Файл: Сущность процесса обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Третья команда. "Рельефная" запись на карточках, трафареты для правописания, схемы В.Ф.Шаталова, Е.Н.Потаповой, С.Лысенковой играют в учебной деятельности учащихся роль опорных сигналов. В отличие от традиционного обучения, которое по настоящее время все еще основывается на произвольном заучивании, педагоги-новаторы, используя такого рода "рельефную" запись, развивают непроизвольное запоминание у учащихся, алгоритмические формы мышления, что приводит к значительным изменениям всего процесса учения: легче выполняются задания (даже самые сложные), сокращается время на проработку учебного материала, формируются автоматизмы выполнения некоторых учебных действии и, как следствие этого, высокая осознанность и прочность знаний.

Первая команда.

Педагоги-новаторы хорошо освоили на практике и идею опережающего обучения, суть которого состоит в выполнении учащимися заданий и операций, рассчитанных на более старший возраст. Например, И.П.Волков, В.Ф.Шаталов предлагают своим ученикам вузовские задачи. Головоломки, успешно решаемые учениками В.Ф.Шаталова,

В.П.Никитина, не всегда под силу даже взрослому человеку. Оправдали себя на практике и "большая и малая перспективы" С.Лысенковой. Системати- чески, на каждом уроке она обращается к материалу, который будет изучаться в будущем. Одно из основных преимуществ такого опережающего обучения -это развитие интуиции и догадки у учащихся. Не менее важным является и такой момент, что учащиеся этих педагогов всегда получают большое удовлетворение от сознания, что они могут выполнять такие трудные задания, которые не под силу даже студентам.
Вторая команда.

Опыт педагогов-новаторов показывает и другой, не менее важный подход к развитию творческой мысли учащегося. Это предоставляет ученику свободу выбора. Например, у В.Ф.Шаталова из 100 задач учащийся может выбрать те, которые ему понравились, и в любом количестве. У С.Н. Лысенковои школьники сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске. И.П.Волков обозначает учащимся только тему, например "делаем автомобиль", "делаем самолет". Учащиеся сами определяют свой выбор модели, материалов и способов работы.

Третья команда.

В.Ф.Шаталов побуждает своих учеников упражняться в проговаривают учебного материала. С этой целью он широко использует на своих уроках магнитофон. Другой педагог - С.Н Лысенкова использует в этих целях комментированное управление. Что это дает? Эти педагоги переводят практические действия учащихся в другую форму усвоения учебного мате- риала, более совершенную - в речевую. Сочетание практической и речевой форм способствует более полноценному усвоению учебного материала.


Выступление команд завершено. Группа арбитров совместно с преподавателем обобщают услышанное в виде схемы (перечня) основных идей педагогики сотрудничества.

Многообразие дидактических средств и способов обучения.

Отработка действий учащихся.

Радостное и победное учение.

Блочная организация учебного материала.

Постановка трудной цели.

Опорные сигналы,

Опережающее обучение.

Свобода выбора.

Перенос действий учащихся в речевую форму усвоения материала.
Личностный подход.

Подведение Итогов Игры.

Группа арбитров подводит итоги игры по каждому туру, отмечает положительные и спорные моменты выполнения заданий участниками, определяет победителей.

Преподаватель, обобщая проделанную студентами работу, показывает, чем необходимо владеть современному учителю для сознательного управления учебно-воспитательным процессом, особо подчеркивает живую связь педагогики сотрудничества с педагогической теорией и практикой, из которых педагоги-новаторы постоянно черпают все самое прогрессивное. Преподаватель оценивает действия игровых команд и группы арбитров, отмечает наиболее активных участников игры.


Задание 2. Составьте схему «Структура процесса обучения».



Ответ:




Задание 3. Разработайте не менее трех заданий по активизации процесса учения. Содержание урока, возраст учащихся выберите самостоятельно.

Ответ:

"Стань хорошим первоклассником!"


Упражнение тренирует дошколят и первоклашек в собирании и разбирании портфеля, что помогает развитию мотивации. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть школьные принадлежности: ручка, учебник, игрушка, тетрадь, пенал, карандаши, тарелка, ключ и т. д. Ребенок должен сам отобрать предметы для школы и аккуратно сложить в портфель. Для поддержания интереса можно ввести соревновательный элемент (отсчитываем до 10, замеряем времени на будильнике) и загадки:



Ошибку исправить он мне помогает

И осторожно в тетрадке стирает (ластик).

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог (ранец).

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души (пенал).

Я пишу на строчке

Палочки, крючочки,

Буду буквы я писать.

Это ведь моя (тетрадь).

В белом поле, по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет синий след (ручка).

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (книга).


"Птичка, или не зевай, птичку на дерево сажай!"


Познавательная игра на самоконтроль и для развития мотивации учащихся . В игре лучше принимать участие всей семье или нескольким детям, тогда она пройдет интереснее. Ведущий напоминает названия деревья и предлагает игрокам выбрать дерево по интересу: клен, березу, ель, пальму. Для увлекательности игры игроки припасают фанты (мелкие предметы). Ведущий начинает игру словами: "Птичка прилетела и села на березу". Игрок, выбравший березу, должен быстро сориентироваться и "пересадить птичку на другое дерево": "На березе не сидела, а улетела на пальму". Кто замешкается, отдает фант. Главное - быть внимательным и следить за ходом игры. В конце игры фанты разыгрываются с помощью веселых заданий. Поощрительным призом награждается победитель.


"Камень, ножницы, бумага"


Популярная игра руками развивает произвольное внимание, умение логически мыслить, учит самоконтролю. Играть можно вдвоем или нескольким участникам, например, во время семейного досуга. Правила игры просты, их легко запоминает любой ребёнок. Все участники произносят считалку, качая кулачками: "Камень, ножницы, бумага, раз - два - три! Цу - е - фа!" По окончанию считалки каждый игрок выбрасывает вперед какой-либо знак: камень (кулак), ножницы (указательный и средний пальцы), бумага (ладонь).

  1. Камень сильнее ножниц, потому что затупляет их.

  2. Бумага сильнее камня, так как накрывает его.

  3. Ножницы сильнее бумаги, могут резать ее.

  4. Одинаковый знак у всех игроков означает ничью.