Файл: История предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Движение денежных средств на расчетном счете оформляются расчетными документам, форма которых утверждается банком.


  1. Ведение учета и анализа основных средств и нематериальных активов.

Основные средства - это здания, сооружения, рабочие и силовые машины, а также оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения внутрихозяйственные дороги и др.

Кроме того в состав основных средств входят капитальные вложения в арендованное имущество, земельные участки и объекты природопользования, а также средства, направленные на коренное улучшения земель.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно-обособленный предмет, предназначенный для определенных самостоятельных функций.

В зависимости от назначения основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные. К основным средствам производственного назначения относятся средства, предназначенные для производственного процесса. Основные средства непроизводственного назначения не участвуют в процессе производства, но их используют для культурно-бытовых нужд работников предприятия (основные средства жилищно-коммунального хозяйства, поликлиник, медицинских пунктов, клубов, стадионов, детских садов и т.д.). По степени использования основные средства подразделяются на средства, находящиеся в запасе, на консервации, в эксплуатации, в аренде. По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные. Начисление амортизации внутри групп различно. Например, по основным средствам, находящимся на консервации, амортизация не начисляется. Или, например, арендованные основные средства должны учитываться на балансе владельца (арендодателя), а не арендатора, арендодатель и начисляет по ним амортизацию. Необходимо правильно классифицировать основные средства, т.к. неправильное их разделение может привести к неправильному начислению износа и как конечный результат, неправильному отражению затрат.

Существуют три оценки основных средств:


  • первоначальная;

  • восстановительная;

  • остаточная;


Основные средства поступают на предприятие следующими способами:

  • вклад в Уставный капитал предприятия;

  • в результате капитальных вложений;

  • в результате безвозмездной передачи;

  • вследствие аренды и др.

Учет основных средств ведется на активном счете 01 "Основные средства".

Под нематериальными активами понимается стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав, минимальный срок использования которых превышает 12 месяцев и приносящим доход, не имеют материально-вещественной формы. Согласно Положению по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации ПБУ №14, к НМА относятся только исключительные авторские права, а также исключительные права патентообладателя и владельца.

В соответствии с пунктом 4 ПБУ №14 к нематериальным активам могут быть отнесены:

  • исключительные права патентообладателя на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения;

  • исключительные авторские права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

  • имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

  • деловая репутация организации, а также организационные расходы, которые в соответствии с учредительными документами признаны вкладом в уставный (складочный) капитал организации.

Помимо этого отнести тот или иной объект к нематериальным активам можно только при одновременном выполнении следующих условий:

  • объект НМА должен использоваться предприятием более 12 месяцев в производственных целях либо для управленческих нужд и при этом не иметь материально-вещественную структуру;

  • необходимо, чтобы данный объект можно было идентифицировать, т.е. у предприятия должны быть в наличии документы, подтверждающие существование самого актива и исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и т.п.).

  • для отражения объекта в составе НМА необходимо, чтобы организация не намеревалась в последующем его перепродать, а предполагала использовать для собственных нужд;

  • объект НМА должен в будущем приносить организации экономическую выгоду (доход).


Поступление нематериальных активов может происходить в виде:

  • взноса учредителями в счет вклада в уставный капитал;

  • безвозмездного поступления от других предприятий и физических лиц;

  • в результате капитальных вложений: приобретения предприятием в процессе его деятельности, создания предприятием (торговая марка, товарный знак).

Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, то есть по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации.

Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования.

По объектам, по которым проводится погашение стоимости, амортизационные отчисления определяются одним из следующих способов:

  • линейный способ - исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока их полезного использования;

  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);

  • способ уменьшаемого остатка.


7.1. Документальное оформление поступления основных средств их списание, инвентаризация.

Бухгалтерский учёт основных средств должен обеспечить документальное подтверждение наличия и движения основных средств по местам нахождения и в разрезе материально ответственных лиц, правильное начисление износа, определение затрат на ремонты.

Создавая предприятие, его собственники в первоочередном порядке решают проблему укомплектования основными средствами. Если учредительными документами предусмотрено внесение основных средств в счет уставного капитала, то они вручаются предприятию. Далее, в процессе своей деятельности предприятия пополняют свои основные средства с целью замены износившихся, устаревших и по другим причинам. Порядок отражения в бухгалтерском учете увеличения основных средств зависит от того, каким образом и на каких условиях они приобретены.


Основные средства на предприятие поступают в результате:

  • Капитальных вложений;

  • Приобретения у других юридических и физических лиц за плату;

  • Получения от других предприятий и лиц безвозмездно; субсидий правительственных и местных органов власти; внесения их учредителями в счет вклада в уставный капитал предприятия;

  • Оприходования излишков основных средств, выявленных при инвентаризации;

  • Получения в аренду.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем предприятия. Как правило, на предприятиях создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии обычно включают специалиста по строительству или инженера по технике безопасности, бухгалтера, руководителя структурного подразделения предприятия, которому передаются в эксплуатацию основные средства. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки-передачи основных средств по форме ОС-1 (приложение Б).

Акт приемки-передачи основных средств составляется в одном экземпляре на каждый объект основных средств. В акте указывается характеристика объекта, его наименование, год выпуска или постройки, источник приобретения (возведения), дата ввода в эксплуатацию, соответствие основных средств техническим условиям, первоначальную стоимость, заключение и подписи членов комиссии, другая информация, необходимая для правильной эксплуатации и учета основных средств. Составление общего акта на несколько принимаемых объектов основных средств допускается лишь для хозяйственного инвентаря, оборудования и т.п., если эти объекты основных средств однотипны, имеют одинаковую стоимость и принимаются под ответственность одного и того же ответственного лица. К акту приемки-передачи основных средств прилагается техническая документация (паспорта, чертежи, спецификации, комплектовочная ведомость и т.п.), которая передается материально ответственным лицам по местам эксплуатации основных средств. После оформления акт приемки-передачи основных средств вместе с приложенной технической документацией передается на утверждение руководителю предприятия, а затем в бухгалтерию.


На основании этих документов бухгалтер заполняет инвентарную карточку на весь период эксплуатации объекта по форме ОС-6 (приложение В). Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре. В них указываются: наименование объекта, его краткая характеристика, первоначальная стоимость, норма амортизационных отчислений, номер акта и дата приемки основных средств, инвентарный номер и т.п.

В момент составления акта по форме ОС-1 каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер, который сохраняется за объектом весь период его нахождения на данном предприятии. Этот номер наносится на объект масляной краской или прикрепляется в виде жетона. Инвентарные объекты нумеруются по порядково-серийной системе. Каждой классификационной группе основных средств выделяется определенная серия порядковых номеров, которые в последовательном порядке присваиваются каждому объекту данной группы основных средств.

Внутреннее перемещение объектов оформляется актом приемки-передачи или накладной на внутреннее перемещение основных средств (форма ОС-2) в двух экземплярах. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта (приложение Г).

Отсутствие данного документа объясняется тем, что на предприятии за отчетный месяц не было внутреннего перемещения.

При перемещении основных средств внутри предприятия, ремонте и выбытии в карточках делаются соответствующие отметки. Основанием для этого служат данные документов о перемещении, ремонте, ликвидации основных средств.

Инвентарные карточки хранятся по классификационным группам основных средств, а внутри каждой группы по местам их нахождения и видам. Это позволяет легко установить наличие основных средств по каждой группе и местам их нахождения. При выбытии основных средств инвентарные карточки из картотеки изымаются.

Для того чтобы обеспечить контроль за сохранностью инвентарных карточек составляют «Опись инвентарных карточек по учету основных средств», которая составляется в одном экземпляре. Опись инвентарных карточек ведется в разрезе классификационных групп основных средств

Записи в книге производятся в разрезе классификационных групп основных средств и по местам их нахождения. На таких предприятиях опись инвентарных карточек (форма ОС-10) не составляется.

Кроме вышеуказанных документов для учета движения основных средств составляется «Карточка учета движения основных средств» (форма ОС-12). Данная карточка открывается на год на каждую классификационную группу основных средств. В карточке указывают наличие основных средств на начало месяца, поступление и выбытие основных средств, сумму износа и затраты на капитальный ремонт.