Файл: Предмет и цели изучения истории. Исторические источники и литература. Периодизация истории России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30 декабря 1922 г. на 1 Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор.
В декларации говорилось о причинах, целях и принципах объединения. Основной целью объявлено создание в конечном итоге всемирного союза коммунистических республик. Формально и юридически эта цель была отменена в дек. 1991 г.
В компетенции Союза были вопросы внешней политики, внешней торговли, обороны, финансов, связи и путей сообщения. Остальные вопросы входили в компетенцию республик.
Высшим законодательным органом был избран Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.
31 января 1924 г. 2 Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в которой были оговорены принципы Декларации и Договора. Эти положения были закреплены принятием конституций союзных республик в 1924-1925 гг. Образование СССР усилило коммунистический режим и повысило мощь государства.
С принятием Конституции СССР 1924 г. и союзных конституций продолжился процесс национально-государственного строительства. В 1924 году ЦК ВКП (б) решил упразднить Туркестанскую АССР и «независимые» Хорезм и Бухару. Образованы две союзные республики:
- Узбекская СССР и Туркменская СССР;
- две автономных республики: Таджикская в составе Узбекской СССР и Киргизская в составе РСФСР (с 1926 года - автономная);
- автономная Каракиргизская область в составе РСФСР.
В 1924 г. в составе УССР была образована Молдавская автономная республика, в составе Азербайджанской СССР - Нахичеванская автономная республика и автономная область Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением. В 1924 г. была ликвидирована Горная республика, из которой выделился ряд автономных областей.
Политическая и идеологическая доминанта в процессе национально-государственного строительства создавала фундамент для будущих национально-этнических конфликтов конца 80-х годов ХХ века.
Конституция СССР 1936 г. закрепила в составе Союза 11 союзных республик. При этом ЗСФСР была разделена на три самостоятельных республики (Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР). В состав СССР вошли Таджикская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР (1936).
5 декабря 1936 г. на VIII Чрезвычайном съезде Советов СССР была принята новая Конституция СССР. В составе Союза теперь было 11 союзных республик, а также автономные республики и автономные области. Высшим органом власти стал Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Он состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета национальностей. Решения принимались, если за них проголосовали обе палаты (каждая в отдельности). Закреплялось главенство законодательной власти над исполнительной и судебной.
-
Новая экономическая политика (1921-1929 гг.)
Сущность НЭПа: преодоление массового недовольства политикой "военного коммунизма".
Цели НЭПа:
· восстановление хозяйства и поиск новых путей построения социализма;
· создание внутриполитической стабильности, привлечение крестьян на сторону советской власти;
· преодоление кризиса власти.
Основные положения НЭПа:
· замена продразверстки продналогом;
· продналог предусматривал сдачу государству фиксированной части продукции крестьянского хозяйства, с предоставлением права распоряжаться остальным;
· разрешение частной торговли;
· децентрализация управления экономикой;
· денационализация мелкой и средней промышленности, сдача нерентабельных предприятий в аренду;
· проведение денежной реформы (укрепление финансовой системы);
· переход к денежной оплате труда, реабилитация материального стимулирования трудящихся;
· отмена бесплатных услуг;
· разрешение аренды земли и наемного труда;
· перевод госпредприятий на хозрасчет и самофинансирование;
· допуск частного капитала в экономику в виде концессий: заключение договоров о передаче в эксплуатацию на определенный срок природных богатств, промышленных предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству.
В целом НЭП оценивался как переходный период, тактический ход, временное отступление для пути развития социализма.
Противоречия нэпа проявлялись в:
— экономике (техническая отсталость промышленности —
высокие темпы ее восстановления, острая потребность в обновлении производственных мощностей — нехватка капиталов внутри страны. невозможность широкого привлечения иностранных капиталовложений, абсолютное преобладание мелких, полунатуральных крестьянских хозяйств на селе);
— социальной сфере (усиление неравенства, неприятие нэпа значительной частью рабочего класса и крестьянства, ощущение временности своего положения у многих представителей нэпманской буржуазии);
— политике (понимание нэпа как временного отступления, маневра, необходимого для перегруппировки сил, сохранение многочисленных ограничений для частного капитала в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, острая борьба по вопросам, связанным с перспективами нэпа).
Самым главным было противоречие между экономикой и политикой: экономика, основанная на частичном признании рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого состояли в переходе к коммунизму — обществу, свободному от частной собственности.
Итоги
Нэп позволил экономике СССР добиться возвращения к довоенному уровню развития. Однако войти в ряд экономически развитых стран Советский Союз так и не смог. Становилось очевидным, что без создания тяжелой промышленности, по уровню равной западной, преждевременно не только мечтать о мировой революции, но и надеяться на сохранение социализма в самом СССР. Это хорошо понимало руководство партии. В партии развернулась дискуссия о путях создания тяжелой промышленности, т. е. об индустриализации. Видный партийный деятель призывал использовать для этого возможности рынка (товарно-денежных отношений, кооперации). Государственная и частная торговля и промышленность, по его мнению, должны были конкурировать друг с другом, хотя регулировать эту конкуренцию надлежало государству.
-
Становление и развитие советской культуры (1917-1930-е гг.)
Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.
Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4года. В 1920 г. создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.В 1930 г. введено всеобщее начальное образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались все эксперименты. Оно проводилось на основе строгой дисциплины, расписания. Изучалась история страны, гуманитарные и точные дисциплины. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г.учреждена начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы), средняя (1-10 классы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партработники и комсомольцы.Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов.
По этой причине в 1933-1937 гг. для повышения образовательного уровня рабочих созданы системы рабочих
школ и профессиональных курсов.Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.В 1925 г. из Ленинграда в Москву переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И.Вавилов.
Отделения академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР (создано более 850 НИИ).
Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям производства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А.А.Морозов, М.И.Комкин, Ж.Я.Котин), самолетов (А.И.Туполев, С.В.Илюшин, Н.Н.Поликарпов, А.С.Яковлев), артиллерийских орудий, систем и минометов (В.Г.Грабин, Ф.Ф.Петров), стрелкового оружия (В.А.Дегтярев, Ф.В.Токарев). А.П.Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнитных волн.
Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки:
физики - П.Л.Капица, атомного ядра - И.В.Курчатов, Г.Н. Флеров и др.),
физики полупроводников - А.Ф.Иоффе.
В середине 30-х годов в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным
режимом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, гиперболизированный оптимизм.
Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение больших масс людей.
Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу советской власти.
Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под
руководством КПСС.Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед,
преемницей которых стала партия коммунистов.Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой талантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и поведение всего общества.
Члены ЦК лично просматривали все новые фильмы и были их цензорами.Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим надзором партии. Деятелям культуры предоставлялись исключительные блага, как и партийным лидерам; формировалась
зависимость искусства от государства.
-
Особенности социально-экономического и политического развития СССР в конце1920-х – 1930-е годы.
Если к концу 1920-х гг. в СССР и сохранились остатки гражданского общества, то в 1930-е гг. государство становится полностью тоталитарным:
1) экономика переходит под государственный контроль;
2) партия окончательно сливается с идеологизированным государством.
После провозглашения на XIV съезде партии курса на индустриализацию (декабрь 1925 г.) в сельском хозяйстве начался кризис. Государство было вынуждено прибегнуть к «чрезвычайным мерам» – раскулачиванию зажиточных крестьстьян. Весной 1929 г. возникли две партийные группировки:
1) группа Н. И. Бухарина выступала за налаживание механизма координации действий между сельским хозяйством и промышленностью;
2) группа И. В. Сталина предлагала максимальную концентрацию ресурсов в тяжелой промышленности за счет «перекачки» средств из легкой индустрии и сельского хозяйства.
В апреле 1929 г. поддержку получила сталинская группа. Основные цели индустриализациисталми стали:
1) ликвидация технико-экономической отсталости страны;