Файл: урока 14 Тема урока Градусная сетка Цели Содержательная (предметные результаты).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Класс:

Учитель: Шутова Галина Николаевна

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

урока: 14

Тема урока: Градусная сетка

Цели:

Содержательная (предметные результаты):

- развивать представления о градусной сетке, параллелях и меридианах.

Деятельностная:

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные)

-повысить интерес учащихся к изучению географии через применение знаний в практической деятельности

- воспитывать ответственность за выполняемую работу.

Личностные УУД:

Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся; осознание значения градусной сетки на глобусе и карте; развитие практических навыков.

Предметные УУД:

Давать определение понятиям: полюс, экватор, градусная сеть, параллель, меридиан; объяснять, как ведут отсчет параллелей и меридианов.

Регулятивные УУД:

Составление и анализ сравнительной таблицы «Свойства линий градусной сетки», составление кластера «Отсчет параллелей и меридианов».

Умение работать с различными источниками географической информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное.

Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им.

Познавательные УУД:

Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Коммуникативные УУД:

Работать в паре или группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе.

Технологии обучения: технология развивающего обучения, сотрудничества.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах.

Техническое оборудование: атласы, учебник, глобус

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организацион-ный момент

 

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку,  фиксация отсутствующих

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии

К. Самостоятельно организовать учебное место. 

Актуализация знаний


Организует проверку знаний по теме «Масштаб», предлагает выполнить тест (см. Приложение)

К1

К2

К3

К4

1.Б

2.В

3.Б

4.

7000 м

1.В

2.Г

3.Г

4.

800 м

1.Г

2.В

3.Б

4.

30000

м

1.А

2.В

3.Г

4.

50000

м



 Выполняют тестовые задания. 

П. Вспоминают изученный ранее материал. 

К. Оценивают работы других.

Л. Формирование познавательных интересов и мотивов.

Стадия вызова

Постановка учебной проблемы (целеполагание) Мотивация учебной деятельности учащихся.


- Решим кроссворд и узнаем ключевое слово темы нашего урока

(на доске начерчен кроссворд)

  1. Модель Земли – глобус

  2. Вид масштаба 1:1000 численный

  3. Величина, показывающая, во сколько раз уменьшено расстояние на карте – масштаб

  4. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости – карта

  5. Угол между направлением на север и заданным объектом – азимут.


глобу с

числ е нный

масш т аб

к арта

а зимут
- Какое слово получилось?
- Это ключевое слово  сегодняшней темы урока.
На доске появляется  слово СЕТКА

Какая сетка может быть на карте?
Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?

Решают кроссворд и узнают ключевое слово - СЕТКА
Учащиеся высказывают предположение о линиях на карте и глобусе, об их названиях и назначении.
Совместно с учителем  происходит актуализация знаний и выяснение темы урока.

На доске появляется второе слово – ГРАДУСНАЯ.



Тема урока определена: ГРАДУСНАЯ  СЕТКА.
Формулируют цель урока.

  1. Какие линии образуют градусную сетку, как они называются.

  2. Изучить новые термины.

  3. Научиться пользоваться гр. сеткой.




М. Умение самостоятельно определять цели своего обучения.

П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Р. Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты.

Л. Формирование познавательных интересов и мотивов.

Формирование новых знаний 

Организует работу учащихся.

Градусная сеть представлена сетью параллелей и меридианов.

Найдите в тексте учебника определение понятия параллель. Выпишите его в тетрадь.


Что называется экватором?


Организует работу учащихся с физической картой полушарий.
В каких градусных мерах измеряются параллели?

Какие материки пересекаются экватором?

Какие материки расположены севернее экватора?

Какие материки расположены южнее экватора?

Что называется меридианом?
Нулевой меридиан делит Землю на западное и восточное полушария.

Найдите на карте нулевой меридиан.

Какие материки пересекаются нулевым меридианом?

Какие материки располагаются западнее нулевого меридиана?

Какой материк расположен восточнее нулевого меридиана?

В каких градусных мерах измеряются меридианы?


Учащиеся выписывают определение в тетрадь: Параллель – это воображаемая линия на земном шаре, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от экватора; это линия, проведённая параллельно экватору.

Это линия, которая делит Землю на северное и южное полушария.

Учащиеся находят на карте экватор, приходят к выводу о том, что экватор – это самая длинная параллель.

От 0 до 900.
Африка и Южная Америка

Евразия, Северная Америка.

Австралия и Антарктида.

Учащиеся выписывают определение в тетрадь:

Меридиан – это воображаемая линия на земном шаре, соединяющая Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию.
Евразия, Африка, Антарктида.

Северная Америка и Южная Америка.
Австралия.

От 0 до 1800.

М. Умение извлекать информацию из различных источников: текста учебника, рисунков. 

Л. Формирование познавательных интересов и мотивов.

Р. Контролировать своё время и управлять им.

К.

Работать в паре.

Первичное осмысление и закрепление

Организует работу в тетради «Мой тренажёр» - задание 18 на с. 20.

Организует работу по вопросам на с. 47.

Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради.
После прочтения параграфа отвечают на вопросы на с. 47.




 Домашнее задание

П. 13, задания на с. 47

Записывают домашнее задание  и слушают комментарии по выполнению. 

Р.   Слуховое и визуальное восприятие информации.

 Итоги урока

Подводит итог 

- Я узнал, что…

- У меня вызвало затруднение…

- Я научился



 Продолжают фразы.



К. Обсуждение результатов наблюдений.

П. Умение выражать свои мысли, строить высказывание. 



МАРШРУТНАЯ КАРТА

Используя текст учебника (с. 44 – 47), ответьте на вопросы.

Шаг 1

- Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси. Эта воображаемая ось пересекает Землю в двух точках.

Эти точки называются …….

Шаг 2

- На равном расстоянии от полюсов находится …….

Его длина составляет …… км.

А так как это окружность, то в ней содержится …… градусов.

Шаг 3

- Линии, соединяющие два полюса, называются…….

- Они показывают направление с …… на ……

- Сравним их форму на карте и глобусе:

На карте – это………

На глобусе – это …….

- Можно ли, двигаясь по ним на север, совершать кругосветное путешествие? ……..

Шаг 4

- Как называются линии, параллельные экватору? …….

- При движении к полюсам длина этих линий остается такой же, уменьшается или увеличивается? ……..

- Самая длинная параллель называется ……

- Направление каких сторон горизонта показывают эти линии? ……

Шаг 5

- Заполните таблицу в тетради «Свойства линий градусной сетки»


Признаки линий градусной сетки

Меридианы

Параллели

Определение







В какие стороны горизонта направлены?







Какова длина в километрах?







Какова длина в градусах?







Какую форму имеют на глобусе?







Какую форму имеют на карте полушарий?








Тема «Масштаб»

Карточка № 1

  1. Если именованный масштаб: В 1 см – 350 м перевести в численный, то получится:

А) 1:3500;

Б) 1:35000;

В) 1:350;

Г) 1:350000.

  1. Если численный масштаб: 1:5000 перевести в именованный, то получится:


А) в 1 см – 5000 м;

Б) в 1 см – 500 м;

В) в 1 см – 50 м;

Г) в 1 см- 50 км.

  1. Определите, какой из масштабов более крупный:

А) 1 : 25 000

Б) 1 : 10 000

В) 1 : 50 000

Г) 1 : 70 000

  1. Длина отрезка на карте 7 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1: 1 00000.

__________________________________________________________________

Тема «Масштаб»

Карточка № 2

  1. Если именованный масштаб: В 1 см – 50 м перевести в численный, то получится:

А) 1:500;

Б) 1:50;

В) 1:5000;

Г) 1:50000.

  1. Если численный масштаб: 1:25000 перевести в именованный, то получится:

А) в 1 см – 25000 м;

Б) в 1 см – 2500 м;

В) в 1 см – 25 км;

Г) в 1 см- 250 м.

  1. Определите, какой из масштабов более мелкий:

А) 1 : 25 000

Б) 1 : 10 000

В) 1 : 50 000

Г) 1 : 70 000

  1. Расстояние между двумя городами равно 40 км. Определить расстояние между изображением этих городов на карте с масштабом 1: 5 000.

Тема «Масштаб»

Карточка № 3

  1. Если именованный масштаб: В 1 см – 500 м перевести в численный, то получится:

А) 1:500;

Б) 1:5000;

В) 1:50;

Г) 1:50000.

  1. Если численный масштаб: 1:2500 перевести в именованный, то получится:

А) в 1 см – 25000 м;

Б) в 1 см – 2500 м;

В) в 1 см – 25 м;

Г) в 1 см- 250 м.

  1. Определите, какой из масштабов более крупный:

А) 1 : 25 000

Б) 1 : 5 000

В) 1 : 50 000

Г) 1 : 250 000

  1. Длина отрезка на карте 3 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1: 1 000 000.

__________________________________________________________________

Тема «Масштаб»

Карточка № 4

  1. Если именованный масштаб: В 1 см – 50000 м перевести в численный, то получится:

А) 1:5000000;

Б) 1:5000;

В) 1:500;

Г) 1:50000.

  1. Если численный масштаб: 1:500 перевести в именованный, то получится:

А) в 1 см – 5000 м;

Б) в 1 см – 500 м;

В) в 1 см – 5 м;

Г) в 1 см- 50 м.

  1. Определите, какой из масштабов более мелкий:

А) 1 : 25 000

Б) 1 : 5 000

В) 1 : 50 000

Г) 1 : 250 000

  1. Длина отрезка на карте 5 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1: 1 000 000.