагательных?

– В чём сложность употребления местоимений 3‑го лица с предлогами?
VII. Домашнее задание

Упр. 130 (с. 92): повторить нормы употребления имён числительных.

Просклонять количественное числительное 894, порядковое числительное 2021‑й.
Х о д у р о к а 39
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Упр. 130 – рассказ об особенностях склонения количественных и порядковых числительных.

Склонение количественного числительного 894, порядкового числительного 2021‑й.
III. Закрепление изученного материала

Упр. 131 (с. 93) – комментированное письмо.

Упр. 132 (с. 92) – самостоятельное изучение, запись правил.

Упр. 133 (с. 94) – комментированное письмо.

Упр. 135 (с. 94) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
IV. Подведение итогов урока

– В чём разница в склонении количественных и порядковых числительных?

– В чём сложность употребления собирательных числительных?

– Какие ваши речевые ошибки вам удалось исправить?
V. Домашнее задание

Упр. 134 (с. 94): подготовить проект на тему «Имена числительные в русских пословицах и поговорках».
У р о к и 40, 41. Речевой этикет
Цели: развивать представление о речевом этикете и его национальных особенностях; дать примеры использования стандартных речевых формул в различных ситуациях общения; показать, от чего зависит выбор той или иной формулы; развивать навыки общения и позитивного отношениях к собеседнику, навыки групповой и самостоятельной работы.

Планируемые результаты: понимание необходимости овладения грамотной, вежливой речью, правильного, уместного употребления стандартных речевых формул; владение культурой поведения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать орфографические и пунктуационные навыки, объяснять языковые явления, работать самостоятельно и в группе.
Х о д у р о к а 40
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Упр. 134 – выступления с учебным проектом на тему «Имена числительные в русских пословицах и поговорках».
III. Самоопределение к деятельности

– С чего мы начали урок? (С приветствия.)

– Какие формы приветствия вы знаете? А какие используете?

– Что отличает вежливого, воспитанного, образованного человека?

– Сформулируйте тему урока. («Формулы вежливости. Речевой этикет».)
IV. Работа по теме урока

1. Слово учителя


Конечно же, вежливым человек должен быть всегда, независимо от ситуации и собственного настроения. Вежливость, воспитанность проявляется не только в поведении, но и в речи. И правилам речевой вежливости, речевому этикету нужно учиться.

2. Беседа

Для начала проанализируем варианты приветствия и прощания из упр. 136 на с. 95.

Уточним, что мы понимаем под речевым этикетом. Прочитаем определение на с. 95.

– О каких двух основных видах этикета говорится в определении?

– А каким может быть общение?

– В каких ситуациях необходимо пользоваться формулами вежливости, то есть применять знания речевого этикета?

Надо знать, что первыми приветствуют: мужчина – женщину, младший (младшая) по возрасту – старшего (старшую), младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше её.

Важно уметь делать комплименты. Комплимент – это лестное суждение, особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова.

Комплимент – важная составляющая речевого этикета. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у человека, к которому он обращён, настраивает его на положительное отношение к говорящему. Комплимент произносится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Людям всегда приятно слышать хорошее о себе.

Комплимент может относиться к внешнему виду человека, его отличным способностям и добрым поступкам, нравственным качествам, даёт общую положительную оценку. Например: «Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите. Вы (так, очень) обаятельны (умны, добры, сообразительны, находчивы, рассудительны)».

Существуют специальные справочники под названием «Речевой этикет», в которых рассматриваются различия между речевым этикетом разных народов. В них приводятся русско-английские, русско-французские, русско-немецкие соответствия устойчивых этикетных формул.

3. Работа по учебнику

Чтение текстов рубрик «Диалог культур» (с. 97), «Лингвистические заметки» (с. 96), «Круг чтения» (с. 100).

Упр. 137, задание 1 (с. 95), – устное выполнение.
V. Закрепление изученного материала

Упр. 138 (с. 96) – комментированное письмо.

2. Упр. 139 (с. 97) – чтение, обсуждение вопросов.

3. Упр. 140 (с. 98) – чтение, обсуждение вопросов.

4. Упр. 141 (с. 98) – самостоятельная работа с последующей проверкой.

VI. Подведение итогов урока

– Почему же так важен для нас речевой этикет?
VII. Домашнее задание

Упр. 137, задание 2 (с. 96): составить тезисный план текста.

Х о д у р о к а 41
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Упр. 137, задание 2, – обсуждение тезисного плана текста.
III. Закрепление изученного материала

Упр. 142 (с. 99) – выполнение заданий. Задание 1 – самостоятельная работа, взаимопроверка; задание 2 – выступления

диалогами (работа в парах).

Упр. 143 (с. 100) – самостоятельная работа с последующей проверкой.

Упр. 144, задание 1 (с. 100), – чтение, обсуждение вопроса.

Упр. 145 (с. 101) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
IV. Подведение итогов урока

– Почему важно соблюдать правила речевого этикета?
V. Домашнее задание

Упр. 144, задания 2, 3 (с. 100).

Упр. 146 (с. 101): повторить определения основных понятий раздела «Культура речи».

У р о к 42. Обобщение по разделу «Культура речи»
Цели: закрепить и проверить знания по темам раздела; формировать интерес к изучению русского языка; развивать умение использовать знания на практике; развивать навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты: понимание необходимости совершенствования своей речи; знание терминов, относящихся к разделу; формирование познавательного интереса к русскому языку и к его изучению; развитие навыков самостоятельной работы.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Упр. 144, задания 2, 3, – выразительное чтение текста, чтение и обсуждение сочинений-рассуждений.
III. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 146 (с. 101) – определения ключевых слов и словосочетаний раздела «Культура речи» (реализация домашнего задания).

2. Вопросы для повторения

– Каковы особенности русского ударения?

– Что такое подвижное ударение?

– В чём особенность постановки ударений в кратких прилагательных?

– Какое значение в языке имеют синонимы?

– Что такое стилистические синонимы?

– Для чего употребляются антонимы в речи?

– Почему, говоря об омонимах, мы уточняем, что речь идёт о лексических омонимах, а в случаях с синонимами и антонимами таких уточнений не требовалось?

– Что такое омоформы?

– Что входит в понятие этикет?

3. Выполнение заданий

Запишите, поставив имена существительные во множественном числе.

Торт, шофёр, слесарь, профессор, клапан, бухгалтер, договор, порт.