Файл: I. Право определение, сущность, признаки, функции. Социальные нормы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, единый масштаб возможного или должного поведения для всех предусмотренных в ней субъектов.

Норма права носит предоставительно - обязывающий характер. Это означает, что предоставляя в регулируемом отношении одному лицу право действовать определенным образом, она в то же время возлагает обязанность на другое лицо либо действовать определенным образом, либо воздерживаться от действий.

Здесь воплощается основной принцип регулирования - каждому праву должна соответствовать обязанность.

Правовую норму отличает и такое качество, как формальная определенность. Это означает, что каждая правовая норма имеет строго определенное официальное словесное выражение, которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения.

Специфическим признаком правовых норм является их охрана государством. Этот признак не означает, что нормы права проводятся в жизнь только с помощью государственного принуждения. Они выражают волю всего народа и потому, как правило, соблюдаются в добровольном порядке. Вместе с тем правовые нормы охраняются государством. Эта охрана состоит в том, что право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения, т. е. в правовой системе закрепляются юридические санкции, которые применяются компетентными органами (например, прокуратурой, судом, органами внутренних дел и др.) в случаях несоблюдения правовых норм. Этим правовые нормы отличаются от норм морали, норм общественных организаций и других социальных норм.

Меры государственного принуждения, применяемые в случаях нарушения правовых норм, разнообразны: они направлены на восстановление нарушенного права либо на реализацию невыполненной обязанности, а также на наказание правонарушителя.

Нормы права, выражая волю народа, выступают необходимым регулятором общественных отношений. Они являются нормативной основой деятельности государственного аппарата, средством дальнейшего развития и охраны прав и свобод граждан. Им принадлежит важное значение   в обеспечении общественного порядка и дисциплины.

Регулирующее действие правовых норм осуществляется посредством наделения участников общественных отношений юридическими правами и обязанностями, воплощения предписаний норм в фактических, реальных действиях людей.

Все эти качества позволяют правовой норме быть эффективным и результативным средством регулирования общественных отношений.

Структура нормы права.


Под структурой правовой нормы понимают ее внутреннее строение, наличие в ней неразрывно связанных друг с другом и предполагающих одна другую составных частей.
Для обеспечения четкости и определенности в регулировании общественных отношений всякая правовая норма по смыслу и по содержанию должна ответить на три вопроса:
1) На какую типичную жизненную ситуацию она рассчитана, каковы существенные признаки этой ситуации;

2) Какие права и обязанности предусмотрены для лиц, которые могут оказаться в данной ситуации;

3) Какие меры государственного воздействия могут быть применены к лицам, вышедшим за пределы прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой.

В соответствии с поставленными вопросами в логической структуре правовой нормы выделяют гипотезу ("если"), диспозицию ("то) и санкцию ("иначе").

Гипотеза - это указание на условия (фактические обстоятельства), при которых действует данная норма. Она также указывает на общие признаки тех лиц, которые могут выступать в качестве субъектов установленных ею прав и обязанностей.

Диспозиция - это изложение самого правила поведения, которому нужно следовать в ситуации, предусмотренной в гипотезе. Это ядро правовой нормы. В нем изложены мера возможного и должного поведения (права и обязанности) сторон.

Гипотеза и диспозиция рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения.

Санкция - это указание на те меры государственного воздействия, которые могут быть применены в отношении лиц, нарушающих требования, изложенные в диспозиции.

Санкция рассчитана на наступление фактических обстоятельств, называемых правонарушением.

По способу охраны правопорядка санкции делятся на два основных вида: правовосстановительные (направленные на принудительное исполнение обязанностей, восстановление прав) и штрафные, карательные (предусматривающие ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание).

С помощью правовосстановительных санкций охраняются правовые нормы, последствия нарушения которых могут быть устранены или уменьшены с помощью государственного принуждения. Эти санкции абсолютно определены либо размер их ограничен заранее известным пределом; они применяются до восстановления нарушенных прав,
исполнения невыполненных обязанностей, ликвидации противоправного состояния (например, отмена незаконного приказа об увольнении + восстановление работника в должности + оплата вынужденного прогула + взыскание выплаченных сумм с лица, виновного в издании незаконного приказа + принудительное исполнение предыдущего решения, если оно не выполнено добровольно).

Штрафные, карательные санкции применяются за проступки или за преступления. Эти санкции носят относительно определенный характер, устанавливая либо альтернативу подлежащих применению принудительных мер (например – исправительные работы или штраф), либо их пределы (лишение свободы от двух до пяти лет), либо возможность применения основных и дополнительных взысканий или наказаний. Относительная определенность штрафных, карательных санкций обусловлена необходимостью при назначении правонарушителю конкретного взыскания или наказания учесть такие особенности дела, как форма и степень вины, последствия правонарушения, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств, характеристика личности правонарушителя и др.


Виды норм права.

Нормы права классифицируются по различным основаниям. Но наиболее важна отраслевая классификация правовых норм по предмету правового регулирования, т. е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой.

Практическое значение этой классификации в том, что она облегчает выбор нормы, подлежащей применению к данным отношениям и к данному случаю.

Это нормы:

1)  Государственного (конституционного) права – предметом регулирования являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственного устройства.

2)  Административного права – регулируют управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно – распорядительной деятельности государства.

3)  Гражданского права – регулируют имущественные и личные неимущественные отношения.

4)  Уголовного права – охраняют от преступных посягательств права и свободы человека, конституционный строй, частную и государственную собственность и т. д.

5)  Процессуального права.

6)  Трудового права и других отраслей.

Основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно – правового акта.

Норма права не тождественна статье нормативно - правового акта. Норма - это правило поведения, а статья нормативно - правового акта лишь форма изложения мысли законодателя. Законодатель, используя различные формы словесного выражения правовой нормы, исходит из соображений удобства, экономии, убедительности. Ведь нормативно - правовые акты должны быть достаточно простыми, понятными и доступными для восприятия, компактными - без длиннот и повторений. Кроме того, не все записанные в нормативно - правовом акте положения являются нормами права, непосредственно регулирующими общественные отношения. Хотя эти положения и носят нормативный, официальный характер. Например, во многих нормативно - правовых актах выделяются преамбулы, формулируются принципы и цели регулирования, даются определения используемых терминов и т. п. Поэтому структура нормы права, как правило, не совпадает со структурой отдельной статьи нормативно - правового акта. Более того, структурные элементы отдельной правовой нормы чрезвычайно редко излагаются в одной статье нормативно - правового акта. Выделить структурные элементы правовой нормы можно лишь путем применения всех приемов и способов толкования текста нормативно - правового акта или совокупности таких актов, взятых в системе. Чаще всего структурные элементы правовой нормы излагаются в различных частях нормативно - правового акта. Иногда гипотеза вообще не дается в силу ее очевидности, либо дается общая для ряда статей (например, описание признаков договора займа дается в одной статье, а в других статьях только различные варианты соответствующих диспозиций). В статье может излагаться только описание меры возможного поведения (право), а
обязанность подразумеваться, и наоборот. В статьях уголовных кодексов обычно слиты гипотеза и диспозиция в одной формулировке (описание признаков преступления - гипотеза, и подразумеваемый ей запрет совершать подобные преступления - диспозиция). Иногда структурные элементы правовой нормы излагаются в статьях различных нормативно - правовых актов. В этом случае, чтобы облегчить пользователю поиск различных элементов правовой нормы, законодатель прибегает к отсылочным предписаниям.

Выделяют три основных способа изложения правовых норм в статьях НПА:

1)  Прямой способ – в статье НПА излагаются все три элемента правовой нормы.

2)  Отсылочный способ – в статье НПА содержатся не все элементы нормы права, но есть отсылка к другим родственным статьям того же НПА.

3)  Бланкетный способ – недостающие сведения восполняются не какой-либо точно указанной статьей, как при отсылочном изложении, а самостоятельными нормами права, содержащимися в других нормативных актах. Для правильного понимания нормы, изложенной бланкетным способом, необходимо прибегнуть к этим нормативным актам.

Отличие права от других социальных норм.

Классификация социальных норм.

Виды социальных норм

Право

Мораль

Обычаи

Корпоративные нормы

Особенности формирования

Формируется в законодательной, судебной деятельности

Формируется в духовной жизни общества

Формируются в процессе длительного воспроизводства образцов поведения

Формируются в процессе организации и деятельности сообществ

Форма фиксации

В письменных источниках

В общественном сознании

В форме привычки, традиции

В письменных документах

Характер регулятивного воздействия

Через механизм правового регулирования

Через формирование регуляторов поведения

Через образцы поведения, деятельности

Через установление сформулированных положений

Способы обеспечения

Обеспечивается государством

Обеспечивается общественным воздействием

Не имеет внешнего обеспечения

Обеспечивается корпоративными механизмами