Файл: Сибирский Университет Потребительской Кооперации Взаимосвязь физической и умственной.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сибирский Университет Потребительской Кооперации

Взаимосвязь физической и умственной

деятельности человека

Подготовил

Сучков В.С

Новосибирск 2020

Содержание

Введение
1 Особенности физической и умственной деятельности и
функциональная активность человека 5


1.1 Особенности физической деятельности человека 5


1.2 Особенности умственной деятельности человека 7


1.3 Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности 11


2 Средства физической культуры и утомление 16


2.1 Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности 16


2.2 Утомление при физической и умственной работе. Восстановление 21


Заключение 26


Список использованной литературы 28

Введение
Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что здоровым быть невозможно без занятий физической культурой. Древнегреческий философ Платон называл движение “целительной частью медицины”, а писатель и историк Плутарх – “кладовой жизни”. Всегда ли мы ценим то чтобы эта “кладовая” не опустошалась? К сожалению, нет.
На различных этапах развития человек все дальше отходит от физического труда. Так раньше доля ручного труда в процессе производства составляла 95%, остальное приходилось на использование немногочисленных паровых машин и вьючных животных. Сегодня, в век научно технического процесса человечество практически отошло от масштабного использования ручного труда тем самым “развязав руки” так называемым болезням века.
Многие люди пытаются полностью оградить себя от физических нагрузок, думая, что чем меньше они подвергаются физическим нагрузкам, тем здоровее они становятся. Многие работники умственного труда, студенты пытаются уменьшить физические нагрузки, тем самым, подрывая свое здоровье. Они всеми путями пытаются добыть справки об освобождении и при этом находят поддержку у родителей и, что самое ужасное у врачей.
Известно, что постоянное нервно-психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжелые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности и наступление преждевременной старости.Установлено, что регулярные физические упражнения уменьшают в кровотоке количество холестерина, способствующего развитию атеросклероза. Одновременно происходит активизация антисвертывающей системы, препятствующей образованию тромбов в сосудах. За счет умеренного увеличения общего содержания в крови ионов


калия и уменьшения ионов натрия нормализуется сократительная функция миокарда. Надпочечники выделяют в кровь “гормон хорошего настроения”. Если все это принять во внимание то не приходится удивляться, что, например, в швейцарском городе Блатендорфе, расположенном в горах, где жители могут только ходить и бегать не зарегистрировано ни одного случая сердечно-сосудистых заболеваний.
Объект исследования – физическая и умственная деятельность человека.
Предмет исследования – взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.
Цель работы - исследовать взаимосвязь физической и умственной деятельности.
Задачи:
- на основе анализа литературы познакомиться с понятием физической и умственной деятельности;
- изучить функциональную активность человека;
- выявить средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности;
- рассмотреть утомление при физической и умственной работе.

1 Особенности физической и умственной деятельности и функциональная активность человека

1.1 Особенности физической деятельности человека

Деятельность - активное взаимодействие человека с окружающей средой, благодаря чему она достигает сознательно поставленной цели, которая возникла в результате проявления ее определенной потребности
Деятельность человека можно разделить на две категории - физическую и умственную.
-Физическая деятельность - деятельность, связанная с конкретными предметными действиями(например, перевозка груза, инструментальное производство и тому подобное).
-Умственная деятельность связана с психическими процессами, во время которых человек планирует свои действия, оперируя обидами и языковыми символами.
Физическую работу(работу мышц) можноразделить по ее характеру на два вида - статичную и динамическую.
При статичной работе повышается обмен веществ, увеличивается затрата энергетических ресурсов, но меньшей мерой чем при динамической. Особенностью такого вида труда является ее выраженная утомляла действие, которое предопределено долговременным сокращением и напряжением мышц, отсутствием условий для кровообращения, в результате чего происходит накопление конечных и промежуточных продуктов обмена. Это очень быстро приводит к развитию усталости.
Динамические работа связана с перемещением в пространстве частей тела или всего тела. В итоге энергия, которая тратится при таком труде, превращается в механическую и тепловую. Динамические сокращения мышц имеют прерывный характер, который способствует полноценному кровоснабжению и кислородному обмену, а это, в свою очередь, приводит к меньшей утомляемости.


Работоспособность мышц зависит также и от объема нагрузки - чем оно больше, тем быстрее устают мышцы. Для выполнения физической работы очень важно добрать средние величины ритма и нагрузки. Это будет способствовать повышению производительности и сокращению периода утомляемости (усталость наступит позже).
В процессе работы любой части тела к ней поступает больше крови, чем при состоянии спокойствия. Чем большую работу производят мышцы, тем более питательных веществ и кислорода будет поступать к ним с помощью крови. Чем больше физического труда, занятий физической культурой, спортом, тем быстрее растут мышечные волокна, человек становится сильнее. Физические упражнения вообще хорошо влияют на весь организм человека, укрепляют здоровье, закаляют человека, делают его способным выдерживать разные неблагоприятные влияния окружающей среды [1].
Физические нагрузки предопределяют активизацию обменных процессов. При интенсивной нагрузке минутный объем сердца растет сравнительно с состоянием спокойствия в 6 раз, количество усвоения кислорода - в три раза. Вследствие этого увеличивается снабжением кислородом тканей в 18 раз.
Объем физической работы зависит от конкретнойпрофессиональной деятельности особенностей человека, степени тренированности, физического развития и тому подобное.
Как только человек приступает к конкретной работе, независимо от уровня ее интенсивности, появляется потребность в увеличении количества кислорода в организме человека. Каждому человеку отвечает свой показатель максимального потребления кислорода(МКС). Чем выше МКС, тем высшая работоспособность, стойкость к влиянию экстремальных факторов. У мужчин в возрасте до 25 лет МКС представляет приблизительно 2,8-3,0 л/хв, а в спортсменов - 5,0-6,0 л/мин. Потребление кислорода растет с увеличением нагрузки на организм человека. Через определенный промежуток времени увеличения нагрузки не приводит к увеличению концентрации кислорода в организме. Такое состояние насыщения кислородом называется кислородным пределом. Соответственно, такая нагрузка за большой промежуток времени полностью истощает человека(за 5-10 мин.).
Следовательно, интенсивный физический труд выставляет высокие требования к функции основных органов и систем человека. Нетренированность приводит к ухудшению состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, а постоянная физическая активность улучшает их функции [2].


1.2 Особенности умственной деятельности человека


У человека на различных ступенях исторического и индивидуального развития психика имеет разное содержание и структуру: на ранних начальных ступенях познавательная сторона психики носит чувственный характер, она выступает в виде ощущения и чувственного восприятия; первичный акт человеческой деятельности имеет преимущественно чувственно-практический характер. На высших ступенях развития в познавательной стороне психики все больший удельный вес приобретают интеллектуальные моменты, сначала относительно элементарные, непосредственно вплетенные в ткань материальной практической деятельности; затем их нее выделяется, приобретая относительную самостоятельность, идеальная, теоретическая деятельность. Однако, при этом всякий акт конкретной деятельности всегда включает единство познавательных ивоз действенных моментов, и на высших ступенях познание становится все более действенным, а действие все более сознательным.

Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа. Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, а развитие все более совершенных движений – с развитием все более дифференцированной моторной области.
Развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения, а развитие его строения обусловило в свою очередь возможность появления и развития новых, все более сложных функций. Вслед за трудом и рядом с ним возникшая в совместной трудовой деятельности речь, явилась существенным стимулом развития человеческого мозга и сознания. Органом сознательной деятельности человека является кора больших полушарий, поэтому главным является вопрос о взаимоотношении психики человека и коры больших полушарий, конкретизируемый в науке как вопрос о функциональной локализации или локализации психических функций в коре головного мозга.
К познавательной сфере личности можно отнести внимание, ощущение и восприятие, память, мышление, воображение. К индивидуальным же проявлениям и особенностям личности относятся воля, чувства, темперамент, характер, способности каждого человека.
Умственная деятельность ( как и мышечная) - это деятельность прежде всего центральной нервной системы, ее высшего отдела - коры человеческого мозга.

Умственная деятельность, включающая в себя процесс моделирования, развивается на основе функционирования и взаимодействия трех образований коры головного мозга: сенсорного, нейронного и оперативного полей коры мозга. Закономерности функционирования указанных образований мозга отражаются на моделирующей деятельности человека. Это значит, что в процессепостроения новой модели проявляются особенности функционирования оперативного поля, различная скорость и полнота проявления информации, хранившейся в следах памяти различной прочности, а также состояние последействия, которое возникает в - корковых следах, охваченных умственными операциями.
Направленно-организованная умственная деятельность в процессе поиска оптимального решения позволяет отчетливо видеть ход решения поставленной задачи, анализировать данные в связях и отношениях, организовывать свои действия исходя из существа задачи.
Целенаправленная умственная деятельность по 11 часов в день является весьма напряженной и, конечно, утомительной. Но, во-первых, утомление от умственной активности, если оно не чрезмерно, - нормально, как и всякое утомление от работы. Во-вторых, современные общие и специальные требования к специалисту настолько велики, что едва хватает и этих 11 часов напряженной ежедневной работы.
Для умственной деятельности требуется тонко дифференцированное возбуждение ограниченных участков коры головного мозга и одновременное торможение других, рядом расположенных участков. Сильные чувства связаны с высоким уровнем возбуждения подкорковых центров. Импульсы из подкорки бомбардируют кору мозга, приводя к ее разлитому возбуждению, и интеллектуальная деятельность ухудшается. Такова нейрофизиологическая основа закона Еркеса – Додсона [3].
Особенности умственной деятельности в коллективе определяют и особенности психологического климата в нем. При умственной деятельности на фоне шума происходит снижение темпа работы, ее качества и производительности.
Логичность умственной деятельности человека характеризуется последовательностью в его изложении мыслей и концентрацией ума на четко определенном предмете или явлении.
В процессе умственной деятельности активизируются различные отделы коры головного мозга, в которых возрастает кроваток и потребление кислорода; при увеличении степени умственного или эмоционального напряжения наблюдается учащение пульса, повышение артериального давления, возрастаетинтенсивность обменных процессов.