Файл: Содержание Введение Глава Общая характеристика института российского гражданства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика института российского гражданства….5

1.1 История развития российского законодательства о гражданстве…………5

1.2 Определение понятия и содержания гражданства Российской Федерации…………………………………………………………………………8

Глава 2. Приобретение и прекращение гражданства в РФ……………….16

2.1 Основания приобретения гражданства РФ………………………………...16

2.2 Особенности и основания прекращения гражданства РФ………………...23

Глава 3. Органы, ведающие делами о гражданстве……………………….26

3.1 Полномочия Президента в части вопросов гражданства РФ……………..26

3.2 Полномочия федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве РФ……………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………...32

Список использованных источников………………………………………..34

Введение
Вопрос «Вопросы правового регулирования приобретения и прекращения гражданствая РФ» является самым интересным и актуальным из представленных на рассмотрение.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, круг вопросов регулирования законодательством приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации очень велик. Данный круг затрагивает множество законодатьленых положений и вопросов, таких как основания приобретиения и прекращения, порядок этих действий, органы ведающие приобретением и претращением и так далее.

Для многих вопрос приобретения или прекращения гражданства,да и нетолько российского, имеет большое значение,так для когото жизненно необходимо иметь гражданства РФ,так как это увиличивает его права в правовом статусе и на оборот. Для этого нужно выявить вопросы обозначенные в законодательстве о гражданстве затрагивающие приобретение и прекращение. Объектом исследования является законодательные и конституционно-правовые положения о гражданстве в РФ,а в частности его приобретения и прекращения.

Предметом исследования данной работы является правовые положения о гражданстве.

Цель исследования: выявить круг вопросов правового регулирования приобретения и прекращения гражданства РФ.


Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

- изучить и обобщить имеющиеся материалы о конституционно-правовом развитии и регулировании гражданства РФ;

- проанализировать порядок приобретения гражданства РФ;

- на основе анализа научных публикаций рассмотреть порядок прекращения гражданства РФ.

- рассмотреть государственные органы ведающие делами приема и прекращения гражданства РФ.

Методологическая основа исследования курсовой работы. Основными методологическими принципами при подготовке курсовой работы явились: объективность, всесторонность, историзм. Материалы, составляющие основу исследования, изучались и подвергались анализу с учетом хронологических событий, содержания правовых форм. Методологическую базу исследования составили современные методы познания, функциональный подход, логический прием анализа, синтеза и аксиологический.

Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования, а также его целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, имеющих свои подпункты, заключения, списка. В первой главе «Общая характеристика института российского гражданства» было бы актуальным, по-моему, мнению, рассмотреть исторический аспект становления российского законодательства о гражданстве, от Царской России до настоящего момента, тем самым выявить вопросы приобретения и прекращения гражданства в историческом аспекте.

Во второй главе «Основания приобретения и прекращения гражданства РФ» анализируются Закон о гражданстве, из которого выявляются основания приобретения гражданства, разъясняются понятия «право крови», «право почвы» и натурализация как наиболее распространенных критериев основания приобретения гражданства, анализируются выход из гражданства, рассматривается ряд случаев, когда государство может отказать в просьбе о выходе из гражданства или отсрочить ее удовлетворение и приводится список государственных органов, занимающихся делами о гражданстве.

В третьей главе курсовой рабрты «Органы, ведающие делами о гражданстве РФ» хотел бы определить государственные органы , указанные в законодательстве РФ о гражданстве, ведающие вопросами приобретения и прекращения гражданства РФ, так как это, по моему мнению, один из ключевых моментов правового регулирования данного вопроса.

гражданство приобретение законодательство исполнительный

Глава 1. Общая характеристика института



российского гражданства
1.1 История развития российского законодательства о гражданстве
Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.

В царской России существовало подданство, а не гражданство, причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал и, в отличие от законодательства демократических государств того времени, не обеспечивало юридического равенства подданных.

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

а) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись:

- дворяне;

- духовные лица;

- городские обыватели и сельские обыватели;

б) инородцы;

в) финляндские обыватели.

Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами.

С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.1

Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - гражданин Российской Республики.

1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик. К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев». 29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним, правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР.


Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено Положением о гражданстве Союза ССР 1931 г. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства.

В соответствии с Положением 1931 г. принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы. Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик.2

Конституция СССР 1936 г., как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г., Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, закон закрепил ряд новых положений.

В 1993 г. после прекращения деятельности Союза ССР принимается новая Конституция нового государства - Российской Федерации. Наибольшую значимость в системе законодательных актов, регламентирующих институт гражданства РФ, от 31 мая 2002 г. N 62 «О гражданстве Российской Федерации».

Институт гражданства находится на стадии дальнейшего совершенствования, которая будет длиться столько, сколько будут существовать межгосударственные отношения. Однако его эффективность, роль и место в отношениях между государствами во многом определяются уровнем экономических, политических, и консульских взаимоотношений, зависимых от проводимой государствами внешней политики.
1.2 Определение понятия и содержания гражданства

Российской Федерации
Одним из основных элементов правового статуса лица, определяющего его взаимоотношения с государством, является гражданство. Разными авторами данное понятие трактуется по-разному: одни определяют его как политико-правовую принадлежность лица к государству; другие как членство в нем; третьи - как состояние, связь с ним; другие - как юридическое отношение
3.

В соответствии с федеральным законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, в соответствии с которым оно приобретается, или прекращается, под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей4. По Конституции РФ гражданство является единым, равным независимо от оснований приобретения, а каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами, свободами, несет равные обязанности и не может быть лишен своего гражданства или права изменить его5.

Гражданство - это не только объективное право, но и неотъемлемое, личное право каждого человека, закрепленное также в международных актах6. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека закрепляет за каждым человеком право на гражданство7. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние. Гражданином государства, лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между ним и государством особой связи, составляющей содержание гражданства8. Устойчивость этой связи характеризуется тем, что отношения гражданства не могут прекратиться в одностороннем порядке, то есть по инициативе гражданина, но без участия государства, и, наоборот, по решению государства без соответствующего волеизъявления гражданина. Связь эта длится в течение жизни человека, начиная с момента рождения или приобретения гражданства и заканчивая смертью или утратой гражданства.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Таковыми являются паспорт, а также иной документ, в котором содержится указание на гражданство лица9. Это необходимое условие для того, чтобы отграничивать конституционно-правовой статус гражданина от конституционно-правового статуса других физических лиц, находящихся на территории России, попадающих под ее юрисдикцию, - иностранных граждан и лиц без гражданства10. Таким образом, институт гражданства играет весьма важную роль, поскольку каждый человек имеет граждане право самого на свободу пределами передвижения, порядок согласно права статье 13 Всеобщей следует декларации договорах прав законом человека