Файл: Оглавление введение 3 Глава Конституционные права и свободы человека и гражданина 12 1 Понятие и классификация конституционных прав и свобод 12 2 Содержание .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существует категории граждан, убеждения которых или их вероисповедание противоречит несению военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Альтернативная служба осуществляется в медицинских и других учреждениях.

Так же среди обязанностей установленных Конституцией Российской Федерации можно увидеть и обязанность заботиться о памятниках истории и культуры. Часть 3 ст. 44 Конституции говорит именно об этой обязанности. Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность детей достигших совершеннолетия заботы о родителях, в случае их нетрудоспособности, а так же обязанности родителей заботиться о своих детях и их воспитании. Эта обязанность закреплена в ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний, государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности, материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Обязанность получения основного общего образования.

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования. Данная обязанность закреплена в ч. 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации. Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность и в зрелом возрасте, тем более, что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей. Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получить их детьми основное общее образование, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.


Таким образом, конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности – это закрепленное конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнение предписанных Конституцией правил.
Заключение

В результате проведенного исследования можно отметить, что:

- под правовым статусом человека и гражданина понимается юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Главное содержание правового статуса составляет совокупность прав и обязанностей человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы правового статуса человека и гражданина, гарантии прав и свобод;

- правовой статус человека и гражданина в России впервые получил законодательное закрепление в Конституциях советского периода;

- закрепление в советских Конституциях перечня социально-экономических, политических и личных прав во многом носило фиктивный, демагогический характер. Государство существенно ограничивало декларированные права и свободы;

- конституция Российской Федерации 1993 года является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их современном общепризнанном понимании. Действующая Конституция впервые провозгласила права и свободы человека высшей ценностью и закрепила правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина;

- конституционные права и свободы - есть представленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод;

- основные права и свободы человека - права и свободы, содержащиеся в Конституции РФ. Они составляют его общий правовой статус. Неотчуждаемость (неотъемлемость) основных прав и свобод означает, что основные права и свободы человека являются естественными, существующими объективно, а не по воле государства и ограничивают государственную власть во взаимоотношениях с гражданином. Ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято (исключено) государством;


- личные права и свободы принадлежат на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства;

- конституционные права и свободы человека и гражданина имеют непосредственное действие, которое проявляется в том, что для их признания нет необходимости принимать специальные законы и подзаконные акты;

- под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства, стремится к осуществлению всех возможных гарантий по осуществлению своими гражданами прав и свобод;

- конституционные права и свободы в РФ обеспечены набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся как внутригосударственные средства и методы, такие как конституционно - судебный механизм (конституционные суды); судебная защита (суды общей юрисдикции); конституционные гарантии правосудия; законная самозащита человеком своих прав; так и международно-правовой механизм (комитеты ООН, Европейский Суд по правам человека).

- одним из основополагающих принципов гражданского общества является правило «Право плюс обязанности, свобода плюс ответственность». Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей.

Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Реализация всех прав и свобод и соблюдение обязанностей в полной мере возможны лишь при наличии настоящего демократического правового государства. В настоящее время Россию, к сожалению, невозможно считать таковым. Для современной Российской Федерации по-прежнему свойственны нарушения личных прав и свобод. Как подчеркивают правозащитники, реализация норм о правах и свободах человека сильно хромает, и это можно объяснить тем, что такое положение особенно характерно для вновь созданных государств, еще не имеющих демократических традиций и корней, таких как новая Россия. К тому же существовавший на протяжении более семидесяти лет тоталитарный строй породил в гражданах России недоверие к власти и ее возможности обеспечить реализацию прав и свобод человека.

2. Основной проблемой практической реализации прав и свобод граждан, их защиты, заключается в правовом нигилизме абсолютного большинства граждан России. По-прежнему большинство граждан Российской Федерации считают, что отстаивать свои права «бесполезно». Таким образом, для того, чтобы в России изменилось отношение к личным правам и свободам, необходимо развивать правосознание общества и каждого конкретного человека.

Список используемой литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 10 декабря 1998 г.

  2. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) // СЗ РФ. №36. -7 сентября 1998.
    1   2   3   4   5


  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. №3. - март 2001.

  • Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) // СЗ РФ. № 13. - 29 марта 1999.

  • Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 21 марта 1950 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, выпуск XI, М., 1957

  • Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. №17(1831). 1976.

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. вып. XXXII. - М. 1978.

  • Резолюция Комитета Министров Совета Европы от 7 мая 1999 г. №(99) 50 О Комиссаре по правам человека Совета Европы" (Будапешт, 104-я сессия) Журнал "Совет Европы и Россия", спецвыпуск. 2002.

  • Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден на 76-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1988 г.) // Советская юстиция. №6. 1992.

  • Конституция Российской Федерации // Российская газета. № 237. от 25 декабря 1993.

  • Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ №9. 1997.

  • Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля 2001.) // Российская газета от 23. 07. 1994.; от 10. 02. 2001.

  • Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ "О присоединении России к Уставу Совета Европы" // СЗ РФ. №9. 1996.

  • Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему" // СЗ РФ. №9. 1996.

  • Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. №22. 2002.