Файл: Конспекты уроков по родному русскому языку в 6 классе (70 часов).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Х о д у р о к а 36
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 110 – выступления с учебным проектом на тему «Происхождение фамилий учеников нашего класса» и обсуждение.
III. Самоопределение к деятельности
– Какие грамматические, морфологические характеристики имеют имена существительные?
– В чём могут заключаться трудности в употреблении имён существительных?
– Сформулируйте тему урока. («Нормы употребления имён существительных».)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
– Почему важно знать, к какому роду относится имя существительное?
Вспомним, что не так всё просто с определением рода: есть слова общего рода, а есть такие, в которых род не определяется (имена существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, каникулы); со склонениями: есть несклоняемые имена существительные (метро, жюри), а есть и разносклоняемые (имя, время, путь…).
В учебнике приведены сложные случаи употребления имён существительных в речи. Будем практиковаться, и в работе над темой нам помогут словари – «Словарь трудностей русского языка», «Словарь грамматических трудностей русского языка», «Орфографический словарь».
2. Работа по учебнику
Упр. 113 (с. 83) – чтение, обсуждение вопросов.
Упр. 114 (с. 84) – комментированное письмо.
Упр. 115 (с. 84) – устное выполнение.
Чтение текста рубрики «Лингвистические заметки» (с. 84).
V. Закрепление изученного материала
Упр. 116 (с. 84) – комментированное письмо, работа со словарями.
Упр. 117 (с. 85) – самостоятельная работа с последующей проверкой (чтением вслух).
Чтение правила и текста рубрики «Лингвистические заметки» (с. 85).
Упр. 118 (с. 86) – самостоятельная работа с последующей проверкой (чтением вслух).
VI. Подведение итогов урока
– Каковы причины вариативности окончаний в формах именительного падежа множественного числа некоторых имён существительных?
– Какие группы имён существительных в форме родительного падежа множественного числа обычно имеют нулевое окончание?
VII. Домашнее задание
Упр. 119 (с. 86).
Х о д у р о к а 37
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 119 – чтение и обсуждение составленных задач.
III. Закрепление изученного материала
Упр. 120 (с. 86) – чтение данных и исправленных предложений.
Чтение текстов рубрик «Лингвистические заметки» и «Говорите правильно» (с. 86–87).
Упр. 121, задание 1 (с. 87), – чтение, обсуждение вопроса.
Упр. 122 (с. 88) – чтение, выполнение задания, обсуждение вопроса.
Упр. 123, задания 1–5 (с. 88–89)
Упр. 124 (с. 89) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
IV. Подведение итогов урока
– Как влияет категория одушевлённости/неодушевлённости на выбор окончания имён существительных?
– Какие ошибки в употреблении имён существительных вам удалось выявить в своей речи?
V. Домашнее задание
Упр. 121, задание 2 (с. 87).
Упр. 123, задание 6 (с. 88).
У р о к и 38, 39. Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений
Цели: развивать представление об особенностях склонения имён прилагательных, имён числительных, местоимений; показать типичные ошибки в употреблении этих частей речи; развивать навыки работы со словарями, навыки самостоятельной работы.
Планируемые результаты: понимание необходимости грамотной речи, правильного склонения имён прилагательных, имён числительных, местоимений; владение изучающим и поисковым видами чтения; умения пользоваться словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать орфографические и пунктуационные навыки, объяснять языковые явления, работать самостоятельно.
Х о д у р о к а 38
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 121, задание 2, – пересказ текста.
Упр. 123, задание 6, – выразительное чтение.
III. Самоопределение к деятельности
– Какие грамматические, морфологические характеристики имеют имена прилагательные?
– Какие грамматические, морфологические характеристики имеют имена числительные?
– В чём особенность местоимений по сравнению с другими именными частями речи?
– В чём могут заключаться трудности в употреблении этих частей речи?
– Сформулируйте тему урока. («Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений».)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 125 (с. 89) – чтение, обсуждение вопроса.
Чтение текстов рубрик «Лингвистические заметки» и «Говорите правильно» (с. 90–91).
V. Закрепление изученного материала
Упр. 126 (с. 90) – комментированное письмо.
Упр. 127 (с. 90) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
Упр. 128 (с. 90) – работа со словарями.
Упр. 129, задания 1, 2 (с. 91), – самостоятельная работа с последующей проверкой.
VI. Подведение итогов урока
– Каких ошибок следует остерегаться при употреблении имён прилагательных?
– В чём сложность употребления местоимений 3‑го лица с предлогами?
VII. Домашнее задание
Упр. 130 (с. 92): повторить нормы употребления имён числительных.
Просклонять количественное числительное 894, порядковое числительное 2021‑й.
Х о д у р о к а 39
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 130 – рассказ об особенностях склонения количественных и порядковых числительных.
Склонение количественного числительного 894, порядкового числительного 2021‑й.
III. Закрепление изученного материала
Упр. 131 (с. 93) – комментированное письмо.
Упр. 132 (с. 92) – самостоятельное изучение, запись правил.
Упр. 133 (с. 94) – комментированное письмо.
Упр. 135 (с. 94) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
IV. Подведение итогов урока
– В чём разница в склонении количественных и порядковых числительных?
– В чём сложность употребления собирательных числительных?
– Какие ваши речевые ошибки вам удалось исправить?
V. Домашнее задание
Упр. 134 (с. 94): подготовить проект на тему «Имена числительные в русских пословицах и поговорках».
У р о к и 40, 41. Речевой этикет
Цели: развивать представление о речевом этикете и его национальных особенностях; дать примеры использования стандартных речевых формул в различных ситуациях общения; показать, от чего зависит выбор той или иной формулы; развивать навыки общения и позитивного отношениях к собеседнику, навыки групповой и самостоятельной работы.
Планируемые результаты: понимание необходимости овладения грамотной, вежливой речью, правильного, уместного употребления стандартных речевых формул; владение культурой поведения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать орфографические и пунктуационные навыки, объяснять языковые явления, работать самостоятельно и в группе.
Х о д у р о к а 40
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 134 – выступления с учебным проектом на тему «Имена числительные в русских пословицах и поговорках».
III. Самоопределение к деятельности
– С чего мы начали урок? (С приветствия.)
– Какие формы приветствия вы знаете? А какие используете?
– Что отличает вежливого, воспитанного, образованного человека?
– Сформулируйте тему урока. («Формулы вежливости. Речевой этикет».)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Конечно же, вежливым человек должен быть всегда, независимо от ситуации и собственного настроения. Вежливость, воспитанность проявляется не только в поведении, но и в речи. И правилам речевой вежливости, речевому этикету нужно учиться.
2. Беседа
Для начала проанализируем варианты приветствия и прощания из упр. 136 на с. 95.
Уточним, что мы понимаем под речевым этикетом. Прочитаем определение на с. 95.
– О каких двух основных видах этикета говорится в определении?
– А каким может быть общение?
– В каких ситуациях необходимо пользоваться формулами вежливости, то есть применять знания речевого этикета?
Надо знать, что первыми приветствуют: мужчина – женщину, младший (младшая) по возрасту – старшего (старшую), младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше её.
Важно уметь делать комплименты. Комплимент – это лестное суждение, особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова.
Комплимент – важная составляющая речевого этикета. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у человека, к которому он обращён, настраивает его на положительное отношение к говорящему. Комплимент произносится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Людям всегда приятно слышать хорошее о себе.
Комплимент может относиться к внешнему виду человека, его отличным способностям и добрым поступкам, нравственным качествам, даёт общую положительную оценку. Например: «Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите. Вы (так, очень) обаятельны (умны, добры, сообразительны, находчивы, рассудительны)».
Существуют специальные справочники под названием «Речевой этикет», в которых рассматриваются различия между речевым этикетом разных народов. В них приводятся русско-английские, русско-французские, русско-немецкие соответствия устойчивых этикетных формул.
3. Работа по учебнику
Чтение текстов рубрик «Диалог культур» (с. 97), «Лингвистические заметки» (с. 96), «Круг чтения» (с. 100).
Упр. 137, задание 1 (с. 95), – устное выполнение.
V. Закрепление изученного материала
Упр. 138 (с. 96) – комментированное письмо.
2. Упр. 139 (с. 97) – чтение, обсуждение вопросов.
3. Упр. 140 (с. 98) – чтение, обсуждение вопросов.
4. Упр. 141 (с. 98) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
VI. Подведение итогов урока
– Почему же так важен для нас речевой этикет?
VII. Домашнее задание
Упр. 137, задание 2 (с. 96): составить тезисный план текста.
Х о д у р о к а 41
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 137, задание 2, – обсуждение тезисного плана текста.
III. Закрепление изученного материала
Упр. 142 (с. 99) – выполнение заданий. Задание 1 – самостоятельная работа, взаимопроверка; задание 2 – выступления
диалогами (работа в парах).
Упр. 143 (с. 100) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
Упр. 144, задание 1 (с. 100), – чтение, обсуждение вопроса.
Упр. 145 (с. 101) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
IV. Подведение итогов урока
– Почему важно соблюдать правила речевого этикета?
V. Домашнее задание
Упр. 144, задания 2, 3 (с. 100).
Упр. 146 (с. 101): повторить определения основных понятий раздела «Культура речи».
У р о к 42. Обобщение по разделу «Культура речи»
Цели: закрепить и проверить знания по темам раздела; формировать интерес к изучению русского языка; развивать умение использовать знания на практике; развивать навыки самостоятельной работы.
Планируемые результаты: понимание необходимости совершенствования своей речи; знание терминов, относящихся к разделу; формирование познавательного интереса к русскому языку и к его изучению; развитие навыков самостоятельной работы.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 144, задания 2, 3, – выразительное чтение текста, чтение и обсуждение сочинений-рассуждений.
III. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 146 (с. 101) – определения ключевых слов и словосочетаний раздела «Культура речи» (реализация домашнего задания).
2. Вопросы для повторения
– Каковы особенности русского ударения?
– Что такое подвижное ударение?
– В чём особенность постановки ударений в кратких прилагательных?
– Какое значение в языке имеют синонимы?
– Что такое стилистические синонимы?
– Для чего употребляются антонимы в речи?
– Почему, говоря об омонимах, мы уточняем, что речь идёт о лексических омонимах, а в случаях с синонимами и антонимами таких уточнений не требовалось?
– Что такое омоформы?
– Что входит в понятие этикет?
3. Выполнение заданий
Запишите, поставив имена существительные во множественном числе.
Торт, шофёр, слесарь, профессор, клапан, бухгалтер, договор, порт.