Файл: урока 14 Тема урока Градусная сетка Цели Содержательная (предметные результаты).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока
Учебный предмет: география
Класс: 5д
Учитель: Шутова Галина Николаевна
УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы
№ урока: 14
Тема урока: Градусная сетка
Цели:
Содержательная (предметные результаты):
- развивать представления о градусной сетке, параллелях и меридианах.
Деятельностная:
- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные)
-повысить интерес учащихся к изучению географии через применение знаний в практической деятельности
- воспитывать ответственность за выполняемую работу.
Личностные УУД:
Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся; осознание значения градусной сетки на глобусе и карте; развитие практических навыков.
Предметные УУД:
Давать определение понятиям: полюс, экватор, градусная сеть, параллель, меридиан; объяснять, как ведут отсчет параллелей и меридианов.
Регулятивные УУД:
Составление и анализ сравнительной таблицы «Свойства линий градусной сетки», составление кластера «Отсчет параллелей и меридианов».
Умение работать с различными источниками географической информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное.
Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им.
Познавательные УУД:
Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.
Коммуникативные УУД:
Работать в паре или группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе.
Технологии обучения: технология развивающего обучения, сотрудничества.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах.
Техническое оборудование: атласы, учебник, глобус
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||
Организацион-ный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих | Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии | К. Самостоятельно организовать учебное место. | ||||||||
Актуализация знаний | Организует проверку знаний по теме «Масштаб», предлагает выполнить тест (см. Приложение)
| Выполняют тестовые задания. | П. Вспоминают изученный ранее материал. К. Оценивают работы других. Л. Формирование познавательных интересов и мотивов. | ||||||||
Стадия вызова Постановка учебной проблемы (целеполагание) Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Решим кроссворд и узнаем ключевое слово темы нашего урока (на доске начерчен кроссворд)
глобу с числ е нный масш т аб к арта а зимут - Какое слово получилось? - Это ключевое слово сегодняшней темы урока. На доске появляется слово СЕТКА Какая сетка может быть на карте? Что мы должны узнать и чему научиться на уроке? | Решают кроссворд и узнают ключевое слово - СЕТКА Учащиеся высказывают предположение о линиях на карте и глобусе, об их названиях и назначении. Совместно с учителем происходит актуализация знаний и выяснение темы урока. На доске появляется второе слово – ГРАДУСНАЯ. Тема урока определена: ГРАДУСНАЯ СЕТКА. Формулируют цель урока.
| М. Умение самостоятельно определять цели своего обучения. П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Р. Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты. Л. Формирование познавательных интересов и мотивов. | ||||||||
Формирование новых знаний | Организует работу учащихся. Градусная сеть представлена сетью параллелей и меридианов. Найдите в тексте учебника определение понятия параллель. Выпишите его в тетрадь. Что называется экватором? Организует работу учащихся с физической картой полушарий. В каких градусных мерах измеряются параллели? Какие материки пересекаются экватором? Какие материки расположены севернее экватора? Какие материки расположены южнее экватора? Что называется меридианом? Нулевой меридиан делит Землю на западное и восточное полушария. Найдите на карте нулевой меридиан. Какие материки пересекаются нулевым меридианом? Какие материки располагаются западнее нулевого меридиана? Какой материк расположен восточнее нулевого меридиана? В каких градусных мерах измеряются меридианы? | Учащиеся выписывают определение в тетрадь: Параллель – это воображаемая линия на земном шаре, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от экватора; это линия, проведённая параллельно экватору. Это линия, которая делит Землю на северное и южное полушария. Учащиеся находят на карте экватор, приходят к выводу о том, что экватор – это самая длинная параллель. От 0 до 900. Африка и Южная Америка Евразия, Северная Америка. Австралия и Антарктида. Учащиеся выписывают определение в тетрадь: Меридиан – это воображаемая линия на земном шаре, соединяющая Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию. Евразия, Африка, Антарктида. Северная Америка и Южная Америка. Австралия. От 0 до 1800. | М. Умение извлекать информацию из различных источников: текста учебника, рисунков. Л. Формирование познавательных интересов и мотивов. Р. Контролировать своё время и управлять им. К. Работать в паре. | ||||||||
Первичное осмысление и закрепление | Организует работу в тетради «Мой тренажёр» - задание 18 на с. 20. Организует работу по вопросам на с. 47. | Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради. После прочтения параграфа отвечают на вопросы на с. 47. | | ||||||||
Домашнее задание | П. 13, задания на с. 47 | Записывают домашнее задание и слушают комментарии по выполнению. | Р. Слуховое и визуальное восприятие информации. | ||||||||
Итоги урока | Подводит итог - Я узнал, что… - У меня вызвало затруднение… - Я научился | Продолжают фразы. | К. Обсуждение результатов наблюдений. П. Умение выражать свои мысли, строить высказывание. |
МАРШРУТНАЯ КАРТА
Используя текст учебника (с. 44 – 47), ответьте на вопросы.
Шаг 1
- Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси. Эта воображаемая ось пересекает Землю в двух точках.
Эти точки называются …….
Шаг 2
- На равном расстоянии от полюсов находится …….
Его длина составляет …… км.
А так как это окружность, то в ней содержится …… градусов.
Шаг 3
- Линии, соединяющие два полюса, называются…….
- Они показывают направление с …… на ……
- Сравним их форму на карте и глобусе:
На карте – это………
На глобусе – это …….
- Можно ли, двигаясь по ним на север, совершать кругосветное путешествие? ……..
Шаг 4
- Как называются линии, параллельные экватору? …….
- При движении к полюсам длина этих линий остается такой же, уменьшается или увеличивается? ……..
- Самая длинная параллель называется ……
- Направление каких сторон горизонта показывают эти линии? ……
Шаг 5
- Заполните таблицу в тетради «Свойства линий градусной сетки»
Признаки линий градусной сетки | Меридианы | Параллели |
Определение | | |
В какие стороны горизонта направлены? | | |
Какова длина в километрах? | | |
Какова длина в градусах? | | |
Какую форму имеют на глобусе? | | |
Какую форму имеют на карте полушарий? | | |
Тема «Масштаб»
Карточка № 1
-
Если именованный масштаб: В 1 см – 350 м перевести в численный, то получится:
А) 1:3500;
Б) 1:35000;
В) 1:350;
Г) 1:350000.
-
Если численный масштаб: 1:5000 перевести в именованный, то получится:
А) в 1 см – 5000 м;
Б) в 1 см – 500 м;
В) в 1 см – 50 м;
Г) в 1 см- 50 км.
-
Определите, какой из масштабов более крупный:
А) 1 : 25 000
Б) 1 : 10 000
В) 1 : 50 000
Г) 1 : 70 000
-
Длина отрезка на карте 7 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1: 1 00000.
__________________________________________________________________
Тема «Масштаб»
Карточка № 2
-
Если именованный масштаб: В 1 см – 50 м перевести в численный, то получится:
А) 1:500;
Б) 1:50;
В) 1:5000;
Г) 1:50000.
-
Если численный масштаб: 1:25000 перевести в именованный, то получится:
А) в 1 см – 25000 м;
Б) в 1 см – 2500 м;
В) в 1 см – 25 км;
Г) в 1 см- 250 м.
-
Определите, какой из масштабов более мелкий:
А) 1 : 25 000
Б) 1 : 10 000
В) 1 : 50 000
Г) 1 : 70 000
-
Расстояние между двумя городами равно 40 км. Определить расстояние между изображением этих городов на карте с масштабом 1: 5 000.
Тема «Масштаб»
Карточка № 3
-
Если именованный масштаб: В 1 см – 500 м перевести в численный, то получится:
А) 1:500;
Б) 1:5000;
В) 1:50;
Г) 1:50000.
-
Если численный масштаб: 1:2500 перевести в именованный, то получится:
А) в 1 см – 25000 м;
Б) в 1 см – 2500 м;
В) в 1 см – 25 м;
Г) в 1 см- 250 м.
-
Определите, какой из масштабов более крупный:
А) 1 : 25 000
Б) 1 : 5 000
В) 1 : 50 000
Г) 1 : 250 000
-
Длина отрезка на карте 3 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1: 1 000 000.
__________________________________________________________________
Тема «Масштаб»
Карточка № 4
-
Если именованный масштаб: В 1 см – 50000 м перевести в численный, то получится:
А) 1:5000000;
Б) 1:5000;
В) 1:500;
Г) 1:50000.
-
Если численный масштаб: 1:500 перевести в именованный, то получится:
А) в 1 см – 5000 м;
Б) в 1 см – 500 м;
В) в 1 см – 5 м;
Г) в 1 см- 50 м.
-
Определите, какой из масштабов более мелкий:
А) 1 : 25 000
Б) 1 : 5 000
В) 1 : 50 000
Г) 1 : 250 000
-
Длина отрезка на карте 5 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1: 1 000 000.