Файл: Н. Макиавелли в свое книге Государь руководствуется концепцией политического реализма. Он дает практические советы для того чтобы добиться и удержать власть в различных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций

Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Политология

_____________________________________________________



Группа Ру22ГУ111в
Студент
Д.В.Солнцев

МОСКВА 2022


  1. Н. Макиавелли в свое книге «Государь» руководствуется концепцией политического реализма. Он дает практические советы для того чтобы добиться и удержать власть в различных условиях.

Раскройте соотношение этики и политики в работе Н. Макиавелли.

Ответ: Впервые в четко сформулированной и резко очерченной форме проблему соотношения этики и политики поставил Н. Макиавелли. Он разработал особое политическое искусство создания твердой государственной власти любыми средствами, не считаясь с какими бы то ни было моральными принципами. Основная норма макиавеллизма - "цель оправдывает средства". Для пользы и в интересах государства правитель должен органически сочетать в себе хитрость и силу, то есть быть одновременно лисой и львом. Он может не хранить верность своему слову, прибегать к лукавству и вероломству и т.д., одним словом, использовать все средства, которые способны укрепить государство. Для Макиавелли высшая ценность – это государство, перед которым ценность отдельно взятой личности или какие бы то ни было другие ценности должны отступить на задний план или же полностью игнорироваться. Одним словом, изгнав этику из сферы политики, Макиавелли заменил её ценностно-нейтральным подходом. Более того, эти аргументы были использованы для обоснования тезиса о том, что в политике цель оправдывает средства.



  1. Политический режим это способ функционирования политической системы. Раскройте основные типы политических режимов. Какой политический режим, по вашему мнению, характерен для современной России.

Ответ: Основными типами политических режимов являются авторитарный, демократический и тоталитарный.

Авторитарный политический режим. При авторитарном режиме правящая элита стремится исключить участие народных масс в политике. Власти контролируют политическую сферу, предоставляя относительную свободу экономике и культуре (кроме их частей, имеющих прямое соприкосновение с политикой). Оппозиционная деятельность обычно насильственно подавляется. Однако масштаб репрессий небольшой (т.к. они вовлекают многочисленных родственников и знакомых репрессированного в политику). Правящая элита и управленческий аппарат пополняются в основном по наследству выходцами из высших и отчасти средних классов.

Основное условие существования авторитарных режимов — низкая политическая активность народа. Они существуют в обществах с патриархальной, патриархально–подданнической, подданнической, а также подданническо–активистской и патриархально–активистской политических культурах. В двух последних случаях они непрочны.

Основные преимущества авторитарного режима — возможность исходить при управлении из деловых соображений (а не предвыборных или идеологических) и относительная свобода в экономической и духовной сфере. В то же время при авторитарном режиме интересы и особенно желания народных масс учитываются недостаточно. Этому режиму свойственен наибольший размах коррупции.

Демократический политический режим. В политической мысли древности и средневековья под демократией понимали порядок, при котором все важные дела решаются самим народом. В настоящее время такое положение («прямая демократия») имеется лишь в некоторых швейцарских кантонах и отчасти (в сочетании с представительной демократией) на федеральном уровне Швейцарии. В ней все важные и многие второстепенные политические вопросы решаются на референдумах. При демократии допускается свободное участие народа в политике в рамках установленных процедур. Политическая элита стремится не использовать насилие в политических целях и подчиняет народ с помощью убеждения и морального авторитета, приобретаемого (в представительных демократиях) путём победы на конкурентных выборах.


С точки зрения теории элит демократией считается такой порядок, при котором разногласия частей элиты разрешаются путём свободных выборов при всеобщем и равном голосовании.

В демократических странах партии и кандидаты на выборные должности включают в свои предвыборные программы конкретные предложения решения стоящих перед страной проблем. Избиратели, голосуя за партии или кандидатов в президенты, тем самым высказываются за или против предложенных реформ. Таким образом, выборы превращаются в подобие референдума по важнейшим проблемам развития страны.

В современных демократиях:


  • источником государственной власти является народ,


  • существует равноправие граждан,


  • имеется политическая и гражданская свобода,


  • регулярно проводятся конкурентные выборы.

По мнению некоторых политологов, в частности австрийца Йозефа Шумпетера (1883–1950), это все основные признаки демократии.
По мнению других, в развитой (реальной) демократии должны присутствовать также:


  • политический плюрализм (конкурентная партийная система),


  • высокая степень политической конкуренции (сильная оппозиция),


  • ответственность власти перед обществом,


  • гражданский контроль над армией, полицией и спецслужбами.


Устойчивой считается такая демократия, в которой власть не менее 2 раз менялась в результате выборов.

Для успешного функционирования демократии необходимо большое количество условий.

Из них можно выделить:


наличие частной собственности и её неприкосновенность,


  • преобладание активистской политической культуры,


  • высокая степень единства народа (иначе победа на выборах не даёт морального авторитета в глазах меньшинства),


  • отсутствие непримиримых разногласий между влиятельными политическими силами (особенно о распределении собственности),


  • наличие развитого гражданского общества,


  • определённый уровень образования и благосостояния.

При наличии условий демократия обеспечивает максимально быстрое развитие общества, наиболее высокий уровень благосостояния, наибольший учёт интересов народа.

Основной недостаток — обилие и сложность условий, при невыполнении которых демократия вырождается в анархию. Кроме этого, при демократии правительственные решения зависят от предвыборных соображений. Поэтому 
крайне затруднительно проведение реформ, полезных для страны, но неприемлемых для влиятельных общественных групп.

Тоталитарный политический режим. Основным исследователем тоталитаризма считается германо–американский политолог Ханна Арендт (1902–1975). Тоталитарный режим является промежуточным между авторитарным и демократическим. При тоталитарном режиме участие народных масс в политике является обязательным. В своём политическом поведении народ должен следовать указаниям высшего начальства. Оно опирается не только на бюрократию, но и на народные массы. В тоталитарных режимах господство осуществляется не извне, а изнутри. Нет чёткой грани между правящими и управляемыми. Структура власти по своей многослойности напоминает луковицу (а не пирамиду, как при авторитарном режиме). Элита пополняется путём кооптации. Пути продвижения наверх открыты для выходцев из низов.

При тоталитарном режиме власти стремятся подчинить себе все стороны жизни общества, включая личную жизнь граждан (чтобы заставить народ участвовать в политике и выполнять при этом указания начальства). Признаками тоталитаризма являются:


  • официальная идеология, основанная на приоритете классовых, национальных или религиозных ценностей;


  • однопартийная система;


  • подчинение политической власти экономики и культуры;


  • государственная монополия на СМИ;


  • монополия власти на доступ к оружию;


  • массовые репрессии.


Тоталитарные режимы появляются, когда народные массы не желают мириться с авторитаризмом и в то же время не готовы к демократии. В обществе преобладает смешанная (патриархально–активистская или подданническо–активистская) политическая культура. Для появления этого режима необходимо наличие популярной идеологии переустройства мира, а также руководствующейся ею партии, фанатически убеждённой в своей правоте. Тоталитарные режимы невозможны без технологий ХХ в., в частности, широко распространённых СМИ.

Политический режим России. В нём присутствуют как демократические, так и авторитарные черты. Вопрос об их соотношении разными авторами решается по–разному в зависимости от политических симпатий. В частности, сторонники действующей власти обычно признают режим демократическим, настроенные оппозиционно — авторитарным.


Из демократических черт режима можно выделить следующие:


  • действующая конституция 1993 г. объявляет Россию демократическим государством;


  • единственным источником власти признаётся народ;


  • регулярно проводятся конкурентные выборы;


  • в общем обеспечивается политическая свобода.


Можно назвать следующие авторитарные черты политического режима России.

Разногласия между разными частями элиты после кратких периодов 1989–1991 и 1999 гг. фактически разрешаются без участия народа. В предвыборные программы включаются лишь общие фразы, а о планах реформ объявляется после выборов. В частности, в предвыборных программах Владимира Путина, партии «Единая Россия», Дмитрия Медведева ничего не говорилось о предстоящих монетизации льгот, отмене выборов губернаторов, увеличении срока полномочий президента и Государственной думы и др. Народ был лишён возможности решить разногласия частей элиты по этим и другим вопросам.

Едва ли не вся полнота власти принадлежит председателю правительства и президенту, не столько подчинённым общественному мнению, сколько подчиняющим себе его.


  1. Раскройте «железный закон олигархизации» Михельса. Насколько он справедлив для существующих партий и общественных объединений?

Ответ: Железный закон олигархии — принцип теории элит, впервые сформулированный Робертом Михельсом в 1911 году. Он состоит в том, что любая форма социальной организации, вне зависимости от её первоначальной демократичности либо автократичности, неизбежно вырождается во власть немногих избранных — олигархию.

Будучи социалистом, Михельс был озабочен тем, что либеральные и социалистические партии Европы, несмотря на лозунги о поддержке самого широкого участия масс в политической жизни, в действительности зависели от воли кучки «вождей» в той же степени, что и консервативные партии. Он пришёл к выводу, что стремление к олигархии заключено в самой природе социальной организации. «Говоря „организация“ — говорим „олигархия“», — писал Михельс.

Причинами существования этого закона Михельс считал объективную необходимость лидерства, стремление лидеров ставить во