Файл: I. Право определение, сущность, признаки, функции. Социальные нормы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общество – это целая система самых разнообразных отношений, нуждающихся в регулировании. В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуации на работе, в общественных местах, дома, в семье, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.
В обществе складывается система нормативных регуляторов, социальных норм: обычаи, нормы морали, корпоративные нормы, религиозные нормы и нормы права.
Социальные нормы отличаются друг от друга по происхождению, способам формирования (создания), по характеру регулятивного воздействия, по способам обеспечения.
Право отличается от других регуляторов по своей связи с государством: оно формируется, создается государством и им же обеспечивается соблюдение права.
В силу тех качеств, которыми обладает право, оно занимает главное место в системе социального регулирования.
Право и мораль.
Право и мораль — основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом. Как форма общественного сознания, система отношений и норм - мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытно - общинном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали – продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально - политические отношения, другие формы общественного сознания.
Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются так же социально - экономическими условиями жизни общества.
Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в "золотом правиле": поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".
Сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются и имеют общие черты и различия.
Общие черты:
1) Принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности.
2) Являются основными регуляторами поведения.
3) Имеют общую цель — регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развитие общества как целого.
4) Базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе.
5) Выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.
Различия:
1) Право и мораль различаются по способам их установления, формирования, источникам.
Правовые нормы создаются либо санкционируются государством (отменяются, дополняются или изменяются), т. е. право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает особым, государственным регулятором общественных отношений.
Формирование морали имеет естественноисторическое происхождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в процессе которой ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных представлений и ожиданий. Для того, чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно санкций официальных властей, достаточно, чтобы она была признана обществом, классом, социальной группой, коллективом.
2) Право и мораль различаются по методам их обеспечения.
Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. В этом его принципиальное отличие не только от морали, но и от всякого иного регулятора.
По иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства официальной власти, применения юридических санкций. Общество, его коллективы сами решают каким образом воздействовать на лиц, не соблюдающих моральные запреты.
3) Право и мораль различаются по форме выражения, фиксации.
Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, общественных организаций, группируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники и уставы.
Нравственные нормы не имеют подобных форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, существуют в сознании людей.
4) Право и мораль различаются по степени детализации.
Содержание норм права характеризуется большой конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи, они содержат в себе более подробное описание запрещенного и разрешенного поведения, как правило, заранее устанавливают санкцию за нарушение данного предписания.
Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Они определяют наиболее общие требования к участникам общественных отношений и их поведению – быть справедливым, добрым, честным и т. д.
5) Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение.
Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т. е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом. Его соблюдение так же обязательно, как соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь, как кому заблагорассудится.
Иные последствия вызывает нарушение нравственности.
Четкой процедуры здесь нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия ( выговор, замечание, исключение из общественной организации и т. п.).
6) В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).
7) Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право обеспечивается возможностью государственного принуждения, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали.
Право и мораль взаимосвязаны и взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования.
Право и корпоративные нормы.
Корпоративные нормы – это правила поведения, принятые различными организациями. Эти нормы содержатся в уставах, которые подлежат обязательной регистрации в государственных органах. В уставах партий, общественных и других объединений содержатся нормы, определяющие права и обязанности их членов, структура органов, порядок их формирования, компетенция и т. д.
Наиболее распространенным примером корпоративных норм являются нормы общественных организаций (профсоюзов, политических партий, клубов разного рода и т. п.).
Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников общественных объединений и имеют для них обязательное значение. Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения: задачи и цели данной организации, компетенцию органов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм.
Корпоративные нормы в значительной мере схожи с правовыми.
Они, как и юридические нормы, документально закреплены, в известной мере детализированы, они имеют политическое содержание, обеспечиваются при помощи организационных мер, санкций и т. д. Однако они не имеют непосредственной связи с государственной деятельностью. Эти нормы уступают правовым по силе, сфере деятельности, категоричности, однако имеют и преимущества: выражают активность и инициативу, являются самодеятельными, распространяют свое действие за пределы правового регулирования.
Право и обычаи.
Обычаи – это правила поведения общего характера, сложившиеся исторически в силу их длительного, многократного соблюдения, вошедшие в привычку, ставшие традицией. Соблюдение их и обеспечивается привычкой людей, традицией. Обычаи не имеют единой системы, они многочисленны и различны – в зависимости от социальной группы, в которой они сложились или сферы деятельности.
Соотношение права с обычаями различно в зависимости от их характера. Юридические нормы могут поддерживать обычаи, полезные с точки зрения общества и государства и запрещать реализацию обычаев, которые противоречат сложившемуся образу жизни в обществе.
II. Источники права. Европейское право.
Источник права – это форма официального закрепления и выражения правовых норм.
Общим признаком всех источников права является то, что это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях или ответственности физических или юридических лиц.
Известны следующие виды источников права:
1. Правовой обычай.
2. Юридический прецедент.
3. Религиозные тексты.
4. Нормативный договор.
5. Нормативно – правовой акт.
Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате его повторения людьми в течение длительного времени, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма поведения.
Правовой обычай является исторически первым источником права. Эта форма права возникла на самых ранних этапах правового развития. После появления государственности многие обычаи сохранили свое значение и перешли под защиту судебной системы, то есть, стали правовыми обычаями. На определенном этапе развития правовой обычай начал письменно закрепляться, модернизируясь в нормативно – правовой акт. Для того, чтобы обычай стал правовым, необходимо наличие следующих условий:
1) признание обычая в качестве правового обществом, в котором он сложился;
2) наличие определенного возраста обычая, то есть срока существования;
3) обычай не должен противоречить публичному порядку либо должен быть разумным.
Кроме того, естественно, что государство возьмет под защиту (санкционирует) только тот обычай, который отвечает целям и задачам государственной власти.
В странах с развитой системой права правовой обычай как источник права используется не часто. Однако есть системы, в которых этот источник права значительно распространен. Особенно в странах Азии или Африки. Также правовой обычай до сих пор служит одним из источников права Швеции, прежде всего в торговом праве.
Особое значение имеет правовой обычай в области международного права. Он становится источником международного права, когда отношения между субъектами международного сообщества не урегулированы международным договором. Для этого правовой обычай должен признаваться всеми или некоторыми сотрудничающими государствами, на которых и будет распространяться.
Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующем при решении подобных дел.
Юридический прецедент также относится к числу исторически устоявшихся источников права. Юридический (или судебный) прецедент – это решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному юридическому делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел. Таким образом, можно выделить судебные и административные прецеденты.